Терминология и язык инклюзии




То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Основная задача этого раздела – привлечь внимание к лексике, которую предпочитают использовать люди с инвалидностью, когда речь идет о них. Дело не только в том, что корректный язык помогает формировать их позитивный образ, но и в том, что некоторые привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, – ярлыки и оскорбительные стереотипы. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям – что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.

Это – не правила (не нужно думать, что инвалиды требуют какого-то специального обхождения!), а всего лишь рекомендации, которые могут помочь нам наладить контакты и снять неловкость, неизбежно возникающую при отсутствии личного опыта общения с инвалидами.

Как и другие социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того чтобы изменить его, инвалиды в странах, где движение инвалидов активно и влиятельно, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций. В России этот процесс только набирает силу: например, в статьях популярной газеты «Московский комсомолец», обращающихся к проблемам инвалидов, употребляются чудовищные словосочетания – «калеки», «слепые в городе» и т.п.. В английском языке на смену уничижительного слова handicap пришел нейтральный термин disable, который ввели в обращения сами инвалиды, считающие, что это верное слово. У нас же в России пока еще не прижилась политически корректная терминология, которая предполагает уважительное обращение ко всем людям.

Более того, русская "толерантная" терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.

Например, в последние годы в устойчивый обиход СМИ вошло выражение "человек с ограниченными возможностями". Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются извне (общественными условиями), а "по умолчанию" многие воспринимают словосочетание "человек с ограниченными возможностями" как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (своим дефектом, а не обществом). Да и кто покажет нам пример человека с неограниченными возможностями??? Компромиссным вариантом может служить: "человек с ограниченными физическими возможностями" (здесь подразумевается, что умственные отличия тоже характеризуются как "физические"). Но для повседневной речи такое словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким. При социальном подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово … «инвалид »! При этом, если мы идем от человека, а не от его «дефекта», то лучше всего сказать «человек с инвалидностью».

Рекомендуем: когда вы говорите или пишете об инвалидах:

ИСПОЛЬЗУЙТЕслова и понятия, не создающие стереотипы: ИЗБЕГАЙТЕслов и понятий, создающих стереотипы:
Человек (ребенок) с инвалидностью   Больной, искалеченный, неполноценный, с дефектом здоровья
Обычный человек, Человек без инвалидности Нормальный / здоровый (при сравнении с инвалидом)
Человек, использующий инвалидную коляску; человек на коляске Прикованный к инвалидной коляске, паралитик, парализованный
Врожденная инвалидность, инвалид с детства Врожденный дефект / увечье / несчастье
Человек (ребенок) с ДЦП (детский церебральный паралич), имеет ДЦП Страдает ДЦП, «дцпэшник»
Человек, перенесший полиомиелит Имеет инвалидность в результате полиомиелита Человек, который перенес болезнь / стал инвалидом в результате... Страдает от полиомиелита / от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита
Человек с особенностями развития / с особенностями в развитии, с ментальной инвалидностью, с особенностями ментального развития Отсталый, умственно неполноценный, человек с задержкой в развитии, с ментальными нарушениями
Ребенок с особенностями развития   «Тормоз», слабоумный, ребенок с задержкой в развитии
Человек с синдромом Дауна Ребенок (дети) с синдромом Дауна «Даун», «монголоид», «даунята» (о детях с синдромом Дауна)
Человек с эпилепсией Люди, подверженные эпилептическим припадкам (приступам) Эпилептик, припадочный, страдающий эпилептическими припадками
Люди с психическим или эмоциональным расстройством Человек с особенностями психического развития Сумасшедший, псих, люди с психиатрическими проблемами
Незрячий / невидящий, слабовидящий человек, инвалид по зрению Слепой, совершенно слепой  
Неслышащий, слабослышащий человек, инвалид по слуху Глухой, глухонемой, человек с нарушением слуха, человек (ребенок) с остаточным слухом


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: