Термин «сегмент» в переводе с латинского «segmentum» означает «отрезок», «часть круга». Применительно к информации, формируемой в финансовой отчетности, сегмент – это легко выделяемый компонент компании, участвующий в производстве отдельного товара (услуги) или группы связанных товаров услуг. Согласно требованиям ПБУ 12/2000 информацией о сегменте является информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации.
Таким образом, сегмент – это обособленная часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, которая выделяется в общей деятельности организации по уровню риска или получению прибыли.
Необходимость раскрытия указанной информации в бухгалтерской отчетности установлена также в разделе VI «Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках» ПБУ 4/99. Согласно п. 27 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать дополнительные данные, в частности данные об объемах продаж товаров (работ, услуг) по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности).
Информация по сегментам раскрывается в бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями ПБУ 12/2000 следующим образом:
• по видам деятельности (операционные сегменты);
• по географическому расположению (географические сегменты).
Операционный сегмент представляет собой отдельно выделяемый компонент организации, занимающийся деятельностью по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг.
|
При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров (работ, услуг) могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или по большинству факторов. Это следующие факторы:
• назначение товаров (работ, услуг);
• процесс производства товаров (выполнения работ, оказания услуг);
• потребители (покупатели) товаров (работ, услуг);
• методы продажи товаров и распространения работ (услуг);
• системы управления деятельностью организации (если это применимо в конкретной ситуации).
Географический сегмент представляет собой отдельно выделяемый компонент организации, занятый деятельностью по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации.
Следовательно, информация по географическому сегменту – это информация, раскрывающая существенные аспекты деятельности организации в определенном географическом регионе.
Согласно ПБУ 12/2000 информация по географическому сегменту может выделяться двумя способами:
1) по месту расположения активов организации;
2) по месту расположения рынков сбыта.
Формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам Российской Федерации.
|
Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности информацию по географическому сегменту можно выделять по местам расположения активов (ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей (покупателей) товаров, работ, услуг).
При выделении информации по географическим сегментам необходимо в соответствии с требованиями п. 8 ПБУ 12/2000 исходить из следующих признаков:
• сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;
• наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;
• сходства деятельности;
• рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;
• общности правил валютного контроля;
• валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.
Согласно МСФО 14 информация по сегментам представляется как по географическим, так и по операционным сегментам. При этом операционный сегмент представляет собой отдельно выделяемый компонент предприятия, занятый производством продукции или предоставлением услуг, риски и выгоды которого отличаются от рисков и выгод других отраслевых сегментов (например, промышленных, сельскохозяйственных, финансовых сегментов).
В соответствии с требованиями МСФО сегменты идентифицируются на основе организационной и управленческой структур, а также внутренней системы финансовой отчетности, часто называемой управленческим подходом, который позволяет получить наглядное свидетельство преобладающего источника риска и выгод в целях представления отчетности по сегментам. Такой источник риска и выгод определяет первичный формат сегментной отчетности, а вторичный источник рисков и выгод – вторичный формат сегментной отчетности. Нормы МСФО 14 требуют использовать более низкий уровень внутренней сегментации. Требование возникает в связи с выделением внутренних сегментов, которые не имеют отношения ни к продукции и услугам, ни к географическим районам (например, сегмент по виду юридической формы образования предприятия). При этом отчетность по внутренним сегментам представляется вместе с отчетностью по группам продукции или услуг либо по географическим районам.
|
Географические сегменты в соответствии с требованиями МСФО 14 могут основываться в зависимости от места расположения операций предприятия либо от места расположения рынков и клиентов.
ПБУ 12/2000 содержит основные признаки, служащие основанием (условиями) для выделения информации по сегментам.
Сегмент, информация по которому является наиболее существенной и соответственно подлежит обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности, называется отчетным сегментом. Таким образом, информация по отчетному сегменту – это информация по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащая обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или в консолидированной финансовой отчетности.
При выделении информации по отчетным сегментам принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. Вместе с тем при выделении информации по отчетным сегментам оценка рисков не предполагает их точное количественное измерение и выражение.
Перечень и типы сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливаются организацией самостоятельно в зависимости от ее организационной и управленческой структуры и систем внутреннего учета и отчетности. Для этого в приказе об учетной политике, основываясь на выбранной организацией логике сегментирования, необходимо определить виды (группы) товаров (работ, услуг), которые войдут в состав информации по сегментам.
Пример 1
Выделение географического сегмента. Фирма «Упаковка» занимается производством и реализацией тары и упаковочных материалов. Ее организационно-управленческая структура построена по территориальному (географическому) принципу: в подчинении головного офиса, находящегося в Москве, имеется пять обособленных структурных подразделений в городах Одинцово, Нахабино, Можайск, Коломна, Ногинск, каждое из которых занимается производством и сбытом тары и упаковочных материалов в своем регионе.
Для фирмы «Упаковка» отчетным сегментом является географический сегмент, поскольку общая величина выручки от продажи состоит из нескольких компонентов, различающихся по территориальному (географическому) признаку. Активы фирмы «Упаковка» также расположены по территориальному (географическому) признаку.
Пример 2
Выделение операционного сегмента. Московская многопрофильная фирма «Женская одежда» занимается пошивом и продажей верхней женской одежды. В состав многопрофильной фирмы входят:
• производственный цех по пошиву верхней женской одежды;
• цех услуг производственного характера по мелкому ремонту верхней женской одежды – подгонке изделий под фигуру покупателя, изменению длины изделий, вставкой молний, резинки, плечевого наклада и др.;
• фирменный магазин, занимающийся продажей женской одежды собственного производства, а также продажей швейных изделий коммерческих партнеров фирмы «Женская одежда»;
• склад готовой продукции, осуществляющий продажу готовой продукции за наличный расчет непосредственно со склада.
Кроме того, фирма «Женская одежда» заключила со швейной фабрикой долгосрочный договор подряда на переработку давальческого сырья и изготовление мужских костюмов.
Отчетным сегментом для московской многопрофильной фирмы «Женская одежда» является операционный сегмент, поскольку ее выручка от продаж состоит из следующих операционных компонентов:
• выручка от реализации готовой продукции согласно договорам купли-продажи, заключенным с оптовыми фирмами;
• выручка от продажи изделий собственного производства через собственный фирменный магазин;
• выручка от продажи швейных изделий своих коммерческих партнеров через собственный фирменный магазин;
• выручка от продажи готовой продукции непосредственно со склада готовой продукции;
• выручка от продажи мужских костюмов, произведенных по договору подряда на переработку давальческого сырья;
• выручка от продажи услуг производственного характера по мелкому ремонту верхней женской одежды.
Последовательность действий по выделению сегментов и подготовке информации по ним, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, представлена на схеме.