*Сергей Николаевич Булгаков (или отец Сергий) (1871-1944) родился в семье священника в г. Ливны Орловской губернии. Основные его сочинения: "Философия хозяйства" (1912), "О богочеловечестве. Трилогия" (1933-45), "Философия имени" (издано в 1953). Русский философ и православный богослов, экономист, публицист, общественный деятель.
Детство его, о котором сам Булгаков написал прекрасные страницы в "Автобиографических заметках", протекало в условиях строгой церковности. Но уже в духовной семинарии, куда он поступил в 13 лет, у него начался религиозный кризис - и этот период длился у него до 30-летнего возраста. Булгаков бросил семинарию за год до окончания, поступил в последний класс гимназии, а по окончании ее (1890 г) поступил в Московский университет. Уже в это время он увлекался марксизмом, специализировался по политической экономии и по окончании университета очень скоро сдал магистерский экзамен, после чего, уже женившись, отправился за границу для работы над диссертацией. После защиты магистерской диссертации Булгаков был избран профессором (по кафедре политической экономии) Киевского политехнического института. В Киеве Булгаков прожил 5 лет (1901-1906), и как раз в эти годы в нем произошел второй кризис, который, впрочем, позитивно отразился на его духовности и религиозности. Булгаков вместе с Бердяевым (отчасти, Струве и Франком) становятся наиболее видными вождями той русской интеллигенции, которая искала религиозно-философского обновления.
Поворот "от марксизма к идеализму" начал новую эпоху в жизни Булгакова. Булгаков не только философски освободился от доктрины экономического материализма, не только принял основные положения идеализма, но и перешел сознательно и всецело к религиозному миропониманию. В эти годы Булгаков чрезвычайно сближается с П. Флоренским, имевшим громадное влияние на него, принимает софиологическую концепцию Флоренского, которую постепенно по-своему перерабатывает.
|
Следует, пожалуй, назвать еще одно существенное обстоятельство, сыгравшее свою роль в духовной биографии С.Н. Булгакова, - его общение с Л.Н. Толстым. Влияние Л.Н. Толстого на Булгакова носило скорее "негативистский" характер: оно способствовало разрушению его старых воззрений, но не стимулировало формированию новых.
В 1918 году Булгаков принимает священство, попадает в Крым, откуда уже не сможет вернуться назад в Москву, становится на время профессором Симферопольского университета, но очень скоро покидает его из-за работы священнослужителя. 23 ноября 1922 года в отношении С.Н. Булгакова было составлено постановление, следуя которому он "подлежит бессрочной высылке из территории РСФСР без права возвращения".
В 1923 г. советская власть изгоняет Булгакова из России, и он едет сначала в Константинополь, а оттуда в Прагу, где читает лекции в русском юридическом факультете, существовавшем тогда в Праге, а в 1925 году переезжает в Париж в связи с основанием Богословского института в Париже. С самого начала Богословского института до конца дней своих Булгаков был его бессменным деканом; преподавал он в институте догматику.
Летом 1944 г. вследствие кровоизлияния в мозг Булгаков скончался.
Сначала Булгаков в своей книге «Критика прогресса…» говорит о теории Конта, которая гласит, что человечество в своём развитии переходило от теологического понимания мира к метафизическому, а от него к позитивному (научному). Булгаков оспаривает эту теорию тем, что религия, метафизика и наука отвечают духовным потребностям человека, их развитие ведёт к взаимному прояснению, а не уничтожению. Духовные потребности человека постоянны, меняются только способы их удовлетворения, но не сами потребности – Конт утверждал противоположное.
|
Далее он говорит, что область изучения науки бесконечна. Разуму человека не дано получить полного и целостного знания. Но человек хочет иметь это целостное знание о мире? И тогда теми вопросами, на которые наука не знает ответа, начинает заниматься метафизика, фундаментом которой является наука. Основные положения религии, в свою очередь, являются выводами метафизики, оправданными перед разумом. Но религию отличает то, что это не продукт дискурсивного мышления (как наука и метафизика), а продукт интуитивного знания. Эти три составляющие должны гармонировать между собой, установлением этой гармонии занимается философия.
2. Далее Булгаков обсуждает теорию Гольбаха о построении мира на законе причинности, фатальной необходимости всего. Однако, эта теория по мнению Булгакова не может быть доказана на опыте. Также Булгаков отрицает и ту теорию, согласно которой мир устроен по закону абсолютной случайности.
3. Далее по тексту, Булгаков разделяет учения о механической эволюции и прогрессе, но при этом говорит, что они как бы соединены внутренней связью. Он считает, что позитивная наука не способна разгадать совершенный смысл истории. Источником убеждения о знании будущего судеб человечества явилась религиозная вера. Наука не смогла точно ответить на эти вопросы, поэтому мы переходим не к науке прогресса, а к религии прогресса.
|
Один из постулатов идеологии гуманизма, или, как называет это духовное направление С.Булгаков, религии человечества, основан на идее непрерывного развития и совершенствования человеческого рода, то есть идее прогресса.
Первое, на что обращает внимание С.Н.Булгаков в своей статье «Основные проблемы теории прогресса» - это тот факт, что так называемая теория прогресса, представляющаяся своим приверженцам научно-обоснованной, является еще одной разновидностью религиозной веры. Он полагает, что для современного человечества теория прогресса является гораздо более значительным феноменом, чем рядовая научная теория. Ее значение состоит в том, что она призвана заменить человеку утерянную метафизику и религию. Каково же происхождение этой «религии прогресса»?
Как показывает С.Н. Булгаков, ее появление неразрывно связано со стремлением человечества нового времени опереться на разум, рациональность, научное знание о мире. Это стремление, вызванное желанием видеть в науке единственное средство достижения истины, в соответствии с общим материалистическим мировоззрением, разделявшимся приверженцами гуманизма, поставило на первое место в анализе природы механическую причинность материального мира. Но представление о том, что пути овладения тайнами природы ведут к установлению механистических причинно-следственных связей между явлениями, Булгаков считает всецело метафизическим, не поддающимся опытной проверке. Универсальное значение закона причинности не может быть доказано из опыта.
Показательным, по мнению Булгакова, является то обстоятельство, что теоретики позитивно-материалистической картины мира не смогли последовательно провести свои основной принцип механической причинности при объяснении социального развития. Они постулировали идею о том, что на известной ступени развития природы причинность создала человеческий разум, который начал преобразовывать мир, руководствуясь своими собственными целями, осваивая и подчиняя ее себе. Механизм природы, таким образом, уступил главенствующее положение своей противоположности - целесообразности разума. Так телеология стала частью механистического миропонимания, а теория прогресса - его теодицеей, то есть учением о высшей целесообразности в мире.
Научной теорией, которая пыталась с материалистических позиций объяснить происхождение и развитие живой природы от белкового комочка до человека, стал дарвинизм. Согласно ему, природа подчиняется закону эволюции, то есть развития от низших и простейших форм к высшим и более сложным. Эволюция природы достигла своей высшей точки в человеке. Правда, на вопрос о том, как могла природа, материя, основным законом развития которой является закон борьбы за существование, создать человеческий разум, остается в теории Дарвина без ответа. Но это случилось, и человеческий разум сам начинает изменять мир. В связи с этим возникает вопрос: применимы ли законы эволюции, описывающие развитие природы, к человеку и человеческому обществу? И в чем состоит специфика развития последних?
Согласно позитивно-материалистической теории прогресса, природа, создав человека, передает ему свои права. Развитие переходит в ведение человечества. Вся человеческая история является развитием от низших форм социальной, материальной, культурной и т.д. жизни к более высоким формам, что и называется прогрессом. И, как эволюция природы имела свою цель - создание человека, так и прогресс человечества имеет свою конечную цель - создание «земного рая», идеального общественного устройства. Таким образом, как показывает С.Н. Булгаков, религия прогресса содержит следующие постулаты:
а) о всемогуществе человеческого разума и науки;
б) о поступательном развитии человечества, то есть, собственно, прогрессе;
в) об идеальном социальном строе, в котором не будет бедности, зла и страданий.
Религия прогресса, как показывает ученый, является в то же время эсхатологией, призванной воодушевить борцов и поддержать их веру в торжество добра. Наиболее ярко выраженный пример такой эсхатологии - учение К. Маркса о неизбежном, согласно законам экономического развития, наступлении на Земле коммунистического рая. Этот утопический элемент марксизма является в то же время самым сильным по своему воздействию на общественное сознание, считает Булгаков.
Оговоримся, что природа, понимаемая создателями этой теории как материальное царство механической причинности, в рамках такого миропонимания, конечно, не могла иметь цель. Цель природе мог задать только высший разум. Поэтому С.Н.Булгаков и пишет о бегстве создателей теории прогресса от своих собственных философских начал, когда они пытаются обосновать прогресс, телеологическую эволюцию, через механическую причинность материи.
Но, кроме веры в наступление прекрасного будущего, людям требуются критерии для оценки степени приближения к этому будущему. В качестве таких критериев, как показывает С.Н. Булгаков, предлагались:
а) критерий счастья и удовольствия, согласно которому прогресс имеет место, если на Земле увеличивается количество счастья и уменьшается количество страдания, а также связанный с ним критерий роста потребностей и удовольствия от их удовлетворения;
б) критерий совершенствования человеческого рода;
в) критерий свободы личности.
Как убедительно показывает С.Н. Булгаков, все три версии критериев прогресса неудовлетворительны. Первая - по причинам невозможности подсчитать количество счастья или страдания, а также нравственной низости этих критериев. Определить, есть или нет в истории какой-либо эвдемонистический (стремление к счастью) прогресс, по мнению Булгакова, невозможно. Меняются источники удовольствия и страдания, но нельзя сказать, что количество страдания уменьшается. К тому же, полагает мыслитель, нравственным является лишь то счастье, которое является попутным и непреднамеренным результатом нравственной деятельности, служения добру. Приравнять добро к удовольствию - значит оправдать бесчисленные пороки и злодеяния, которые совершались и совершаются ради получения второго. Вообще нравственная жизнь человека невозможна без страдания, символом которого является крест. Уменьшение страдания людей - благая цель, но она не может быть абсолютной и самостоятельной.
То же самое относится к современному «экономическому» критерию прогресса, согласно которому развитие состоит в росте потребностей и удовольствия от их удовлетворения. Удовлетворение материальных потребностей является прогрессивным лишь постольку, поскольку освобождает человека от гнета нищеты, экономической неволи. Но, развивая в себе материальные потребности, человек начинает пренебрегать потребностями духовными. В таком случае нравственное и духовное убожество человека происходит уже от богатства, а не от бедности.
Второй критерий прогресса - совершенствование человеческого рода - также, по мнению Булгакова, является неудовлетворительным, поскольку он сам требует определенных критериев для оценки результатов такого совершенствования. Чтобы говорить о совершенствовании, нужно иметь идеал совершенства. Но идеал этот не может быть получен из опыта, так как ни одна из ступеней развития не может считаться идеалом. Прогресс мыслится как процесс, длящийся бесконечно. Так еще раз, полагает Булгаков, показывается невозможность разрешения основных вопросов бытия средствами опытно-научного знания.
Третья версия, согласно которой прогресс состоит в создании условий для свободного развития личности, по мнению С.Н. Булгакова, является неполноценной, хотя она и ближе других стоит к единственно правильному критерию прогресса. Дело в том, что свобода сама по себе есть требование чисто отрицательного характера («свобода от...»). Для того, чтобы считать свободное развитие личности высшим критерием прогресса человечества, нужно иметь определенное представление о нравственной природе человека. Булгаков полагает, что идеал свободного развития личности является этической аксиомой, которая «ставит выше всякого сомнения законность и обязательность современных стремлений к политической и экономической демократии, дает им этическую санкцию, поднимает поэтому от простой борьбы за существование на степень исполнения нравственного закона». Таким образом, положительный характер требованию свободы личности придается его метафизическим, сверхопытным, содержанием.
Однако марксизм, выдвинувший постулат о создании условий для свободного развития личности в рамках материалистической теории прогресса, рассматривает его вне всякого метафизического содержания. Личность здесь рассматривается не как носительница абсолютных начал нравственности и духа, а как продукт исторического развития, «рефлекс» экономических отношений. Согласно этой теории, прогресс осуществляется по законам социально-экономического развития. Будущее, наступающее с естественной необходимостью, является одновременно и идеалом деятельности, то есть долженствованием. Свобода, таким образом, есть познанная необходимость. Другими словами, то, что осознано человеком как неизбежное, должно являться одновременно его свободным выбором. Но, считает Булгаков, из бытия не следует долженствование, и человек не обязан стремиться к тому, что он считает злом, даже если жизнь (наука и т.д.) убедительно показывают неизбежность этого, негативно оцениваемого нравственным сознанием, явления. Свобода воли неотделима от нравственного сознания, а долженствование всегда носит сверхопытный характер.
Кроме того, в качестве критерия прогресса выступает критерий развития человеческой личности вообще. Но развитие личности может пониматься двояко: как развитие способностей и возможностей личности (идеалом в этом случае является образ сверхчеловека) или как развитие ее нравственного начала (идеалом здесь является Иисус Христос). С.Н. Булгаков считает единственно правильной целью второй вариант, то есть развитие человека как нравственной личности. Но как раз этот вариант и отвергли все создатели теории прогресса, пожелавшие «устроиться» на Земле без Бога. Таким образом, материалистическая теория прогресса страдает неустранимыми противоречиями, считает С.Н. Булгаков. Она показывает невозможность создания теории, которая дала бы ответ на вопрос о сущности и конечных результатах исторического процесса, на научно-материалистических основаниях.
Сергей Николаевич, в своем стремлении найти выход из тупика, в который, по его убеждению, заводит материалистическая теория прогресса, выдвинул свой критерий прогресса, состоящий в духовно-нравственном совершенствовании людей и приближении их к христианскому идеалу.
Представляет интерес тот факт, что Булгаков не отбрасывает теорию прогресса как ложную, но пытается дать ей надлежащее истолкование, опираясь на философию Гегеля. По его мнению, сама задача - раскрыть высшую цель, смысл исторического процесса - поставлена в теории прогресса совершенно правильно, хотя эта задача и не поддается разрешению теми средствами, которые предлагают использовать ее создатели. Эта задача разрешима только средствами метафизики, сверхопытного знания.
Найти смысл истории, по мнению Булгакова, - значит признать, что в истории осуществляется некий разумный план, в котором все исторические события приобретают неслучайный, целесообразный характер, являются, по выражению Гегеля, «моментом развития идеи». Причинная закономерность в таком случае лишается статуса самодовлеющего абсолютного принципа, придаваемого ей материалистической философией, и ставится на ее истинное место - служебного средства для целей абсолютного разума. При таком подходе дается также «оправдание добра», то есть объяснение существования зла в истории, при котором зло утрачивает характер самостоятельной силы, действующей в историческом процессе, и признается началом, подчиненным целям высшего разума.
Однако подчиненной целям абсолюта оказывается не только причинная закономерность природы, но и свободная человеческая воля, наши стремления и поступки. При этом сами люди могут не подозревать о целях абсолютного разума и руководствоваться своими собственными целями, однако результат их действий будет совпадать с целями абсолюта. Но, поскольку нам не дано познать эти цели, то для человека как отдельные события его собственной жизни, так и исторические события, всегда были и будут носить иррациональный характер.
Применительно к историческому процессу это означает, что целью любой человеческой деятельности должно быть осуществление добра в истории, то есть прогресс. Прогресс, считает Булгаков, при таком подходе является нравственной задачей, абсолютным долженствованием. Все исторические достижения человечества относительны, поэтому прогресс бесконечен. Однако необходимо иметь убеждение в существовании объективного нравственного миропорядка, то есть о том, что все нравственные поступки имеют непреходящее значение и необходимы для целей абсолюта.
Таким образом, подводит итог своим размышлениям С.Н. Булгаков, теория прогресса должна основываться на признании нравственной свободы человеческой личности, идеальной природы человеческой души, существования абсолютного разума, правящего миром и историей, нравственного миропорядка и добра как объективного начала. Но все эти положения, полагает мыслитель, входят в мировоззрение христианского теизма, и приходит к выводу, что «учение о прогрессе в действительности есть специфически христианская доктрина».
Итак, согласно концепции Булгакова, человеческая деятельность может считаться прогрессивной только в том случае, если она руководствуется нравственным долженствованием, а не эгоистическими, личными или групповыми, интересами. Такая деятельность по своей сути религиозна, центральной осью в ней является вера. И так, считает Булгаков, должно быть, религия должна быть основой мысли и деятельности людей. В современном же мире гармония различных сфер деятельности духа утеряна.
Подводя итог, необходимо сказать, что в статье «Основные проблемы теории прогресса», затрагивается вопрос развития культуры, Булгаков не может согласиться с тем, что в марксистском толковании развитие культуры представляется как рост потребностей человечества и возможностей их удовлетворения. Философ утверждает, что «рост материальных потребностей и их удовлетворение является истинно прогрессивным лишь постольку, поскольку он освобождает дух, одухотворяет человека, а не поскольку он, усиливая область чувственности, содействует понижению духовной жизни». Но избежать нравственных болезней, пассивности и бездуховности сознания можно. Булгаков называет «посылки теории прогресса»: нравственная свобода человеческой личности (свобода воли) как условие автономной нравственной жизни; абсолютная ценность личности и идеальная природа человеческой души, способной к бесконечному развитию и усовершенствованию; абсолютный разум, правящий миром и историей; добро не только как субъективное представление, но и как объективное и мощное начало. Так, выясняет С.Н. Булгаков, «основные проблемы теории прогресса суть вместе с тем и проблемы философии христианского теизма и разрешимы лишь на почве этой философии, а учение о прогрессе в действительности есть специфически христианская доктрина». Так представления Булгакова о культуре сводятся к признанию духовного участия человека в процессе производства, обеспечивающего осмысленность любой экономической деятельности.