Разработка и реализация АОП осуществляется в следующей логике:
1. Предварительный этап:
предварительная оценка образовательных потребностей ребенка изапроса родителей;
определение воспитателя и группы (классного руководителя и класса), в который поступает обучающийся с ОВЗ;
определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия какого-либо специалиста привлечение дополнительных ресурсов (сотрудничество с психолого-педагогическим центром, привлечение волонтеров и т.д.);
заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ в образовательное учреждение.
2. Диагностический:
изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования (организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, обсуждение психолого-медико-педагогического заключения);
описание необходимых обучающемуся с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов.
3. Разработка адаптированной образовательной программы:
проектирование необходимых структурных составляющих АОП:
титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные требования к результатам реализации АОП, система контрольно-измерительных материалов;
организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы – реализация АОП;
отслеживание эффективности реализации АОП и внесение корректив в АОП.
Адаптированная образовательная программа помогает учителям обрести чувство уверенности в том, что школьное обучение этих детей будет иметь положительный результат.
|
Качественно составленная Адаптированная образовательная программа также помогает учителю структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях).
Это не означает, что всё, что изучает ребёнок в школе, должно быть обязательно включено в эту программу. Скорее, АОП фокусируется на тех моментах, которые являются приоритетными для обучения этого ребёнка в определённый период времени. При правильном использовании, такие программы могут стать хорошими помощниками в ежедневной учительской практике.
Тьютор
Тьютор - это ресурс, благодаря которому у ребенка с особенностями развития появляется возможность подняться на куда более высокий образовательный и социальный уровень, чем без него.
Тьютор является специалистом, который помогает сделать более эффективным образовательный процесс в инклюзивной образовательной организации.
Основными задачами в работе тьютора являются:
Организация насыщенной образовательной среды.
-у ученика должна быть возможность доступа к разным пособиям, книгам и другой информации, которая ему может понадобиться;
Реализация принципа индивидуализации.
-у ученика должна быть возможность выбора собственного образовательного маршрута.
Опора на интерес ученика.
- учащегося с ограниченными возможностями здоровья ресурсы активности могут быть существенно ограничены, но собственный интерес к чему-либо может иметь высокий потенциал.
Участие в разработке АОП.
- адаптированная образовательная программа позволяет ответить на вопрос «Что делать?». «Как это делать?».
|
Также согласно Письму Минобрнауки России от 11.03.2016 «О введении ФГОС с ОВЗ» обозначены особенности деятельности тьютора и ассистента.
Направление работы тьютора:
1.Подготовка дидактических материалов к уроку
2. Транслирование заданий учителя
3.Организация занятости ребенка
4.Организация коммуникаций с одноклассниками
5.Организация условий для успешной интеграции ребенка
Варианты включения тьютора в образовательное учреждение
1. Решение образовательного учреждения о введении дополнительных ставок тьютора (1 тьютор на 6 детей с ОВЗ).
2. Рекомендация ПМПК (индивидуальное сопровождение)
Модели сопровождения детей с ОВЗ тьютором
1. Введение должности тьютора в штатное расписание.
2.Расширение, изменение должностных обязанностей педагога, учителя-дефектолога, социального педагога, педагога-психолога.
Финансирование деятельности тьютора, ассистента
1. Из суммы повышающего коэффициента на реализацию услуги для детей с инвалидностью и ОВЗ.
2. Через внесение нагрузки тьюторавовне аудиторную нагрузку педагогов по тарификации в рамках новой системы оплаты труда.
3. Через стимулирующие доплаты работникам ОО.
Направление работы ассистента (помощника)
Оказание технической помощи ребенку во время учебного процесса
Варианты включения ассистента в ОУ
1.Рекомендация ПМПК (индивидуальное сопровождение)
2.Решение образовательного учреждения о введении дополнительных ставок тьютора (1 ассистент на 6 детей с ОВЗ).
Модели сопровождения детей с ОВЗ ассистентом
1. Сопровождающий
2. Введение в штатное расписание помощника воспитателя, младшего воспитателя
3. Использование потенциала сетевого взаимодействия