Методические указания к самостоятельной работе студентов




Тема 1 Система управления охраной труда (УОТ) на предприятиях вычислительной техники

Основные положения УОТ. Определение, принципы и цель системы УОТ. Нормативно-методическая основа системы УОТ.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основные положения системы управления охраной труда;

- нормативно-методическую документацию;

уметь:

-составлять планы мероприятий для включения в систему УОТ.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр.

Тема 2Нормативно-правовые основы УОТ

Правовые основы УОТ. Конституция РК, Закон о труде РК, Закон об охране труда PК, Закон РК о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Закон РК о промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Законодательные акты по охране труда.

Нормативно-техническая документация. Стандарты, правила, нормы по охране труда.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Санитарные правила и нормы (СПиПы) по гигиене труда в промышленности РК Строительные нормы и правила (СНиПы). Инструкции по технике безопасности. Руководящие документы ведомств по охране труда.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основные положения трудового кодекса Республики Казахстан;

- нормативно-методическую документацию;

уметь:

-применять Систему стандартов безопасности труда (ССБТ) на предприятии;

- составлять инструкции по технике безопасности.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [20], 3-21 стр.; [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр.

Тема 3Функция управления охраной труда

Организация и координация работ по охране труда. Органы управления охраной труда, их структура и функции. Служба охраны труда на предприятиях и ее функции. Обязанность должностных лиц.

Планирование работ по охране труда. Перспективное, текущее (годовое) и оперативное (квартальное, месячное) планирование. Порядок их финансирования. Номенклатурные мероприятия по охране труда.

Надзор и контроль за состоянием охраны труда. Органы Госнадзора, их виды, структура к функции. Паспортизация санитарно-технического состояния объектов.

Учет, анализ и оценка состояния охраны труда. Условия труда и факторы их формирования. Классификация работ по тяжести и вредности. Производственный травматизм и профессиональные заболевания, их причины. Учет и отчетность по ним. Методы анализа производственного травматизма. Комплексная оценка условий труда. Прогнозирование уровня безопасности труда.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-органы управления охраной труда;

- обязанности должностных лиц;

уметь:

-планировать работы по охране труда;

-рассчитывать показатели производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр.

Тема 4Задачи управления охраной труда

Обучение трудящихся безопасности труда. Инструктаж, обучение и проверка знаний рабочих, служащих, инженерно-технических работников.

Пропаганда вопросов охраны труда. Лечебно - профилактическое обслуживание рабочих. Обеспечение трудящихся средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- виды инструктажей;

- задачи пропаганды вопросов охраны труда;

уметь:

-проводить обучение персонала безопасности труда;

- применять средства индивидуальной защиты.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр.

Тема 5Психофизиологические основы системы УОТ

Характеристики основных форм трудовой деятельности человека. Тяжесть и напряженность труда, их оценка. Работоспособность, ее этапы и активизация. Утомление, пути борьбы с ним. Режим труда и отдыха.

Антропометрические характеристики человека. Виды анализаторов.

Психическая деятельность человека.

Эргономические основы труда. Профессиональный отбор. Эргономические требования к организации рабочих мест.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- характеристики основных форм трудовой деятельности;

- работоспособность, ее этапы;

уметь:

- обеспечивать надежность в системе СЧМ;

- выполнять эргономические требования к организации рабочих мест.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр.

Тема 6Производственная санитария

Санитарная классификация предприятий и производств. Санитарная характеристика производственных процессов. Требования к устройству зданий и помещений электронно-вычислительной техники, санитарно-бытовых помещений, к водоснабжению и канализации.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- санитарные требования к устройству зданий и помещений электронно - вычислительной техники;

- требования к устройству санитарно- бытовых помещений;

уметь:

- выполнять расчеты санитарно- бытовых помещений;

- предъявлять требования к устройству систем водоснабжения и канализации.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр.

Тема 7 Защита от неблагоприятных метеорологических условий воздушной среды

Микроклимат рабочих мест его параметры. Влияние параметров микроклимата на организм и их гигиеническое нормирование. Методы создания комфортных метеоусловий на производственных местах. Отопление и кондиционирование воздуха. Принципы их расчета. Контроль условий производственной среды. Промышленная вентиляция, её виды и условия применения. Естественная вентиляция, ее виды и принципы их расчет. Искусственная вентиляция, её виды и принципы их расчета.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- параметры микроклимата;

- методы создания комфортных метеоусловий на рабочих местах;

уметь:

- выполнять расчеты естественной и искусственной вентиляции;

- выполнять расчеты по кондиционированию воздуха.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр.

Тема 8Защита от шума, вибрации, инфра- и ультразвука

Общие сведения о производственных шумах, вибрации, инфра- и ультразвуках. Их действие на организм человека и гигиеническое нормирование. Источники их образования при использовании средств компьютерной технологии и информационной системы управления.

Методы защиты от шума. Акустические расчеты. Защита от инфра- и ультразвука. Измерение параметров шума, вибрации и инфра- и ультразвука.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- общие сведения о производственных шумах, вибрации, инфра- и ультразвуках;

- источники образования шума, вибрации, инфра – и ультразвука;

уметь:

- выполнять акустические расчеты;

- пользоваться приборами для измерения шума, вибрации, инфра – и ультразвука.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр.

Тема 9 Защита от вредных излучений

Электромагнитные излучения, их действие на организм человека и гигиеническое нормирование. Ионизирующие излучения, их воздействие на организм человека, их гигиеническое нормирование и защита от них. Лазерное излучение, его действие на организм человека и гигиеническое нормирование, защита от него. Защита от вредных излучений при эксплуатации компьютерных устройств и электронной аппаратуры.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- воздействие на организм человека излучений и электромагнитных полей;

- методы защиты от излучений и электромагнитных полей;

уметь:

-производить измерения различных излучений на рабочих местах и в производственных помещениях;

- применять средства индивидуальной и коллективной защиты персонала от излучений и электромагнитных полей.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр.

Тема 10Производственное освещение

Общие сведения о производственном освещении. Светотехнические величины. Основные требования к производственному освещению. Системы и виды производственного освещения производственных помещений.

Естественное освещение, его нормирование и расчет. Искусственное освещение и его проектирование. Виды искусственного освещения и условия их применения. Осветительные приборы, их классификация и светотехнические показатели. Нормирование и методы расчета искусственного освещения. Контроль освещенности рабочих мест.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основные требования к производственному освещению;

- системы и виды производственного освещения;

уметь:

- выполнять расчеты естественного и искусственного освещения;

- пользоваться приборами для измерения освещенности в производственных помещениях.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр.

Тема 11Основы техники безопасности на предприятиях вычислительной техники. Общие меры безопасности

Безопасность погрузочно-разгрузочных работ и перемещение тяжестей. Общие требования безопасности к производственным процессам и оборудованию индустрии информатики. Опасные зоны, защитные устройства и знаки безопасности.

Специальные меры безопасности при эксплуатации электронно - вычислительной техники.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- общие требования безопасности к производственным процессам и оборудованию индустрии информатики;

- опасные зоны, защитные устройства и знаки безопасности;

уметь:

- применять меры безопасности при эксплуатации оборудования;

- применять защитные устройства.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 255-274 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр.

Тема 12Электробезопасность при эксплуатации электронно-вычислительной техники

Основы электробезопасности. Действие электрического тока на организм и факторы, предопределяющие исходы поражения человека. Классификация производственных помещений по опасности поражения электрическим током. Анализ условий поражений человека электрическим током. Напряжение шаговое и прикосновения. Технические и организационные методы защиты человека от поражения электрическим током. Принципы и расчеты защитного заземления и зануления.

Безопасность эксплуатации переносного электрооборудования. Специальные меры электробезопасности при эксплуатации электронно-вычислительной техники.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основы электробезопасности;

- классификацию производственных помещений по опасности поражения эл. током;

уметь:

- выполнять расчеты защитного заземления и зануления;

- оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при поражении эл.током.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр.

Тема 13Основы пожарной безопасности на предприятиях вычислительной техники. Общие вопросы

Организация пожарной охраны на предприятиях. Понятие о пожаро- и взрывоопасности. Системы предотвращения пожаров и взрывов, противопо-жарной зашиты

Горение, его определение, фазы и условия возникновения. Виды горения и его параметров. Пожар, его причины и классификация. Температурный режим пожара.

Классификация производств, помещений и установок по их пожаро- и взрывоопасности.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- системы предотвращения пожаров и взрывов;

- причины пожаров;

уметь:

- пользоваться огнетушителями;

- рассчитывать параметры горения.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр.

Тема 14Система пожарной безопасности

Исключение образования пожаро- и взрывоопасной среды. Герметизация и антикоррозийная защита оборудования и коммуникаций. Автоматический контроль за составом горючей взрывоопасной среды.

Предупреждение воспламенения пожаровзрывноопасной среды. Безопасное производство огнеопасных работ. Правила устройства системы отопления и вентиляции, электротехнического оборудования.

Пожароопасность процесса хранения информации. Предупреждение разряда статического и атмосферного электричества, молниезащита.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- антикоррозийную защиту оборудования и коммуникаций;

- Правила устройства системы отопления и вентиляции;

уметь:

- применять средства индивидуальной защиты от статического электричества;

- выполнять расчет молниезащиты.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр.

