МОУ «Гимназия № 6 г. Донецка»




Турежанова Любовь Ивановна

ТЕМА:

«Формирование творческой личности младшего школьника»

Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни. Школа создает самое ценное – будущую нашу смену

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему.

Начальная школа - это старт для любого ученика. Именно здесь дети открывают новые пути и знания, любознательные находят ответы на свои вопросы. В начальной школе ребята получают не только знания, но и постигают азы мудрости. Младшие школьники с удовольствием бегут в школу. Ведь школа – это не только уроки, но и встречи с друзьями, праздники, это место рождения коллектива – класса, который должен стать дружной семьей.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка.

Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности:

-во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

- во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Развитие творческой способности должно стать одним из важных звеньев современного образования.

Творчество - форма деятельности, приводящая к созданию нового. У истоков творчества лежит не внешний фактор, а внутреннее начало личной деятельности. Слово «творчество» - родственное слову «творить», в лучшем смысле этого слова. В современной психологии существует две точки зрения на творчество.

1. Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет).

2.Наиболее распространённое определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту. Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся учёных, художников, которые создают общественно значимые продукты. Но эти элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли. Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. Например, там, где нет образца, а ученик сам находит что – то новое, то здесь выступает творческое мышление. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Сами по себе способности, талант, воспитание, образование еще не делают человека творцом. Можно сколько угодно оперировать знаниями, полученными в учебном процессе, но ничего нового не создавать. Необходимо самому измениться, научиться удивляться миру, видеть его тайны и проблемы, отличные от других, взращивая в себе, таким образом, свой идеал. Можно говорить о наличии творчества лишь там, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, где присутствует, прежде всего, внутреннее творчество, само творчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчества.

Надо ли развивать творческие способности учащихся? Конечно, надо.

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была

выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством)

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные

возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание”. Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать креативность.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

· творческое мышление,

· творческое воображение

· применение методов организации творческой деятельности.

Креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Развитие креативности позволяет решать следующие задачи:

- научить находить решения в нестандартных ситуациях;

- развивать оригинальность мыслительной деятельности;

- анализировать проблемную ситуацию с разных сторон;

-развивать свойства мышления, необходимые для плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся современном мире.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • представлять пространственные объекты.

Какие же методы и приёмы можно использовать для развития творческой личности?

Развитие воображения

Воображение чрезвычайно важно для формирования интеллекта, творчества, всего психического развития. На протяжении младшего школьного возраста воображение превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять словесное (выдумывание сказок, стишков, истории) и художественное (рисование, лепка, аппликация, конструирование) творчество.

1.1. «Перевирание» сказки.

- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка…

- Не Желтая, а Красная!

- Ах, да Красная. Так вот, позвал ее папа и …

- Да нет же, не папа, а мама.

- Правильно. Позвала ее мама и говорит: «Сходи к тете Розине и отнеси ей…

- К бабушке она велела сходить, а не к тете… И так далее.

Такова схема старой игры в "перевирание" сказок, ее можно проводить в любом классе. Но эта игра серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Дети в отношении сказок достаточно консервативны. Им хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, им приятно эти слова узнавать, снова испытывать волнения как при первой встрече. Но наступает момент, когда ребенку это надоедает, и он ждет чего - то новенького. Переставленная на другие рельсы знакомая сказка заставляет ребенка пережить ее заново. Это первый серьезный момент. Второй момент состоит в том, что участник ее должен интуитивно произвести самый настоящий анализ сказки.

1.2. Сказка "наизнанку".

Это один из вариантов игры в «перевирание» сказок состоит в умышленном и более органичном "выворачивании наизнанку" сказочной темы.

Так, например, Красная Шапочка злая, а волк добрый... Все согласно первоначальному варианту, но как в зеркале: то, что было справа, оказалось слева

Метод "выворачивания сказки наизнанку" годится не только для пародирования, с его помощью можно нащупать исходную точку для вольного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом другом направлении.

1. 3. А что было потом?

Сказка закончилась, тем не менее, для того, что было потом, всегда найдется. Действующие лица потому и называются действующими: мы знаем, как они себя ведут и в каких отношениях друг с другом. Суть этой игры снова в интуитивном анализе сказки. Обыгрывается ее структура, организующаяся ее система, причем отдается предпочтение одной из тем

Салат из сказок.

Пиноккио очутился в домике Семи Гномов, он будет восьмым питомцем Белоснежки, привнесет в старую сказку свою жизненную энергию, и сказка волей - неволей дает среднеарифметическое, где суммируются два характера, Пиноккио и Белоснежки. Подвергнувшись такой обработке, даже самые стертые образы оживут, дадут новые ростки, и из них нежданно - негаданно произрастут новые цветы и плоды. Есть свое очарование и у гибридов.

1.5. Красная Шапочка на вертолете. (дополнительный герой или предмет)

Нередко можно наблюдать такую игру: детям дают слова, подсказывающие сюжет Красной Шапочки:"девочка", "лес", "цветы", "волк", "бабушка", плюс шестое слово, постороннее, "вертолет" и они должны придумать историю.

Организованные подобным образом игры приобщают учащихся к миру прекрасного и прежде всего к литературе. Они учат видеть и понимать красоту слова, побуждают к творчеству, оказывают положительное эмоциональное воздействие, пробуждают чувства восхищения, радости, в том числе и более сложные эстетические чувства, развивают воображение и творческие способности. Таким образом, данные игры можно рассматривать как важное психолого-педагогическое средство в развитии творческого потенциала личности младшего школьника.

Творческое воображение – это процесс создания новых образов, т.е. образов таких объектов,

которых вообще нет в действительности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: