ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ




КРИТО-МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО

 

Два его виднейших цен­тра — остров Крит и город Микены в Южной Греции (полуостров Пелопоннес) — дали название этому искусству. Но оно включало в себя творения большого региона, от Балканской Греции и ост­ровов Эгейского моря до побережья Малой Азии.

 

Творцами критской (или минойской, «минойцы» по имени мифического критского царя Миноса) цивилиза­ции были народы неустановленного пока происхождения. Их культура за­родилась примерно в начале II тысячелетия до н. э. Основными её центра­ми были сам остров Крит и острова Эгейского моря.

 

Ахейцы (или Микены, «микенцы» – по названию столицы их так стали именовать) пришли в Грецию из Северной Европы. Народ этот был индоев­ропейского происхождения.

 

СЧИТАЕТСЯ! Что Микенцы являлись прямыми предками будущих эллинов (греков). НО, некоторые исследователи так не считают, что это не связанные между собой цивилизации! Микенцы жили бок о бок с минойцами до XII в. до н. э. Крито-микенская культура (предшественница Греческой) – это культура троянских войн.

 

ИСКУССТВО КРИТА

В начале II тысячелетия до н. э. на Крите строили много дворцов (слайд 2). Каж­дый из них это боль­шая группа построек, возведённых вокруг внутреннего двора и предна­значенных как для светских, так и для религиозных, на­добностей.

Критское искусство избегает не­подвижности, тяжёлых опор. Несмотря на громадные размеры дворцов (площадь Кносского двор­ца составляет шестнадцать тысяч квадратных метров) и будто бы простую конструкцию, они очень сложны. Разнообразные внутрен­ние помещения соединяются са­мым причудливым образом, а длин­ные коридоры внезапно заводят в тупики. Есть лест­ницы, и посетитель вдруг попадает то в световой дворик, возникший во тьме дворца, то на лоджию, то в большой парадный зал для пи­ров. Неожиданно он мог оказаться и в ванной комнате, помещённой в восточной части Кносского дворца. Ванна, сделанная из обожжённой глины и похожая формой на совре­менную, не соединялась с канали­зационными трубами, которые шли по ступеням дворца снаружи, «сами по себе». Возможно, эта сложность породила миф о лабиринте минотавра.

 

МИНОЙСКИЕ ВАЗЫ

Критские вазописцы достигли редких вы­сот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, — от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками, до громадных гли­няных яйцевидных сосудов — «пифосов», достигавших двух метров в высоту, в которых хранили зерно, вино, воду. У минойских ваз нет тяжёлых широких поддо­нов. Они тяготеют к объёмным, сфериче­ским формам. Для устойчивости их иногда полностью или частично закапы­вали в землю (слайд 3, 4). Вазы раскрашивали ярко и смело, применяя красную, белую, синюю и чёрную краски. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Весьма часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы, осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особенно были любимы цветы — лилии, тюльпаны, неж­ные и хрупкие крокусы.

 

Для критян природа была священна по причине её божественности. Всё божественное — совершенно, но природа полна особой красоты.

Фигуры на изображениях всегда хрупкие, с осиными талиями, слов­но готовые переломиться (слайд 5 – 7). Особым очарованием ды­шит образ «Парижанки» (так её назвали историки, слайд 6) – изящ­ной девушки, изображённой в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Там был представлен ритуальный пир, участники которого сиде­ли напротив друг друга с чаша­ми в руках. Сохранился лишь фрагмент.

 

Критские герои отличаются исключительной хрупкостью, они как бы не выдерживают натиска при­родных стихий, подчиняются их воле. Талии критян готовы надло­миться, пушистые кудри — скрыть целиком лицо, ноги парят над землёй в неслышном грациозном шаге

 

МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО

Места для основания их городов выбраны в уеди­нённых крепостях находящихся в горах.

Мике­ны и Тиринф на полуострове Пело­поннес (Южная Греция), сложен­ные из огромных глыб природного камня великанами-циклопами, как думали позже греки.

Циклопы – три одноглазых великана, порождение Геи (земля) и Урана (небо): Арг («Сияющий»), Бронт («Громовой») и Стероп («Сверкающий»). Сразу после рождения циклопы были связаны и сброшены отцом в Тартар – это глубочайшая бездна под царством Аида. Они были освобождены титанами после свержения Урана, но вновь закованы Кроносом.. Когда Зевс начал борьбу с Кроносом (верховное божество) за власть, он, по совету их матери Геи, вывел циклопов из Тартара, чтобы те пришли на помощь олимпийским богам в войне против титанов. Их шесть братьев и шесть сестёр-титанид, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометея, Гелиоса, и других.