Тема 15Системы противопожарной защиты

Ограничение распространения пожаров. Горючесть строительных материалов и конструкций. Огнестойкость строительных конструкций и зданий. Выбор групп горючести и требуемых переделов огнестойкости конструкций и сооружений. Зонирование пром. площадки и противопожарные разрывы между ними. Противопожарные преграды в зданиях. Огнепреградительные устройства в установках и коммуникациях.

Тушения пожаров. Способы тушения пожаров и огнегасительные вещества, принципы их выбора. Автоматические средства. Противопожарное водоснабжение и его расчет. Пожарная связь и сигнализация.

Эвакуация людей из зданий. Специальные меры пожарной безопасности.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-огнестойкость строительных конструкций и зданий;

- способы тушения пожаров;

уметь:

- выполнять расчет противопожарного водоснабжения;

- выполнять эвакуацию людей из зданий.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр.

Тема 16Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Опасности среды обитания

Классификация опасностей в системе "человек- среда - обитания". Эволюция среды Питания, переход от биосферы к техносфере. Естественные системы защиты организма, учение по оказанию само- и доврачебной помощи.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- классификацию опасностей;

- естественные системы защиты организма;

уметь:

- оказывать само- и доврачебную помощь пострадавшим;

- классифицировать опасности среды обитания.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 96-365 стр.; [22], 224- 364 стр.; [16], 51-236 стр.; [18], 6- 76 стр.

Тема 17Чрезвычайные ситуации

Законы Республики Казахстан «О Гражданской обороне» и «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».

Основные понятия, причины возникновения и классификация ЧС. Оценка ЧС. Теория катастроф.

Основные задачи, организационные принципы построения и функционирования Гражданской обороны (ГО) республики. Формирования ГО, назначение и порядок их создания. Органы управления и службы ГО и ЧС.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- законы Республики Казахстана по ЧС;

- причины возникновения и классификацию ЧС;

уметь:

- выполнять оценку ЧС;

- применять организационные принципы построения и функционирования ГО.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 336- 391 стр.; [10], 8- 110стр.; [4], 391-395 стр.; [16], 20-26 стр.; [5], 7 - 15, 19-24, 29-105, 206-215, 266-280 стр.

Тема 18Защита населения

Основные принципы защиты населения, окружающей среды и организаций при ЧС. Основные способы защиты населения.

Классификация защитных сооружений и их использование. Виды защитных сооружений: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Требования, предъявляемые к ним.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основные принципы защиты населения окружающей среды при ЧС;

- классификацию защитных сооружений;

уметь:

- осуществлять эвакуационные мероприятия;

- применять средства индивидуальной защиты при ЧС.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [1], 369- 446 стр.; [4], 301- 408 стр.; [18], 165-202 стр.; [5], 281 - 300 стр.;[22], 120- 140 стр.; [17], 392- 406 стр.; [21], 288- 301 стр.; [8], 62- 107 стр.

Тема 19Устойчивость объектов хозяйствования

Сущность устойчивости функционирования объектов хозяйствования. Факторы, влияющие на устойчивость работы объектов в ЧС.

Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий ГО. Основные назначения норм и порядок их осуществления. Требования норм к размещению объектов хозяйствования, проектированию и строительству зданий, сооружений и системам электро- и газоснабжения.

Цели и этапы исследования устойчивости организации.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- факторы, влияющие на устойчивость работы объектов в ЧС;

- сущность устойчивости функционирования объектов хозяйствования;

- нормы проектирования инженерно-технических мероприятий в ЧС

уметь:

- размещать объекты хозяйствования;

- применять нормы при проектировании и строительстве зданий, сооружений и систем электро- и газоснабжения.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [8], 147- 176 стр.; [10], 145- 187стр.; [17], 414-424 стр.; [5], 300 - 314 стр.

Тема 20Ликвидация последствий ЧС

Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) на объектах хозяйствования Цель, содержание и особенности ведения СиДНР. Группировка сил и средств для ликвидации последствий производственных аварий и стихийных бедствий. Приемы и способы проведения работ при ликвидации последствий землетрясения.

Меры безопасности при выполнении СиДНР.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

-основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ на объектах хозяйствования;

- меры безопасности при выполнении СиДНР;

уметь:

- осуществлять группировку сил и средств для ликвидации последствий производственных аварий и стихийных бедствий;

- проводить работы при ликвидации последствий землетрясений.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 406- 409, 424-433 стр.; [10], 187- 204, 127-145 стр.; [8], 239-241 стр.; [16], 248-258 стр.; [4], 425- 430, стр.; [5], 3 - 18 стр.

Тема 21Негативные факторы техносферы

Классификация негативных факторов производственной среды. Основы организации производственной деятельности в соответствии с требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации.

В результате изучения данной темы студенты должны знать:

- классификационно- негативных факторов производственной среды;

- основы организации производственной деятельности;

уметь:

- применять требования по экологии и безопасности в процессе эксплуатации оборудования.

Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [7], 13-28 стр.; [18], 143-164 стр.; [4], 115- 140 стр.

 

Содержание самостоятельной работы обучающегося

Вид СРС Форма отчетности Вид контроля Объем в часах
  Подготовка к лекционным занятиям   Участие на занятиях  
  Подготовка к практическим занятиям Рабочая тетрадь Участие на занятиях 1,0
  Подготовка к лабораторным работам Рабочая тетрадь Участие на занятиях 3,0
  Выполнение домашних заданий Реферат Участие на занятиях  
  Изучение материала не вошедших в содержание аудиторных занятий   Конспект    
  Подготовка к контрольным мероприятиям   РК 1, РК 2, коллоквиум, контрольная работа, тестирование и др. 1,0
Всего:  

Литература

Основная:

1. Безопасность производственных процессов на предприятиях машиностроения/ Под ред. Г.А. Харламова.- Москва, 2006. – с.418

2. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда.- М.: Высшая школа, 2001. – с.316

3. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда.- Москва, Высшая школа, 2001.- с.214

4. Безопасность жизнедеятельности/ Под ред. С.В. Белова. – Москва, Высшая школа, 2001. – с.395

5. В.И. Бондин, А.В. Лысенко. Безопасность жизнедеятельности.- Ростов –на – Дону, 2003. – с.280

6. В.Е. Вышинский, Б.Б. Чернявский. Управление безопасностью труда на промышленном предприятии.- Киев, 1985. – с.6-30

7. А.С. Гринин, В.Н. Новиков. Безопасность жизнедеятельности.- Москва, 2002. – с.121

8. П.Т. Егоров, И.А. Шляхов, Н.И. Алавин. Гражданская оборона.- Москва, Высшая школа, 1977. – с.107

9. Б.А. Князевский, Н.А. Чекалин. Техника безопасности и противопожарная техника в эл. установках. – Москва, Энергия, 1983. – с.236

10. Б.С. Мастрюков. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.- Москва, 2003.- с.122

Дополнительная:

11. Охрана труда/ Под ред. Б.А. Князевского.- Москва, Высшая школа, 1982.- с.308

12. Охрана труда в электроустановках/ Под ред. Б.А. Князевского.- Москва, Высшая школа, 1983.- с.321

13. С.Т. Папаев. Охрана труда. – Москва, 1988. – с.64

14. Пожарная безопасность. Взрывобезопасность. Справочник / Под. Ред. А.Н. Баратова. – Москва, Химия, 1983. – с.260

15. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением. – М.: 1989. – с.153

16. Н.Т. Приходько. Безопасность жизнедеятельности. – Алматы, 2000. – с.236

17. О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Т. Занько. Безопасность жизнедеятельности.- Санкт – Петербург, 2000. – с.365

18. Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. Безопасность жизнедеятельности.- Москва, 2002. – с.76

19. Справочная книга по охране труда в машиностроении/ Под ред. О.Н. Русака.- Ленинград, 1989. – с.274

20. Трудовой Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 г. №251-III.- с. 3-21

21. Т.А. Хван, П.А. Хван. Безопасность жизнедеятельности.- Ростов – на – Дону, 2001. – с.301

22. Г.С. Ястребов. Безопасность жизнедеятельности.- Ростов- на – Дону, 2002. – с.364

 

Методические указания     Форма Ф СО ПГУ 7.18.2/05  

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

 

Кафедра «Технология продовольственных продуктов и защита окружающей среды»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к самостоятельной работе студентов

по дисциплине «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности»

для студентов специальности 050704 «Вычислительная техника и программное обеспечение»

(заочная форма обучения)

 

Павлодар

Лист утверждения к методическим указаниям     Форма Ф СО ПГУ 7.18.1/05  

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан АСФ

___________ М.К. Кудерин

«____»___________2009г.

 

Составитель: ст. преп. ___________ Дроздова Н.К.

 

Кафедра «Технология продовольственных продуктов и защита окружающей среды»

 

 

Методические указания

к самостоятельной работе студентов

 

по дисциплине «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности»

 

для студентов специальности 050704 «Вычислительная техника и программное обеспечение»

 

Рекомендовано на заседании кафедры

“____” _______2009 г., протокол № ____

 

Заведующий кафедрой _________Арынгазин Ш.К.

 

Одобрено УМСархитектурно -строительного факультета

“____” ___________ 2009г., протокол № _____

 

Председатель МС ________ Козионов В.А.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: