Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)
Портрет М.А.Булгакова. Восстановленная фотография в цвете.
Урок №1 (2 часа)
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита» 11 класс
Цели и задачи:
1. Познакомиться с творчеством М.А.Булгакова (обзорно) в/ф-10 мин
- Познакомиться с романом М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», узнать об истории создания романа, особенностях жанра и композиции.
- Развивать умения выразительного чтения, аналитические навыки.
I. Просмотр видеофильма о жизни и творчестве Михаила Булгакова (10мин)
Задание: по материалам фильмасоставить таблицу "Творческое наследие М.А.Булгакова".
Дата | Произведение |
II. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции.
Задание: прочитать статью (расположена после этой таблицы), заполнить таблицу сведениями (КРАТКО).
Годы работы над романом "Мастер и Маргарита" | |
Особенности жанра | |
Эпиграф (списать) |
История создания и публикации. Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 годы, до самой смерти, сделал 8 редакций. В 40-е годы роман об Иисусе и Пилате не мог быть напечатан (время было антирелигиозное). Правка романа осуществлялась до последних дней жизни писателя. Поправки в текст вносились рукой Елены Сергеевны Булгаковой, но порой, даже перед самой кончиной, почти ослепший, писатель брал в руки карандаш и сам правил текст. 10 марта 1940 года скончался М.А. Булгаков. Смыслом жизни его жены стала публикация романа.
Роман относится к незавершённым произведениям; редактирование и сведение воедино черновых записей осуществляла после смерти мужа вдова писателя — Елена Сергеевна. Роман был опубликован только в 1966 – 1967 г.г. в журнале «Москва» с большими купюрами (более 150 изъятий текста). В том же году он вышел в Париже полностью и вскоре был переведён на основные европейские языки. В России полный текст романа появился лишь в 1973 г.
Непонимание романа современниками М.А.Булгакова. М.А.Булгаков давал читать рукопись романа знакомым литераторам. Авторы "Двенадцати стульев" И. Ильф и Е. Петров посоветовали "убрать древние главы", сделать акцент на сатиру и юмор. Реакцию Булгакова Елена Сергеевна передавала своим излюбленным выражением: «Он побледнел».Он был поражен именно неадекватностью реакции на услышанный текст тех людей, которых он числил среди слушателей квалифицированных. Когда гости ушли, Булгаков с грустью сказал жене: "И эти ничего не поняли. А ведь они - лучшие".
Наша задача - попытаться понять замысел писателя.
Жанр романа необычен - это роман в романе. Мастер живёт в Москве 30-х годов и пишет книгу о событиях, произошедших 2 000 лет назад, в библейские времена.
Роман М.А.Булгакова о Мастере
|
В романе два временнЫх пласта:
1. современная для Булгакова Москва 30-х годов;
2. древний Ершалаим (события казни Иисуса Христа, 2 тыс лет назад). Библейских глав всего четыре (2, 16, 25, 26). Это перекликается с четырьмя евангелиями христиан. (Евангелие - жизнеописание)
Автобиографичность. Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера - в судьбе Иешуа.
Эпиграф к роману взят из "Фауста" Гёте.
Так кто ж ты наконец?
- Я часть той силы, что вечно хочет зла
и вечно совершает благо...
- Как вы думаете, нет ли противоречия в этой фразе? Судя по эпиграфу, как думаете, о ком этот роман. На кого обращает внимание автор?
Роман Булгакова перекликается с библейскими текстами. Действие библейских глав происходит в городе Ершалаиме (совр. Иерусалим). Главными героями этих глав являются прокуратор древней Иудеи Понтий Пилат и бродячий философ Иешуа (т.е. Иисус.
По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus, др.-греч. Πόντιος Πιλάτος; умер после 37 года) — римский префект Иудеи c 26 по 36 годы. Правление Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать Иисуса Христа смерти, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.
III. Прочитайте 1 главу романа. Запишите (КРАТКО) ответы на вопросы:
1. Назовите основных действующих лиц этой главы (2 героя), их социальный статус (кто они по должности).
2. О чём беседовали на Патриарших прудах эти герои?
3. Какой вопрос, поставивший героев в тупик, задал неизвестный?