РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
Рекомендуется для направления подготовки
120300.62 - Землеустройство и земельный кадастр
Квалификация выпускника - бакалавр, заочная форма обучения
Санкт-Петербург
2012 год
Цели и задачи дисциплины
Цели:
- Создание у студентов основ достаточно широкой теоретической подготовки в области материаловедения, позволяющей будущим специалистам ориентироваться в потоке научной и технической информации и обеспечивающей им возможность использования новых материалов в тех областях деятельности, в которых они специализируются.
- Формирование у студентов понимания границ применимости различных материалов.
Задачи:
- Усвоение основных законов материаловедения, методов выбора материалов.
- Выработка у студентов навыков использования различных материалов при решении конкретных профессиональных задач.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Материаловедение» относится к профессиональному циклу. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе программы среднего (полного) общего образования по химии и физике (базовый уровень).
Дисциплина «Материаловедение» является предшествующей для дисциплины «Инженерное обустройство территории».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
По итогам изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
Общекультурными компетенциями (ОК):
ОК-1: владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
ОК-2: уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
|
ОК-5: уметь использовать в своей деятельности нормативно-правовые документы;
ОК-6: стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ОК-12: владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет) | ||
Общая трудоемкость, час. |
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
МОДУЛЬ 1 | ||
Введение | Предмет материаловедение. Материя и ее движение. Вещества и их изменение. | |
Основы кристаллографии. Методы исследований и испытаний металлов | Общая характеристика металлов и сплавов. Кристаллическое строение металлов. Металлографические методы испытаний. Неразрушающие методы контроля. | |
Структура металлических сплавов. Диаграммы состояния (фазового равновесия) сплавов | Структура сплавов. Характеристика основных фаз в сплавах. Методика построения диаграмм состояния. Основные типы диаграмм состояния. Понятие о диаграммах состояния тройных сплавов. Компоненты и фазы в сплавах железа и углерода. Диаграмма состояния системы «Железо-Углерод» (стабильное состояние) | |
Углеродистые и легированные стали | Общая характеристика. Классификация сталей. Понятие «легирующие элементы». Маркировка сталей | |
Чугуны | Классификация чугунов. Свойства чугунов. Маркировка чугунов | |
Термическая обработка стали | Классификация видов термообработки стали. Виды термической обработки стали (отжиг, отпуск, закалка). | |
МОДУЛЬ 2 | ||
Цветные металлы и сплавы | Алюминий, медь, магний, титан и их сплавы. Свойства. Маркировка. Назначение | |
Материалы на основе полимеров. Лакокрасочные материалы | Полимеры. Пластические массы. Лаки. Грунтовки. Краски. Шпатлевки. Классификация. Маркировка. Свойства. Применение | |
Керамические и композиционные материалы | Классификация. Технология получения. Назначение | |
Металлические и неметаллические покрытия | Классификация. Технология получения. Назначение | |
Выбор материала | Принципы выбора материала. Технические условия и стандарты. |
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
|
№ п/п | Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||||
1. | Инженерное обустройство территории | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практич. занятия | СРС | Всего час. |
1. | Введение | 0,5 | 7,5 | ||
2. | Основы кристаллографии. Методы исследований и испытаний металлов | 0,5 | 0,25 | 9,25 | |
3. | Структура металлических сплавов. Диаграммы состояния (фазового равновесия) сплавов | 0,25 | 8,75 | ||
4. | Углеродистые и легированные стали | 0,5 | 8,5 | ||
5. | Чугуны | 0,5 | 0,25 | 9,25 | |
6. | Термическая обработка стали | 0,5 | 0,25 | 9,25 | |
7. | Цветные металлы и сплавы | 0,5 | 8,5 | ||
8. | Материалы на основе полимеров. Лакокрасочные материалы | 0,5 | 8,5 | ||
9. | Керамические и композиционные материалы | 0,5 | 8,5 | ||
10. | Металлические и неметаллические покрытия | 0,5 | 0,5 | ||
11. | Выбор материала | 0,5 | 0,5 | ||
Итого |
6. Лабораторный практикум – не предусмотрено
|
Практические занятия
№ п/п | № раздела дисциплины | Тематика практических занятий | Трудо-емкость (час.) |
1. | Общая характеристика металлов и сплавов. Кристаллическое строение металлов | 0,25 | |
2. | Структура сплавов. Характеристика основных фаз в сплавах. Диаграмма состояния системы «Железо-Углерод» (стабильное состояние) | 0,25 | |
3. | Общая характеристика. Классификация углеродистых и легированных сталей. | 0,5 | |
4. | Классификация чугунов. Маркировка чугунов | 0,25 | |
5. | Виды термической обработки стали | 0,25 | |
6. | Алюминий, медь, магний, титан и их сплавы. Свойства. Маркировка. Назначение | 0,5 | |
7. | Полимеры. Пластические массы. Лаки. Грунтовки. Краски. Шпатлевки. Классификация. | 0,5 | |
8. | Классификация керамических и композиционных материалов. Назначение | 0,5 | |
9. | Классификация металлических и неметаллических покрытий. Назначение | 0,5 | |
10. | Принципы выбора материала. | 0,5 | |
Итого |
8. Примерная тематика курсовых работ – не предусмотрено
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Солнцев Ю.П., Пряхин Е.И. материаловедение: учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. - СПб.: ХИМИЗДАТ, 2007. – 784 с.
б) дополнительная литература
1. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие/ - М.: КНОРУС, 2011
в) программное обеспечение:
MS Office, Internet Explorer.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. https://www.edu.ru
2. https://www.wolframe.com
3. https://www.himikatus.ru