Циклопы выковали Зевсу перуны (громы и молнии) которые тот метал в титанов. Аиду они выковали шлем, а Посейдону трезубец, научили Гефеста и Афину ремеслам. Циклопов перебил Аполлон после того, как Зевс поразил перуном сына Аполлона Асклепия (а этот перун выковали именно циклопы). По Ферекиду, Аполлон убивает детей циклопов. Их место в кузнице перунов занял Гефест. Согласно Овидию, они (Бронт, Акмонид и Стероп) живут на Сицилии. Жертвенник циклопов был в Коринфе.

 

В Тиринфе одна из стен крепостной стены с галере­ей внутри — так называемая «казема­та» — имеет толщину семнадцать метров. За пределами цитадели, у по­дошвы холмов, располагался «нижний город» с домами и постройками обычных людей. На акрополе сели­лись лишь правители города, жрецы, верховная знать.

Вход в город был оформлен в XIV в. до н. э. так на­зываемыми Львиными воротами (слайд 9), украшенными сценой поклонения львов божеству, воплощённому в критской колонне (слайд 10).

Микенские дворцы, многое заим­ствовав у критских, но их формы были строги и просты, а главное — двор­цовое здание всегда представляло собой мегарон – дом прямоугольной формы с очагом посередине, не имев­шее внутреннего двора. Оно дели­лось на три основных помещения, нанизанных на единую ось. Снача­ла посетитель входил в преддве­рие — вестибюль с обрамлённым колоннами портиком. Далее он по­падал в центральный зал с очагом посередине, вытяжным отверстием для дыма в потолке и троном у пра­вой боковой стены (как в критских дворцах). Здесь происходили все важнейшие события в жизни обита­телей акрополя — праздники, воен­ные советы, заседания вождей. Далее находилось ещё одно помещение, возможно служившее хранилищем дворцовой казны или священных ве­щей для отправления культа.

 

Несмотря на внешнюю простоту, здания были роскошно отделаны. Реконструкция дворца в Тиринфе, легендарной родине Геракла, пока­зывает, как выглядел такой интерь­ер. Полы были расписаны шахмат­ным орнаментом с включёнными в клетки фигурами подводных бо­гов — тунцов, осьминогов. Во двор­це Пилоса, где, согласно Гомеру, некогда царил мудрый старец Нес­тор, к тропу вёл напольный жерт­венный канал, видимо предназна­ченный для отправления в «море» особых жидкостей. Стены были сплошь покрыты фресками, на кото­рых встречались сцены с грифона­ми, сфинксами и львами, подобны­ми представленным в Тронном Зале Кносса (слайд 10 – 11).

Микенские герои (в отличие от минойских) массивны, тяжеловесны, прочно стоят на земле. Их уверенность в себе и внутренняя сила таковы, что они способны со­противляться любым внешним воз­действиям. Каждый из них имеет в мире своё место, законность кото­рого продиктована богами.

К числу самых великих проявлений микенского духа принадлежат памятники погре­бального искусства. Рядом с микен­ским дворцом находился царский некрополь (гробница, Слайд 12).

Он был уст­роен гораздо ниже уровня дороги и имел вид обнесённого каменным кольцом круга. Это так называемый «могильный круг А», открытый в 1876 г. Позднее, в 1952 г., был обна­ружен «могильный круг В», уже за пределами цитадели. В этих некро­полях, датируемых XVI в. до н. э., хранились все богатейшие сокрови­ща микенских царей. В каждом «круге» устроено по не­скольку глубоких шахтовых гробниц прямоугольной формы, очень гру­бых и даже без обкладки стен кам­нем.

На их дне были погребены члены царского рода. На лицах мужчин — золотые маски, сильно стилизованные, но яс­но передающие черты микенских владык (слайд 13). Их предназначе­ние — сохранять нетленными чер­ты смертных царей. Здесь же были найдены богатые бронзовые кинжалы с рукоятками из горного хрусталя и инкрустирован­ными рисунками — сценами охоты, бегущими львами, водоплавающими птицами, звёздным небом, злотые украшения, сосуды из серебра (слайд 14).

Около 1250 или 1190 г. до н. э. произошла какая-то катастрофа. Крито-Микенский мир прекратил свое существование. Возможно, вторг­шиеся северные племена ускорили его падение.

На долгие столетия крито-микенский мир умолк, но он жил в устной и фольклор­ной традиции, в песнях греческих певцов — аэдов. В VIII в. до н. э. он будет сохранён Гомером на века в поэмах «Илиада» и «Одиссея».

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ

 

Искусство Древней Греции — одно из самых значительных явлений миро­вой художественной культуры.

Погребённые Средневековьем древнегрече­ские руины открыли мастера эпохи Возрождения и дали высочайшую оцен­ку произведениям классической древности. Античность провозгласили непревзойдённой и совершенной.

 

Древняя Греция состоит из провинций:

1. Малоазийская Греция (сейчас Турция)

2. Артика, Пелопоннес, Лакония (сейчас Греция).

3. Балканская Греция.

 

Искусство можно разделить на несколько основных фаз (стилей):

1. геометрику (IX-VIII вв. до н. э.).

2. архаику (VII—VI вв. до н. а).

3. классику, которая делится на

¾ раннюю (490—450 гг. до н. э),

¾ высо­кую (450—400 гг. до н. э.)

¾ позднюю (400—323 гг. до н. э.).

4. Эллинизма (эпоха - III—I вв. до н. э.), т.е. — вре­мя после смерти Александра Ма­кедонского (323 г. до н. а), когда благодаря завоевательным походам великого полководца был впервые объединён пёстрый и разнородный мир — от Греции через Персию и Среднюю Азию до Индии. Тогда эл­линский стиль, в разных местностях принимая различные облики, распространился на огромном про­странстве.

 

Во II в. до н. э. Греция под­пала под владычество Римской республики и стала провинцией под названием Ахайя, но эллинское ис­кусство продолжило своё существо­вание уже на почве Рима.

 

Эллада - название Греции на греческом языке.

Эллины — самоназвание греков.

 

Рассмотрим поподробнее стили.

 

ГЕОМЕТРИКА

Эпоха геометрики (IX—VIII вв. до н. э.). Основой геометрического искусства стали схематичные бронзовые ста­туэтки и большие расписные сосу­ды. В росписях преобладал геомет­рический стиль, названный так по чётким, логическим формам основ­ных декоративных приёмов: ромб, квадрат, прямоугольник, круг, зигзаг, линия. Ка­ждый символ росписи сосуда являл­ся деталью условного изображения устройства мира.

Впервые у греков громадный сосуд оказался связанным с захоронением, но оставался на земле как памятник человеку. Любопытно, что у такой вазы есть скромный двойник в виде другой амфоры, хранящей пепел усопшего и зарытой в землю. Эти со­суды стояли на одной оси и сообща­лись: по особым памятным дням в такую амфору могли наливать жер­твенную жидкость (скорее всего, разбавленный водой мёд), которая просачивалась в могилу; для этого перед установкой у большого сосу­да-памятника отбивали ножку и ча­стично дно. Значит, большая амфо­ра имела ритуальный смысл – служила алтарём.

 

АРХАИКА

А) Сооружения.

Типы архитектурных сооружений в то время представлены преимущест­венно храмами. Геометрика приучила древних художников мыслить стро­го логически. Архаика продвину­лась ещё дальше, создав единый архитектурный язык — ордерную систему.

Ордер (от лат. ordo — «поря­док», «строй») предполагал при строительстве зданий использо­вать единый модуль (мерку) — пядь, локоть или ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Греки создали модуль. Пример: голова укладывается в корпус 6 – 8 раз, а две фаланги укладываются 3 раза в лице от бороды. Благодаря ор­дерной системе в архитектур­ном сооружении уравновешива­лись противодействующие силы роста вверх и давления вниз.

Несомые части — вся верх­няя часть здания, кровля с ан­таблементом — перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трёх соподчинённых частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание (базу), которым опи­ралась на стереобат — ствол, состоявший из нескольких по­ставленных друг на друга бара­банов, и завершалась «гла­вой» — капителью, в которой выделялись «подушка» — эхин и лежащая на нём сверху квадрат­ная плита — абак (слайд 15).

 

К первоначальному дорическому («мужествен­ному») ордеру присоединился ионический («женственный»), а в конце V в. до н. э. и коринфский («девиче­ский»), пропорции которого упо­доблялись девическому телу.

 

Б) Статуи.

От­дельные статуи вначале слишком напоминают колонны: руки тесно прижаты к телу, ступни ног стоят на одном уровне (Слайд 16).

Фигуры будто только вышли из каменного блока, из кото­рого поочерёдно обрабатывались четыре фасада здания. У мужских и женских фигур сходные пропор­ции: тонкие талии и широкие плечи, с той лишь разницей, что мужские статуи очень часто предстают обнажёнными, а женские — в одеяниях. Вместе с тем фигуры ранней поры удивительно органичны; они словно живут внутри камня и сохраняют в нём свою божественную душу.

Однако со временем фигуры ста­ли отделяться от каменного блока и «выходить» в реальное пространст­во. К концу VI — началу V в. до н. э. становятся бо­лее естественными, а их движения более свободными. В дальнейшем фигура будет стремиться «выйти» из каменного блока.

В) Вазопись

Были созданы тыся­чи мастерских для формовки и рос­писи разнообразных сосудов: ам­фор для масла или вина, кратеров для смешивания вина с водой (как было принято на греческих пирах), пиксид для женских украшений итд. В первой половине VI в. до н. э. вазопись процветала в Коринфе, в котором были популярны росписи в восточном стиле. Символы – знаки уступили место образам.

