Согласно требованиям, установленным в п.5 ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть: целевая программа организации, постановления, договоры, принятые и публично объявленные решения, план передачи земли и сооружений, технико - экономические обоснования, утвержденная проектно - сметная документация и т.п.;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть: утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акт (накладная) приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1), акт (накладная) приемки - передачи оборудования (форма N ОС-14) и иные соответствующие документы, подтверждающие передачу организации прав владения, пользования и распоряжения активами.
При соблюдении указанных условий бюджетные средства принятые к бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п.7 ПБУ 13/2000). По мере фактического получения бюджетных средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств и т.п.
1. Отражено принятие к учету средств целевого финансирования по факту принятия решения о выделении организации целевых средств.
Дебет 76, субсчет "Расчеты по целевому финансированию" Кредит 86
2. Целевое финансирование поступили в организацию в виде денежных средств.
Дебет 50 (51, 52) Кредит 76, субсчет "Расчеты по целевому финансированию"
|
3. Оприходованы материальные ценности, поступившие в качестве средств целевого финансирования.
Дебет 08 (10, 41...) Кредит 76, субсчет "Расчеты по целевому финансированию".
Расходование средств целевого финансирования
Для целей бухгалтерского учета средства государственной помощи подразделяются на:
- средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
- средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.
В соответствии с ПБУ 13/2000 предусмотрен порядок списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования на финансовые результаты как внереализационные доходы в зависимости от вида направления бюджетных средств - капитальных и текущих расходов.
Капитальные затраты
При вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов в соответствии с п.п.8 и 9 ПБУ 13/2000.
Средства целевого финансирования, учтенные в составе доходов будущих периодов, признаются внереализационными доходами в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации.
|
Пример 1. Коммерческая организация получила субвенцию на приобретение производственного оборудования в размере 7 000 000 руб. Срок полезного использования оборудования составляет 12 лет. Допустим, оборудование приобретено за 7 000 000 руб., что соответствует размеру полученной субвенции - в бухгалтерском учете отражаются следующие записи:
дебет счета 76 кредит счета 86) - 7 000 000 руб. - признание в учете суммы государственной помощи по факту ее утверждения в составе расходов соответствующего уровня бюджета;
дебет счета 51 кредит счета 76 - 7 000 000 руб. - сумма полученной субвенции;
дебет счета 08 кредит счета 60 - 7 000 000 руб. - стоимость приобретенного оборудования;
дебет счета 01 кредит счета 08 - 7 000 000 руб. - ввод в эксплуатацию приобретенного оборудования;
дебет счета 86 кредит счета 98 - 7 000 000 руб. - при вводе оборудования в эксплуатацию суммы государственной помощи признаны в составе доходов будущих периодов;
дебет счетов 20, 23, 25, 26 кредит счета 02 - 48 611 руб. (7 000 000 руб.: 12 лет: 12 месяцев) - ежемесячное начисление амортизации по приобретенному оборудованию (без уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль);
дебет счета 98 кредит счета 91 - 48 611 руб. - с начислением амортизации признаются внереализационные доходы организации по полученным суммам государственной помощи.
Текущие затраты
При направлении бюджетных средств на финансирование текущих расходов списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.
При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально - производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов (п.п.8 и 9 ПБУ 13/2000).
|
Пример 2. Коммерческая организация в сентябре 2003 г. получила субвенцию на текущие расходы в размере 4 000 000 руб., которая предназначена для осуществления целевых работ согласно утвержденной смете.
За период до конца года средства государственной помощи направлены на приобретение материалов на сумму 240 000 руб. и оплату труда работников организации в рамках проводимых целевых мероприятий - 50 000 руб., отчисления на социальное страхование с которых составили 18 550 руб.
За этот же период фактически отпущено в производство материалов на сумму 150 000 руб.
В учете организации отражаются следующие записи:
дебет счета 76 кредит счета 86 - 4 000 000 руб. - принятие сумм государственной помощи к учету;
дебет счета 51 кредит счета 76 - 4 000 000 руб. - получены суммы государственной помощи;
дебет счета 10 кредит счета 60 - 240 000 руб. - стоимость материалов, приобретенных за счет средств государственной помощи;
дебет счета 86 кредит счета 98 - 240 000 руб. - признание сумм государственной помощи в составе доходов будущих периодов;
дебет счетов 20, 23, 25, 26 кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - 50 000 руб. - начислены суммы оплаты труда;
дебет счетов 20, 23, 25, 26 кредит счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" (по соответствующим субсчетам учета) - 18 550 руб. - отчисления с сумм оплаты труда на нужды социального страхования и обеспечения в составе единого социального налога и отчислений на нужды обязательного страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
дебет счета 86 кредит счета 98 - 68 550 руб. (50 000 руб. + 18 550 руб.) - признание сумм государственной помощи в части, направляемой на оплату труда и отчисления на социальное страхование, в составе доходов будущих периодов;
дебет счета 98 кредит счета 91 - 68 550 руб. - признание сумм государственной помощи в части, направленной на оплату труда и отчисления на социальное страхование, в составе доходов отчетного периода организации;
дебет счетов 20, 23, 25, 26 кредит счета 10 - 150 000 руб. - стоимость материалов, отпущенных в производство;
дебет счета 98 кредит счета 91 - 150 000 руб. - суммы государственной помощи в части, направленной на приобретение материалов, признаны в составе доходов отчетного периода организации.