Правила воспитания и правильная реакция на непослушание.
Существует несколько стилей воспитания, направленных на определение степени послушания и моделирование личности ребенка.
- авторитарный стиль. Состоит в подавлении воли ребенка. Не нужно рассуждать о том, что интересно, что нет, что нужно, а что нет. Если не понимаешь, учи наизусть. Общение между родителями и ребенком в форме приказов.
- демократический стиль. Ребенок включен в деятельность, имеет права.. Общение между родителями и ребенком в форме совещания.
- смешанный стиль.
Перед тем как устанавливать правила, подумайте о том, что ваше мнение и ваша воля по отношению к ребенку не единственно верная. Задача воспитания – вырастить человека, который сможет отвечать за себя и свои поступки самостоятельно.
Правила воспитания
Если ребенок не слушается
1. Должны быть определенные правила, ограничения, запреты и требования.
Нужно находить такие способы, чтобы ребенок принял данные правила спокойно, без огорчений, слез и обид. Вседозволенность в отношении детей первых лет жизни ни к чему путному не приведет.
2. Данные правила должны быть гибкими и их должно быть ограниченное количество.
Нужно определить основные запреты (нельзя бить или кусать маму, нельзя лезть к плите или в окно и т.д.). Ни при каких обстоятельствах вы не должны их нарушать.
Всегда объясняйте ребенку, почему нельзя. Вариант “потому что я так сказала” и подобные не подходят. Объясните реальную причину: “опасно”, “поздно”. Если после объяснения ребенок повторяет свой вопрос “почему”, это значит, что ему тяжело перебороть свое желание. В данном случае покажите ребенку, что вы понимаете и принимаете его чувства.
|
Держать ребенка в ежевых рукавицах не выход.
Относительно гибкости. Некоторые ограничения ребенок может перерасти. Также помните о том, что бывают определенные ситуации и обстоятельства, в которых можно немного смягчить определенные требования.
3. Потребности ребенка и родительские правила должны идти в ногу.
Если ребенок хочет ходить по лужам, пусть ходит, но в резиновых сапогах. Если ребенок хочет кидать камни, пусть кидает, только в определенном месте либо когда нет прохожих.
Нужно организовать ребенку определенную подходящую обстановку для его деятельности, направить его активность. А не запрещать и ругать. Там где можно обойтись без категоричных запретов, дайте ребенку свободу действий.
4. Данные правила обязательно должны быть приняты всеми взрослыми.
Если мама говорит одно, папа начинает с мамой спорить, ребенок не поймет ваших правил, а будет добиваться своего благодаря расколу в рядах взрослых.
5. Ваш тон должен быть разъяснительным и дружественным.
Не приказывайте ребенку сделать так или эдак! Подумайте, как вы сами относитесь к различным приказам или к повышению голоса вашего собеседника?
Важно! Дети восстают не против самих правил, а против того, какими способами они внедряются! Помните, если вы хотите, чтоб ребенок относился с уважением к Вам, уважал себя и окружающих, уважайте его и его права.
Как реагировать на непослушание?
Попробуйтерешить проблему мирным путем? Может, пересмотреть ваши требования? Правомерны ли они? (может вы нарядили ребенка на улицу и хотите, чтоб ребенок стоял возле вас, чтоб не вымазаться?) Может, вы хотите, чтоб ребенок вырос таким, каким вы его видите (видели себя в детстве), а не таким, какой он есть?
|
Игнорирование поведения? – не обращать внимания?отвлекать ребенка? – переключать внимание, показывая ему что-то другое и интересное? Подходит для маленьких деток. Таких деток наказывать нельзя, так как они еще не понимают что и почему.
Наказания.
Если ребенок не слушается, что делать и как себя вести
Часто мы воспитываем детей так, как воспитывали нас. Так сказать, семейные традиции. А может вспомните тогда свои детские переживания, страхи, обиды и разочарования от такого вот родительского воспитания?
— физическое наказание? – ребенок в порыве гнева совершает какие-либо неадекватные действия?- данные действия спровоцированы родителями. Именно родители довели ребенка до такого состояния своими действиями.
При всем этом уже ничего не сделаешь с испорченной вещью, а ребенок и так сильно напуган из-за случившегося. Его нужно успокоить, а после обсудить случившееся.
Физические наказания запугивают и унижают детей, оскорбляют их чувства.
Не наказывайте ребенка, когда ваши чувства сильнее вашего разума. Постарайтесь остыть, успокоиться, а затем выбирайте адекватное наказание.
Если вы сорвались, не сдержались, попросите у ребенка прощения! Особенно, если вы были неправы, объясните ребенку, что случилось, не откладывайте.
- изоляция? Ребенка на короткий период исключают из совместных игр, никто в это время не обращает на него внимания.
Используется во многих школах и детских садах. А ведь дети могут подражать поступкам взрослых и исключать из своих игр детей, устраивать им бойкот. А это не что иное как проявление жестокости в детском окружении.
- угрозы? Унижение с помощью слов? Задумайтесь, мы кричим, потому что это действительно работает или потому что не можем сдержаться? Неприятности на работе? Голова болит? Ведь ничего полезного мы не скажем, а только вызовем у ребенка ответное озлобление, уныние или агрессию.
Или ребенок поверит в ваши слова и будет им следовать по жизни! Так и формируется низкая самооценка…