На свет­лом фоне глины чёрные фигуры не выделяются слишком резко: их кон­туры процарапаны, силуэты подцвечены пурпуром (природным кра­сящим веществом красно-фиолето­вого цвета), а по фону разбросаны многочисленные пятна-розетки (слайд 17). Однако уже около 30-х гг. VI в. до н. э. фигуры стали светлыми, а фон — тёмным.

 

РАННЯЯ КЛАССИКА

 

Особого расцвета вазопись достиг­ла в период строгого стиля, как именуют сейчас всю раннюю классику (490—450 гг. до н. э.). Эта эпо­ха, связанная с борьбой Греции против могучей Персидской держа­вы, была периодом становления демократии в греческих городах-государствах (полисах).

В 60-е гг. V в. до н. э. был заново отстроен храм Зев­са в Олимпии — важнейшее обще­эллинское святилище, где раз в че­тыре года справлялись всемирно известные Олимпийские игры. Оба фронтона в храме, выстроенном архитектором Либоном из известня­ка, имели мраморные скульптурные группы.

В то время творил один из вели­чайших ваятелей V в. до н. э. Мирон (слайд 18). Им была создана знаменитая статуя метателя диска — «Дискобол», не со­хранившаяся до наших дней, но ре­конструированная благодаря рим­ским копиям. Она была бронзовой, как и большинство других статуй строгого стиля, что вполне соответ­ствовало духу времени (Слайд 19).

«Дискобол» замечателен остро­умием замысла: он и стремительно движется, и одновременно неподви­жен.

 

ВЫСОКАЯ КЛАССИКА

К середине V в. до н. э. острота раннеклассического стиля постепенно изжила себя. Искусство Греции вступило в полосу расцвета. Повсю­ду после персидских разрушений отстраивали города, возводили хра­мы, общественные здания и святи­лища.

Храм Парфенон, выстроенный в середине V в. до н. э. стал одним из прекраснейших эллинских хра­мов. Он, огромный и могучий, сто­ял на возвышающемся участке голой серой скалы. Однако человеку, под­нимавшемуся по ступенькам к храму, скала казалась ровнее, а храм — доступнее и человечнее (слайд 20). Фронтоны храма были запол­нены скульптурой.

 

ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА

 

В 30-х гг. Эллада переживала поли­тический кризис: завязалась война Афин со Спартой, в которой Спар­та одержала верх; в конце десятиле­тия, во время мора, погиб Перикл. Всё это не могло не отразиться на искусстве, которое в поздней клас­сической фазе (400—323 гг. до н. э.) стало следовать двум основным на­правлениям. Традиция Фидия со­хранялась до гибели античного ми­ра под ударами варварских племён (IV в. н. э.). На её фоне наметился, с одной стороны, уход в патетическую героику, с другой — в индивидуаль­ный, возвышенно-лирический мир (Слайд 22).

 

Расцвет этого периода представляют Фигуры Лисиппа (слайд 23), Праксителя (слайд 24). Они более стройные, естественные, подвиж­ные и независимые. Однако в них исчезает нечто очень важное: атлет уже не воспринимается героем, об­раз становится более принижен­ным, в то время как в высокой клас­сике он был восходящим: людей героизировали, героев обожествля­ли, а богов ставили на уровень вы­сшей духовной и природной силы.

Словно предчувствуя такой ко­нец, греческое искусство поздней классики создало особый жанр ме­мориальных стел. Искусство над­гробного рельефа (слайд 25), пресечённое гре­ко-персидскими войнами, ожило гораздо позже. В погре­бения клали изумительные по тон­кости исполнения и выразитель­ности средств белофонные лекифы (древнегреческая ваза, предназначенная для хранения оливкового масла, которая также использовалась как погребальный дар в V веке до н. э. Характерными чертами лекифа являются узкое горлышко и небольшая ножка), на которых были изображены встречи живых с умершими в риту­альные дни. А над захоронениями ставили мраморные надгробия со всё более высоким рельефом, при­близившиеся вплотную к скульптур­ным телам, помещаемым в эдикулы (от лат. aedicula — «маленький храм») — ниши, обрамлённые дву­мя небольшими колоннами или пи­лястрами с антамблементом и фронтончиком над ними. Такое оформление делало их похожими на храм, в котором происходит во­ображаемая встреча живых и умер­ших. Их союз подчёркивают руко­пожатие и встреча взглядов.

Тем не менее греческие художни­ки не переставали творить — уже не для собственных потребностей, а для новых богатых заказчиков. Они продолжали традицию, повлиявшую на искусство стран и народов на ог­ромном пространстве — от Рима до государств Средней Азии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: