КРИТО-МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО
Два его виднейших центра — остров Крит и город Микены в Южной Греции (полуостров Пелопоннес) — дали название этому искусству. Но оно включало в себя творения большого региона, от Балканской Греции и островов Эгейского моря до побережья Малой Азии.
Творцами критской (или минойской, «минойцы» по имени мифического критского царя Миноса) цивилизации были народы неустановленного пока происхождения. Их культура зародилась примерно в начале II тысячелетия до н. э. Основными её центрами были сам остров Крит и острова Эгейского моря.
Ахейцы (или Микены, «микенцы» – по названию столицы их так стали именовать) пришли в Грецию из Северной Европы. Народ этот был индоевропейского происхождения.
СЧИТАЕТСЯ! Что Микенцы являлись прямыми предками будущих эллинов (греков). НО, некоторые исследователи так не считают, что это не связанные между собой цивилизации! Микенцы жили бок о бок с минойцами до XII в. до н. э. Крито-микенская культура (предшественница Греческой) – это культура троянских войн.
ИСКУССТВО КРИТА
В начале II тысячелетия до н. э. на Крите строили много дворцов (слайд 2). Каждый из них это большая группа построек, возведённых вокруг внутреннего двора и предназначенных как для светских, так и для религиозных, надобностей.
Критское искусство избегает неподвижности, тяжёлых опор. Несмотря на громадные размеры дворцов (площадь Кносского дворца составляет шестнадцать тысяч квадратных метров) и будто бы простую конструкцию, они очень сложны. Разнообразные внутренние помещения соединяются самым причудливым образом, а длинные коридоры внезапно заводят в тупики. Есть лестницы, и посетитель вдруг попадает то в световой дворик, возникший во тьме дворца, то на лоджию, то в большой парадный зал для пиров. Неожиданно он мог оказаться и в ванной комнате, помещённой в восточной части Кносского дворца. Ванна, сделанная из обожжённой глины и похожая формой на современную, не соединялась с канализационными трубами, которые шли по ступеням дворца снаружи, «сами по себе». Возможно, эта сложность породила миф о лабиринте минотавра.
|
МИНОЙСКИЕ ВАЗЫ
Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, — от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками, до громадных глиняных яйцевидных сосудов — «пифосов», достигавших двух метров в высоту, в которых хранили зерно, вино, воду. У минойских ваз нет тяжёлых широких поддонов. Они тяготеют к объёмным, сферическим формам. Для устойчивости их иногда полностью или частично закапывали в землю (слайд 3, 4). Вазы раскрашивали ярко и смело, применяя красную, белую, синюю и чёрную краски. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Весьма часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы, осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особенно были любимы цветы — лилии, тюльпаны, нежные и хрупкие крокусы.
Для критян природа была священна по причине её божественности. Всё божественное — совершенно, но природа полна особой красоты.
Фигуры на изображениях всегда хрупкие, с осиными талиями, словно готовые переломиться (слайд 5 – 7). Особым очарованием дышит образ «Парижанки» (так её назвали историки, слайд 6) – изящной девушки, изображённой в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Там был представлен ритуальный пир, участники которого сидели напротив друг друга с чашами в руках. Сохранился лишь фрагмент.
|
Критские герои отличаются исключительной хрупкостью, они как бы не выдерживают натиска природных стихий, подчиняются их воле. Талии критян готовы надломиться, пушистые кудри — скрыть целиком лицо, ноги парят над землёй в неслышном грациозном шаге
МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО
Места для основания их городов выбраны в уединённых крепостях находящихся в горах.
Микены и Тиринф на полуострове Пелопоннес (Южная Греция), сложенные из огромных глыб природного камня великанами-циклопами, как думали позже греки.
Циклопы – три одноглазых великана, порождение Геи (земля) и Урана (небо): Арг («Сияющий»), Бронт («Громовой») и Стероп («Сверкающий»). Сразу после рождения циклопы были связаны и сброшены отцом в Тартар – это глубочайшая бездна под царством Аида. Они были освобождены титанами после свержения Урана, но вновь закованы Кроносом.. Когда Зевс начал борьбу с Кроносом (верховное божество) за власть, он, по совету их матери Геи, вывел циклопов из Тартара, чтобы те пришли на помощь олимпийским богам в войне против титанов. Их шесть братьев и шесть сестёр-титанид, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометея, Гелиоса, и других.
Циклопы выковали Зевсу перуны (громы и молнии) которые тот метал в титанов. Аиду они выковали шлем, а Посейдону трезубец, научили Гефеста и Афину ремеслам. Циклопов перебил Аполлон после того, как Зевс поразил перуном сына Аполлона Асклепия (а этот перун выковали именно циклопы). По Ферекиду, Аполлон убивает детей циклопов. Их место в кузнице перунов занял Гефест. Согласно Овидию, они (Бронт, Акмонид и Стероп) живут на Сицилии. Жертвенник циклопов был в Коринфе.
|
В Тиринфе одна из стен крепостной стены с галереей внутри — так называемая «каземата» — имеет толщину семнадцать метров. За пределами цитадели, у подошвы холмов, располагался «нижний город» с домами и постройками обычных людей. На акрополе селились лишь правители города, жрецы, верховная знать.
Вход в город был оформлен в XIV в. до н. э. так называемыми Львиными воротами (слайд 9), украшенными сценой поклонения львов божеству, воплощённому в критской колонне (слайд 10).
Микенские дворцы, многое заимствовав у критских, но их формы были строги и просты, а главное — дворцовое здание всегда представляло собой мегарон – дом прямоугольной формы с очагом посередине, не имевшее внутреннего двора. Оно делилось на три основных помещения, нанизанных на единую ось. Сначала посетитель входил в преддверие — вестибюль с обрамлённым колоннами портиком. Далее он попадал в центральный зал с очагом посередине, вытяжным отверстием для дыма в потолке и троном у правой боковой стены (как в критских дворцах). Здесь происходили все важнейшие события в жизни обитателей акрополя — праздники, военные советы, заседания вождей. Далее находилось ещё одно помещение, возможно служившее хранилищем дворцовой казны или священных вещей для отправления культа.
Несмотря на внешнюю простоту, здания были роскошно отделаны. Реконструкция дворца в Тиринфе, легендарной родине Геракла, показывает, как выглядел такой интерьер. Полы были расписаны шахматным орнаментом с включёнными в клетки фигурами подводных богов — тунцов, осьминогов. Во дворце Пилоса, где, согласно Гомеру, некогда царил мудрый старец Нестор, к тропу вёл напольный жертвенный канал, видимо предназначенный для отправления в «море» особых жидкостей. Стены были сплошь покрыты фресками, на которых встречались сцены с грифонами, сфинксами и львами, подобными представленным в Тронном Зале Кносса (слайд 10 – 11).
Микенские герои (в отличие от минойских) массивны, тяжеловесны, прочно стоят на земле. Их уверенность в себе и внутренняя сила таковы, что они способны сопротивляться любым внешним воздействиям. Каждый из них имеет в мире своё место, законность которого продиктована богами.
К числу самых великих проявлений микенского духа принадлежат памятники погребального искусства. Рядом с микенским дворцом находился царский некрополь (гробница, Слайд 12).
Он был устроен гораздо ниже уровня дороги и имел вид обнесённого каменным кольцом круга. Это так называемый «могильный круг А», открытый в 1876 г. Позднее, в 1952 г., был обнаружен «могильный круг В», уже за пределами цитадели. В этих некрополях, датируемых XVI в. до н. э., хранились все богатейшие сокровища микенских царей. В каждом «круге» устроено по нескольку глубоких шахтовых гробниц прямоугольной формы, очень грубых и даже без обкладки стен камнем.
На их дне были погребены члены царского рода. На лицах мужчин — золотые маски, сильно стилизованные, но ясно передающие черты микенских владык (слайд 13). Их предназначение — сохранять нетленными черты смертных царей. Здесь же были найдены богатые бронзовые кинжалы с рукоятками из горного хрусталя и инкрустированными рисунками — сценами охоты, бегущими львами, водоплавающими птицами, звёздным небом, злотые украшения, сосуды из серебра (слайд 14).
Около 1250 или 1190 г. до н. э. произошла какая-то катастрофа. Крито-Микенский мир прекратил свое существование. Возможно, вторгшиеся северные племена ускорили его падение.
На долгие столетия крито-микенский мир умолк, но он жил в устной и фольклорной традиции, в песнях греческих певцов — аэдов. В VIII в. до н. э. он будет сохранён Гомером на века в поэмах «Илиада» и «Одиссея».
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ
Искусство Древней Греции — одно из самых значительных явлений мировой художественной культуры.
Погребённые Средневековьем древнегреческие руины открыли мастера эпохи Возрождения и дали высочайшую оценку произведениям классической древности. Античность провозгласили непревзойдённой и совершенной.
Древняя Греция состоит из провинций:
1. Малоазийская Греция (сейчас Турция)
2. Артика, Пелопоннес, Лакония (сейчас Греция).
3. Балканская Греция.
Искусство можно разделить на несколько основных фаз (стилей):
1. геометрику (IX-VIII вв. до н. э.).
2. архаику (VII—VI вв. до н. а).
3. классику, которая делится на
¾ раннюю (490—450 гг. до н. э),
¾ высокую (450—400 гг. до н. э.)
¾ позднюю (400—323 гг. до н. э.).
4. Эллинизма (эпоха - III—I вв. до н. э.), т.е. — время после смерти Александра Македонского (323 г. до н. а), когда благодаря завоевательным походам великого полководца был впервые объединён пёстрый и разнородный мир — от Греции через Персию и Среднюю Азию до Индии. Тогда эллинский стиль, в разных местностях принимая различные облики, распространился на огромном пространстве.
Во II в. до н. э. Греция подпала под владычество Римской республики и стала провинцией под названием Ахайя, но эллинское искусство продолжило своё существование уже на почве Рима.
Эллада - название Греции на греческом языке.
Эллины — самоназвание греков.
Рассмотрим поподробнее стили.
ГЕОМЕТРИКА
Эпоха геометрики (IX—VIII вв. до н. э.). Основой геометрического искусства стали схематичные бронзовые статуэтки и большие расписные сосуды. В росписях преобладал геометрический стиль, названный так по чётким, логическим формам основных декоративных приёмов: ромб, квадрат, прямоугольник, круг, зигзаг, линия. Каждый символ росписи сосуда являлся деталью условного изображения устройства мира.
Впервые у греков громадный сосуд оказался связанным с захоронением, но оставался на земле как памятник человеку. Любопытно, что у такой вазы есть скромный двойник в виде другой амфоры, хранящей пепел усопшего и зарытой в землю. Эти сосуды стояли на одной оси и сообщались: по особым памятным дням в такую амфору могли наливать жертвенную жидкость (скорее всего, разбавленный водой мёд), которая просачивалась в могилу; для этого перед установкой у большого сосуда-памятника отбивали ножку и частично дно. Значит, большая амфора имела ритуальный смысл – служила алтарём.
АРХАИКА
А) Сооружения.
Типы архитектурных сооружений в то время представлены преимущественно храмами. Геометрика приучила древних художников мыслить строго логически. Архаика продвинулась ещё дальше, создав единый архитектурный язык — ордерную систему.
Ордер (от лат. ordo — «порядок», «строй») предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (мерку) — пядь, локоть или ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Греки создали модуль. Пример: голова укладывается в корпус 6 – 8 раз, а две фаланги укладываются 3 раза в лице от бороды. Благодаря ордерной системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз.
Несомые части — вся верхняя часть здания, кровля с антаблементом — перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трёх соподчинённых частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание (базу), которым опиралась на стереобат — ствол, состоявший из нескольких поставленных друг на друга барабанов, и завершалась «главой» — капителью, в которой выделялись «подушка» — эхин и лежащая на нём сверху квадратная плита — абак (слайд 15).
К первоначальному дорическому («мужественному») ордеру присоединился ионический («женственный»), а в конце V в. до н. э. и коринфский («девический»), пропорции которого уподоблялись девическому телу.
Б) Статуи.
Отдельные статуи вначале слишком напоминают колонны: руки тесно прижаты к телу, ступни ног стоят на одном уровне (Слайд 16).
Фигуры будто только вышли из каменного блока, из которого поочерёдно обрабатывались четыре фасада здания. У мужских и женских фигур сходные пропорции: тонкие талии и широкие плечи, с той лишь разницей, что мужские статуи очень часто предстают обнажёнными, а женские — в одеяниях. Вместе с тем фигуры ранней поры удивительно органичны; они словно живут внутри камня и сохраняют в нём свою божественную душу.
Однако со временем фигуры стали отделяться от каменного блока и «выходить» в реальное пространство. К концу VI — началу V в. до н. э. становятся более естественными, а их движения более свободными. В дальнейшем фигура будет стремиться «выйти» из каменного блока.
В) Вазопись
Были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов: амфор для масла или вина, кратеров для смешивания вина с водой (как было принято на греческих пирах), пиксид для женских украшений итд. В первой половине VI в. до н. э. вазопись процветала в Коринфе, в котором были популярны росписи в восточном стиле. Символы – знаки уступили место образам.
На светлом фоне глины чёрные фигуры не выделяются слишком резко: их контуры процарапаны, силуэты подцвечены пурпуром (природным красящим веществом красно-фиолетового цвета), а по фону разбросаны многочисленные пятна-розетки (слайд 17). Однако уже около 30-х гг. VI в. до н. э. фигуры стали светлыми, а фон — тёмным.
РАННЯЯ КЛАССИКА
Особого расцвета вазопись достигла в период строгого стиля, как именуют сейчас всю раннюю классику (490—450 гг. до н. э.). Эта эпоха, связанная с борьбой Греции против могучей Персидской державы, была периодом становления демократии в греческих городах-государствах (полисах).
В 60-е гг. V в. до н. э. был заново отстроен храм Зевса в Олимпии — важнейшее общеэллинское святилище, где раз в четыре года справлялись всемирно известные Олимпийские игры. Оба фронтона в храме, выстроенном архитектором Либоном из известняка, имели мраморные скульптурные группы.
В то время творил один из величайших ваятелей V в. до н. э. Мирон (слайд 18). Им была создана знаменитая статуя метателя диска — «Дискобол», не сохранившаяся до наших дней, но реконструированная благодаря римским копиям. Она была бронзовой, как и большинство других статуй строгого стиля, что вполне соответствовало духу времени (Слайд 19).
«Дискобол» замечателен остроумием замысла: он и стремительно движется, и одновременно неподвижен.
ВЫСОКАЯ КЛАССИКА
К середине V в. до н. э. острота раннеклассического стиля постепенно изжила себя. Искусство Греции вступило в полосу расцвета. Повсюду после персидских разрушений отстраивали города, возводили храмы, общественные здания и святилища.
Храм Парфенон, выстроенный в середине V в. до н. э. стал одним из прекраснейших эллинских храмов. Он, огромный и могучий, стоял на возвышающемся участке голой серой скалы. Однако человеку, поднимавшемуся по ступенькам к храму, скала казалась ровнее, а храм — доступнее и человечнее (слайд 20). Фронтоны храма были заполнены скульптурой.
ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА
В 30-х гг. Эллада переживала политический кризис: завязалась война Афин со Спартой, в которой Спарта одержала верх; в конце десятилетия, во время мора, погиб Перикл. Всё это не могло не отразиться на искусстве, которое в поздней классической фазе (400—323 гг. до н. э.) стало следовать двум основным направлениям. Традиция Фидия сохранялась до гибели античного мира под ударами варварских племён (IV в. н. э.). На её фоне наметился, с одной стороны, уход в патетическую героику, с другой — в индивидуальный, возвышенно-лирический мир (Слайд 22).
Расцвет этого периода представляют Фигуры Лисиппа (слайд 23), Праксителя (слайд 24). Они более стройные, естественные, подвижные и независимые. Однако в них исчезает нечто очень важное: атлет уже не воспринимается героем, образ становится более приниженным, в то время как в высокой классике он был восходящим: людей героизировали, героев обожествляли, а богов ставили на уровень высшей духовной и природной силы.
Словно предчувствуя такой конец, греческое искусство поздней классики создало особый жанр мемориальных стел. Искусство надгробного рельефа (слайд 25), пресечённое греко-персидскими войнами, ожило гораздо позже. В погребения клали изумительные по тонкости исполнения и выразительности средств белофонные лекифы (древнегреческая ваза, предназначенная для хранения оливкового масла, которая также использовалась как погребальный дар в V веке до н. э. Характерными чертами лекифа являются узкое горлышко и небольшая ножка), на которых были изображены встречи живых с умершими в ритуальные дни. А над захоронениями ставили мраморные надгробия со всё более высоким рельефом, приблизившиеся вплотную к скульптурным телам, помещаемым в эдикулы (от лат. aedicula — «маленький храм») — ниши, обрамлённые двумя небольшими колоннами или пилястрами с антамблементом и фронтончиком над ними. Такое оформление делало их похожими на храм, в котором происходит воображаемая встреча живых и умерших. Их союз подчёркивают рукопожатие и встреча взглядов.
Тем не менее греческие художники не переставали творить — уже не для собственных потребностей, а для новых богатых заказчиков. Они продолжали традицию, повлиявшую на искусство стран и народов на огромном пространстве — от Рима до государств Средней Азии.