Душно! Без счастья, без воли
Ночь бесконечно длинна…
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна… —
Н. А. Некрасов с горечью и гневом говорит о безрадостной атмосфере в стране самодержавия и крепостничества — в царстве «рабства и тоски». Читая его строки о родной земле:
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал,
(«Размышления у парадного подъезда»)
видишь даже через столетия эту «чашу вселенского горя», ощущаешь всем сердцем не только великую любовь поэта к своему народу и страдание за него, но и ненависть к его угнетателям, великое уважение к борцам за лучшую долю народа.
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.
(«Поэт и гражданин»)
Это не просто строки, это — позиция, это — жизненное кредо самого поэта — сына отчизны, не мыслящего себе иного пути…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь!
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
(«Поэт и гражданин»)
Перед нами целая галерея образов лучших людей отчизны, и первые из них — декабристы, озарившие светом своих идей, великой жертвенностью подвига души целого поколения. Вот дедушка, чей портрет свято хранят в семье. Вернувшись из ссылки с седой головой, но по-прежнему молодыми глазами, с несломленным сердцем борца, он сумеет передать свои убеждения подрастающему поколению. Именно благодаря деду внук
Лучше большого расскажет
Многое в русском быту,
Глупых и злых ненавидит,
Бедным желает добра.
(«Дедушка»)
Идеалом русской женщины, жены, подруги предстают перед нами некрасовские княгиня Трубецкая и княгиня Волконская, последовавшие за своими мужьями в суровую Сибирь.
|
Я слез не принесу
В проклятую тюрьму.
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему.
Презренье к нашим палачам,
Сознанье правоты
Опорой вечной будет нам.
(«Русские женщины»)
Преисполнен глубокого драматизма диалог княгини Трубецкой с иркутским губернатором как поединок двух миров — противостояние верности приказу, служебной исполнительности и верности дружескому долгу, любви. Склоняясь перед волей и преданностью любящей женщины, губернатор отступает от выполнения высочайшего предписания, тронутый ее готовностью идти вслед за мужем пешим этапом.
Главное внимание в галерее борцов за лучшее будущее России — «душой свободных сынов» родины — Некрасов, конечно же, уделяет литераторам, своим собратьям по перу. Недаром же говорят, что во второй половине ХIХ столетия почти каждый революционер был поэтом, а каждый поэт — революционером. Так и хочется по вторить вслед за А. И. Герценом: «Литература у народа, лишенного общественной свободы, — единственная трибуна, с высоты которой он заставлял услышать крик своего возмущения и своей совести». Прочитайте лишь названия этих стихотворений: «В. Г. Белинский», «Памяти Добролюбова», «На смерть Шевченко», «Н. Г. Чернышевский». Каждый из них — «русской земли человек замечательный». Каждый из них «учил жить для славы, для свободы». Вот лишь отдельные штрихи славных судеб:
Молодость трудная,
Полная страсти, надежд, увлечения,
Смелые речи, борьба безрассудная,
Вслед за тем долгие дни заточения.
Все он изведал: тюрьму петербургскую,
|
Ссылки, допросы, жандармов любезности —
Все — и раздольную степь Оренбургскую,
И ее крепость…
(«На смерть Шевченко»)
Ты родину любил.
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей, ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой.
Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
(«Памяти Добролюбова»)
Некрасов подчеркивает сознательный выбор пути борца, его великую жертвенность, желание положить сердце на алтарь Отечества во имя любви к людям.
Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам своей судьбы виной!»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других.
(«Не говори: «Забыл он осторожность…»)
Идти путем борцов — долг честного человека, обязанность гражданина, что бы ни ждало его впереди. Настоящие поэты, по мнению Некрасова, не ждут благоприятного момента для выступления — они формируют взгляды и убеждения поколений, определяют лицо эпохи.
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! не стареет она.
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?..
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
(«Элегия»)