Память через призму моды




 

Здравствуй, мой читатель. Меня зовут Елена. Я краевед, коллекционер, участник инициативной группы «АрхиСтраж», которая занимается охраной старинных зданий г. Челябинска. Увлекаюсь также историей моды, о ней и своей родственнице я поведу сегодня разговор, искренне надеясь на твой интерес.

Итак, перед нами портрет моей замечательной бабушки по материнской линии – Антонины Степановны Речкаловой. Дата снимка – 1956 год – это начало хрущёвской «оттепели». В моде этого периода делается акцент на женственность: юбки становятся короче, любим цветочный принт. Кстати, одно время по телевизору даже шёл сериал «Оттепель», где хорошо чувствуется атмосфера той эпохи.

Но вернёмся к фотографии. Мы видим, что у Антонины Степановны несколько прядей волос забраны назад и заколоты. В 1950-е были модны завитые локоны, позже – причёски вроде «химии», что ужасно портило волосы нашим женщинам, немного позже – «бабетта», после выхода фильма с Брижит Бардо. Брижит вообще, как заметно из истории, была иконой стиля на протяжении 1950–60-х годов. Но, как видно, у Антонины Степановны был собственный стиль, она не следовала слепо моде, что является одним из лучших качеств.

Взгляд моей бабушки обращён куда-то вдаль. Она не улыбается. Наверное, это связано с её непростой биографией. Родилась Антонина Степановна 14 марта 1926 г. в семье Степана и Вассы. Кроме неё в семье было ещё четверо детей. После переезда в Челябинск окончила семь классов в школе второй ступени № 48, а в декабре 1941 г. поступила в Челябинскую школу торгово-кулинарного ученичества при фабрике-кухне ЧТЗ. Ещё не окончив её, в декабре 1942 г. устроилась работать поваром в столовую Челябинского обкома ВКП(б). В 1949 г. познакомилась с Константином Фёдоровичем Соколовым. Поженились. В 1952 г. родилась дочь Вера. Антонина Степановна работала инспектором кадров Трактороторга, а потом в магазинах № 24 и 55. В 1981 г. вышла на пенсию. 12 апреля 2018 г. её не стало. Оттого, наверное, и грусть в глазах – сложно переживать войну иначе.

Голливудские актрисы смотрели томно, чего не скажешь про советских, вроде Любови Орловой, которая была кумиром миллионов. В СССР взгляд актрисы должен был быть открытым. Это считалось патриотичным качеством.

Но вернёмся к фото. На снимке видно, что глаза Антонины Степановны подведены её любимым чёрным карандашом, которым она пользовалась до глубокой старости. В СССР постепенно просачивались западные тенденции, но вся или почти вся косметика делалась из химически вредных веществ, особенно лаки для ногтей и краски для волос. Мыть волосы было крайне сложно – ни горячей воды, ни средств для полноценного ухода. Некоторые пользовались банями, пытаясь найти выход из затруднительного положения – на супружескую пару часто было одно полотенце.

Хорошо видно, что воротник на фотографии переходит в платье с перламутровыми пуговицами. В моде были цветочные воланы, принты, очень женственные силуэты культового диоровского New Look (с англ. – «новый взгляд»), который советские дамы узнали с большим опозданием. Примером такого платья может служить наряд Людмилы Марковны Гурченко в фильме «Карнавальная ночь». По неимению возможностей многие шили похожие платья на дому по выкройкам из журналов или заказывали в ателье. Ткани и фасоны были самые простые. Из тканей использовали то, что имелось, часто даже обычный ситец.

В заключение хочется сказать, что образцом моды и стиля всегда служили актрисы и другие знаменитости, но важно иметь собственное мнение, видение вещей. Всё-таки копия никогда не достигнет уровня оригинала. На этом я, пожалуй, мой любезный читатель, и остановлюсь. О другом – в следующий раз.

 

 


Елена Штефан, Челябинск, 2018 год



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: