политико правовое учение, понятие, структура.




Политико-правовые теории наиболее законченном виде часто называют учениями. Учение это совокупность идей концепций, теоретических положений, какой либо отрасли знаний система взглядов какого либо ученого мыслителя, идея это концентрированная выражение нового решения или подхода разрешения какой либо проблемы к её новой трактовке. Концепция это формула выражения основной установки учения, основной теоретический принцип решения какой либо общей теории. Политико-правовые учения разнообразны по форме их изложения: теоретический трактат, философское эссе, политический памфлет, проект конституции. Содержательной стороны политико-правовое учение включает 3 компонента:

1 мировоззренческая логика-теоретическая основа. Как правило она определяется общим мировоззрением той или иной эпохи. Политические учения древности опирались преимущественно на мифологические и философские обоснования. Мировоззрение средних веков было теологическим. Для мышления нового и новейшего времени характерны рационализм и позитивизм.

2 Представление о государстве праве политике как о сущем. О закономерностях их развития о формах социальном назначении принципах устройства государства. Об основных принципах права, его соотношении с государством,личностью,обществом, оценкой существующих государства и права. Этот компонент учения может носить критический или апологетический по отношению к исследуемому предмету характер.

3 Представление о государстве праве политика как о должном. Это программные положения об усовершенствования государства и права. Политических целях и задачах.

 

3. Общая характеристика политико-правовой мысли древнего востока

Древнейшие политические учения возникли в странах древнего востока, однако политические взгляды были тесно переплетены с философскими, моральными религиозными и иными представлениями. Их основные черты были следующими:

- оставались сугубо прикладными. Главное содержание состовляли вопросы касающиеся искусства управления а не его сути. Государственная власть в подавляющим большинстве случаев с властью абсолютного правителя.

- политика древнего востока не отделялись от морали и представляли собой этико- политические доктрины.

- для учения Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения.

Наиболее развитыми были политические учения Древней Индии и Древнего Китая. Основой индийской традиционной политики являлась понятие Дхарм (божественный закон обычай традиции). Дхарме должны следовать все люди. Эта идеология развивалась в рамках брахманизма который возник в середине 1 тыс. до н.э. Ёще одна ключевая идея брахманизма - разделение общества на варны, каждая варна следует своей особой дхарме.

В конкуренцию с брахмонизмом вступил Буддизм, который считал что люди равны по рождению, исследуют общей дхарме. В индийской мысли сделана одна из первых попыток создать обобщенный образ государства. Выделяется 7 элементов государства

- государь,

- советники,

- страна,

- крепость,

-казна,

-войско,

-союзники

Особое место в истории древнеиндийской мысли под названием артхашастра. Его автором считается мудрый брахман Каутилья.

В Древнем Китае существовало несколько направлений политико-правовой мысли, двумя основными направления были конфуцианство опирающие на традицию и легизм, опирающиеся на законы.

5. Политико-правовое учения Платона

Имущество богачей делят между собой. Демократия по Платону в конечном счете демократия вырождается в тиранию - власть одного над всеми в обществе. Избыток свободы должен приводить отдельного человека также как и полис нечему иному как к рабству. тирания происходит именно из демократии как сильнейшее и жесточайшее рабство из высочайшей свободы. в работе государства платон выдвигает свой умозрительный проэкт - идеального государства. в основе платоновского учения об идеальном государстве лежит учение о душе человека. государство по плотону государство это какбы макро мир которому соответствует микро мир в душе человека. сущ 3 ночала в душе человека разумное начало, яростное начало, важделеющее начало. в соответствии с тем какое начало преобладает в душе того или иого начала все люди подразделяются на 3 начала. 1 разряд это правители философы - у них преобладает разумное начало 2 разряд войны стражи - преобладает аффективное начало 3 разряд работники производительного начала - у них преобладает вожделеющее начало. в конце своей жизни поздней работе законы платон предложил вторую модель государства. в этом государстве должно насчитыватся 5 тыс 40семейств. в этом государстве признавалась ограниченная частная собственность, каждое семейство имело участок земли но его нельзя было продать. наследство получал только один сын. если есть другие сыновья они должны усыновлятся бездетных. соотношения богатых и бетных не должно превышать четырех к одному, поэтому все общество делилось на 4 класса.собералось народное собрание оно изберало совет из 360 человек по 90 от каждого класса. ессли в идеальном государстве не предусматривалось наличие законов то в работе законы им уделяются огромное значение. закон должен главенствовать над всеми. избераются 37 стражей которые охраняют законы. упоминаются у платона и ночной совет из 10 старейших и мудрейших граждан. в работе поллитик он дал несколько иную классификацию форм правления - 1царская влать рпавление одного с опорой на законы 2 тирания правление одного без опоры а законы 3 ористократи правление нескольких с опрой на законы 4 олигархия правление нескольких без опоры на законы демократия правление большинства с опрой на законы демократия без опорой на законы.

7.Политическая учение Аристотеля

 

Родился на окраине Греции, в Македонии, городе Стагире, отсюда его иногда именуют Стагиритом. Его отец был врачом македонского царя Филиппа, а за тем и сам стал учителем сына, Александра Македонского. затем он отправился в Академию Платона. У Аристотеля мысль из области идеала переходит в область действительность. он имеет в виду не вечные образцы по которым строятся вещи, а существо самих вещей. Это вытекает из общефилософской основы творчества Аристотеля. Идея вещи сущность эдос внутри неё самой. Аристотель не увлекается мечтами о идеально построенном обществе, он постоянно сообразуется с действительностью стараясь точнее определять различные существующие формы государства, постигать их сущность и показывать что ведет их к добру или гибели. В первой Кинге своей работы Политика Аристотель рассматривает формы человеческого общежития как естественного стремления людей к благу. Первой формой общежития он считает семью предполагает её неизменность во все времена человеческого существованию. Другой формой было селение состоящее из нескольких семей образовавшихся в следствии их разрастания. А государство по Аристотелю это высшая форма человеческого общежития состоящего из нескольких селений. Государство возникает только тогда когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами. Ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Аристотель считал что человек по природе своей существо общественное. Если кто в силу своей природы а не силу случайных обстоятельств живет в не государства тот или выше человека сверхчеловек или не до развит недочеловек. Затем во второй книге Аристотель выступает к исследованию различных форм государственного устройства. Главным критерием для него выступает не количество управляющих а способность формы правления служить делу общественной пользы общего блага. Возможны всего 6 форм государственного устройства - 3 правильные и 3 неправильные. Правильные формы - монархия правление одного в целях общего блага 2 аристократия правление немногих для общего блага 3 полития правление когда в интересах общей пользы правит большинство. Неправильные формы 1 тирания - правление одного в интересах себя и своего окружения. 2 олигархия - корыстное господство немногих 3 демократия своекорыстная форма господства большинства. Главную причину политических переворотов видел в стремлении к равенству. К восстанию прибегают те которые считают себя обделенными и думают что им не воздается должное. Есть и другие причины переворотов например человеческие страсти, чрезмерное превосходство одного лица или одной части народа. Эти причины действуют по разному при разных формах правления. При демократии перевороты часто осуществляются из-за неистовства демагогов. некоторые из них становятся тиранами. При олигархии может быть притеснение низших слоев общества, раздоры самих олигархов.

8. Ученее Аристотеля о праве.

По мнению Аристотеля право присуще только при жизни полиса. Полисное правление это правление закона а не людей т.к самые лучшие люди тоже подвержены чувствам и аффектам. Законы также как и формы государства могут быть хорошими и плохими. В основе права должны лежать принципы равенства и справедливости. Есть два вида справедливости - уравнивающая и распределяющая.. Уравнивающая это арифметическое равенство например все равны в гражданско-правовых сделках. Распределяющая справедливость это геометрическое равенство деление общих благ пропорционально вкладу каждого чтобы обеспечить справедливое распределение власти почести прав и обязанностей надо учесть вклад каждого в общее дело. Аристотель различал естественное или волеустоновленное право. Источник естественного права сама природа. поэтому она не зависит от его признания или непризнания. Естественными от природы называл как семью, собственность, рабство. Волеусловно право устанавливается людьми определенным образом это писаные и не писаные законы (обычаи). Условное должно соответствовать естественному.

 

9.Политическое учение Полибия.

Полибия жил во 2 веке до н.э. Был выдающимся историком а также политическим мыслителем. Политическая теория Полибия изложена в специальных разделах в всеобщей истории. подобно Аристотелю выделяет 6 форм гос. устройства. делятся на 3 правильные и 3 неправильные. Полибия внес изменения в 3 пару форм он сделал демократию правильной формой правления а неправильной формой правления назвал охлократией - властью толпы. в отличии от Платона и Аристотелю которые считали худшей формой тиранию, Полибия считал охлократию. Подобно Полибия усматривает в эволюции гос. форм определенную направленность и жесткую последовательность. Но в отличие от Платона убежденного в том что чередование форм гос. устройства происходит от лучшего к худшему, Полибии делает вывод что этот процесс представляет круговорот то есть носит циклический характер. Полибия задался вопросом возможно ли такое государство которое противостояло циклическому ходу вещей. Полибии нашел ответ в идее смешанного правления. Образец он увидел в римском государственном устройстве где равномерно сочетаются 3 правильные формы. Монархическое начало олицетворяли консулы. Аристократическое начало сенат. демократическое начало представляли народные трибуны. совершенство этого устройства то, что не одна из властей не является преобладающей. Каждая из них имеет возможность мешать и противодействовать замыслам других. Все же Полибия признавал что даже самому государству не гарантированна вечность. тем не менее смешанная форма долговечнее других.

10.Общая характеристика Политико-правовой мысли Древнего Рима

Политико-правовые учения имели много общего с учениями Греции. завоевание Римом полисов Греции положило начало элинизации римского общества значительному распространению... Политико-правовые учения формировались на основе философских направлений заимствованных в Греции. при разработке политико-правовых концепции римские мыслители опирались на заимствованные из греческих источников представления о формах государства, соотношения закона и справедливости. естественном праве. своеобразие римской политико-правовой мысли обусловлено 1) развитием отношений частной собственности и рабства что вызывало необходимость усиления правовой защиты имущественных отношений особенно со стороны государства 2) результатов практической деятельности юристов по толкованию законов стало выделение юриспруденции в самостоятельную отрасль знаний. В трудах римских юристов получают детальное обоснование институты и нормы действующего права. правовой статус свободных и рабов. классификация имущественных соглашений. содержание права собственности и порядок наследования. 3) замена республиканской формы правления монархическим режимом в римской империи значительное распространение получили идеи космополитизма - мирового господства римлян.

 

11. Учение Цицерона о государстве и праве.

Марк тулий Цицерон знаменитый римский оратор юрист государственный деятель и мыслитель 1 века д.н.э. В его обширном творчестве значительное внимание уделено вопросам государства и права. Специально эти темы освещены в его работах о государстве о законах. его теоретические воззрения находились под заметным влиянием учения Аристотеля Платона Полибия, однако он стремился согласовать греческие учения с римскими традициями и государственно правовой практикой Рима. Он определял государство как дело народа достояние народа. при этом он подчеркивал что народ это не любое соединение людей и лиц,соединение людей связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. таким образом государство предстает не только как ворожение общего интереса всех свободных членов что утверждали его предшественники но и как согласованное правовое общение определенное правовое образование. Цицерон стоит у истоков юридического понимания государства. Цицерон различал 3 простые формы правления 1.царскую власть монархию, 2.власть оптиматов аристократию и 3. власть народа демократию. Все эти формы не совершенные и наилучшие. имеют свои достоинства и недостатки. лучшей формой по Цицерону является смешанная форма в этом он следуют Полибию и приводит те же примеры из истории Рима.

В основе права лежит присущая природе справедливость это вечное неотъемлемое свойство природы в том числе и человеческое. по Цицерону истинный закон это разумное положение соответствующее природе распространяющееся на всех людей постоянное вечное которое призывает к исполнению долга. отпугивает от преступления, справедливость требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. Естественное право по Цицерону возникло прежде любого писанного закона. Право устанавливается природой а не человеческими решениями. поэтому человеческие законы могут быть и не правовыми. в месте с отличием написанного и устного права есть деление на частное и публичное право.

12. Концепция двух градов Августина Аврелия.

Августин Аврелий христианский епископ из северной Африки 354-430 н.э. считается одним из отцов церкви. Им разработана политическая концепция церкви изложенная в работе «О раде божьем». Град Божий т.е град земной. Цель государства временно ею он осознанно насилием. Его оправдание в том что оно поддерживает земной временный порядок. Варварские гова Августин называет царствовали. там где государствами создаются христианами христианское должно направлять мир земной к миру небесному. Человек по своей природе двойственен. Принадлежат граду земному люди борются за материальные блага, за приоритет личных или узко групповых интересов над общественными. Отличительной чертой града земного является доведенного до призрения к богу. град божий это духовное общность божьих праведников. К граду божьему может приобщится каждый кто любит бога сильнее чем себя. с появлением христианской церкви град божий реализуется через деятельность церкви. отсюда проистекает идея господства церкви над государством. духовной власти над светской. однако есть и другая оценка Августина. он лишь обосновывал тезис о нравственном превосходстве церкви над государством. в тоже время они должны существовать раздельно друг от друга. Учение Августина продолжало и наполнило новым содержанием античную традицию естественного права. В основе естественного закона по августину лижит вечный закон как выражение божественного разума и воли. Низшее место в иерархии законов занимает временный закон т.е. позитивное созданное людьми право.

13. Политико-правовые учения арабского Востока в средние века

Политическая жизнь арабского халифата не позволила обсуждать политическую жизнь, соотношение церкви и государства, государства и права. Наиболее исследуемыми арабской мысли были проблемы искусства управления правителя. Значение его моральных качеств и компетентности. в разработке политических проблем важную роль сыграли такие выдающиеся мыслители как Аль Фаради 10век, Ибн Сина(Авицерна)11век, Ибн Рушт(Авироес)12 век. Они во многом следовали гречиским мыслителям прежде всего взглядам Платона и. Аль Фаради различал две разновидности государств непросвещенные и добродетельные. Только в добродетельных государства высокоморальные жители и правители стремятся к счастью основанному на знании и благе. В других государствах власть стремится только к личной выгоде. Близкой концепции придерживался и Ибн Сина который видел смысл политического знания в изучении способов осуществления власти, управлении и организации дел в благодетельных и плохих государствах. В познании причин их возвышения и падения. Ибн Рушт был глубоко убежден в возможности организации общественной жизни на твердом фундаменте знания и отстранении от власти представителей духовенства и богословия. Своеобразную концепцию развития государства разработал выдающийся арабский мыслитель 14 века Ибн Халдун. Он различал общество и государство, пытался выявить их соотношения и закономерности развития. Он выделял 3 типа государства 1) природная монархия - это деспотическое государство которое удовлетворяет интересы только интересы правителей которая опирается на силу 2) политическая монархия в которой проводится разумная политика защищаются интересы поданных но остается для поданных чуждой потому что не связана с ними общей религией.3) халифат - государство защищающее веру, поддерживающее земной порядок. Это едина мусульманская община со своим правителем.

14. Политико правовые учения в Западной Европы в средние века.

Средневековый опыт государства и права в Европе основан на религиозной основе. Вопросы развития государства и права самостоятельного значения не имеют. Споры шли по проблемам соотношения Религии и права, государства и права. Особое место занимали идеи универсального христианского государства, соответствующего универсальности христианской религии и церковной организации. Средневековое юридическое мировоззрение отличалось партикуляризмом - не существовало общих понятии власти и права. Теоретические знания отличались узким прагматизмом и за редкими исключениями обосновать превосходство духовной власти над светской, религии над правом. В средневековой юридической мысли в высшей степени были присущи сословность и антииндивидуализ. Равенство людей признавалось только перед богом. Отдельный человек не воспринимался в не общественной иерархии, в не того сословия к которому принадлежит. Тем не мене и в этих условиях жили и творили некоторые значительные мыслители. Одним из таких был Фома Аквинский (Томас Аквинат) Фома Аквинский написал комментарии к произведениям Аристотеля. Автор таких работ,как сумма теологии, о власти государей. Фома Аквинский ввел различение 3 элементов государственной власти 1) сущность государства - это порядок отношения порядок отношении господства и подчинения заведенные богом. 2) происхождение государства оно может быть как законным так и не законным путем насилия захвата власти 3) использования государства - способы осуществления власти, они могут правильными и неправильными. Фома Аквинский выделял два вида монархии абсолютную и политическую. Политическая монархия лучше, так как монарх правит в месте с аристократией и не выходит за рамки закона. Абсолютная монархия может перерасти в тиранию. Если тиран выступает против закона бога и христианской морали, превышает свою компетенцию, народ имеет право выступить против тирана, но решение об это может вынести только церковь. Фома Аквинский установил иерархию среди законов. 1) вечный закон - коренится в самом боге установленном им мироздании 2) естественный закон отражение вечного закон в человеческом разуме. 3) божественный закон изложен в священном писании регулирует внутренний духовный мир человека. 4) человеческий позитивный закон создаваемый самими людьми.

15. Политико-правовые взгляды Марсилия Падуанского.

Марсилий Падуанский уроженец Падуа медик и богослов, поддержал светскую власть в борьбе против римского Папы и обосновал свои взгляды в работе Защитник мира 1324год. Основную причину воин, смут возмущений он видел в неверных представлениях о соотношении церкви государства божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские государства. Марсилий утверждал что Римский Папа не обладает светской властью а Евангелия не законы и поучения. доходил до того что требовал народные выборы священно служителей включая папы. Был отлучен от церкви объявлен еретиком. Скрывался от инквизиции Баварского короля. Марсилий первым отстаивал идею о том что первоисточник власти это народ. Люди это материя государства формой которого являются законы. Он различал законодательную и исполнительную Власть. Законодательные полномочия должны принадлежать народу. Законы должны выражать общее блага. Действия исполнительной власти должны соответствовать законам. Он выделял два вида законов - Божественный и человеческий. Цель человеческих законов - хорошо жить на земле, божественных законов - вечное спасение. Грешников нарушителей божественного закона наказывает бог а преступников нарушителей человеческого закона - государства. Марсилий Падуанский считал что право регулирует отношения между людьми и удерживает человеческую власть от произвола, поскольку люди по разному определяют в законах критерии справедливого и не справедливого в разных странах, поэтому у разных народов и разные законы. Чичерий называл Марсилия Падуанского родоначальником демократических учений нового времени. Впервые отрицалась принудительная власть в церкви. Церковь должна оставаться чисто нравственно религиозным союзом. Она имеет право действовать только нравственными средствами.

16. Политические учения Н.Макиавелли

Как установить сохранить и расширить государство. как завоевать и удержать политическую власть. он пользуется новой методологией рационального политического анализа, решительно освобождает его от догм католической схоластики. Политика для него совершенно самостоятельная область знаний и он исследует её исходя из реальности исторических фактов. Он исходит из того что есть а не из того что должно быть и человека берет таким какой он есть. Религия для Макиавелли нависшее знание и авторитет, а политический факт, который нужно учитывать анализировать и использовать. Макиавелли считает веру полезной для общественной жизни. Первым в новое время посмотрел на государство человеческими глазами, и это принесло ему, в след за Аристотелем, в одного из основателей политической науки. Макиавелли первым применил термин государство для определения политической организации общества. Некоторые исследователи считают что впервые употребил слово республика в его нынешнем значении как форму государственного правления отличающуюся от монархии. Слово республика означало общее дело, общее благо и было синонимом слова государство. Макиавелли ввел родовое понятие для демократии и аристократии как выборное. Макиавелли теоретически сконструировать идеальную форму государства, а остальные расположить в порядке возрастания и убывания их совершенства не трудно но все определяется реальными условиями которые могут сделать идею неприемлемой. Мысль что нет универсальной формы государства проскальзывала и у Аристотеля но Макиавелли более последователен. В другой своей работе Макиавелли пишет, что республиканские формы правления предпочтительнее монархических во всех случаях кроме тех, когда надо ввести новые порядки законы и институты, то есть преобразовать общество. В стране разделяемой расприями, различными кликами и партиями трудно или даже невозможно сохранить или даже создать республики. Развращенному народу необходимо единовластие. С творчеством Макиавелли связан вопрос о соотношении о политики и морали. Решение этого вопроса что цель оправдывает средства получило название «макиавеллизма». Считается что она вытекает из его анализа политики различных правителей. Государь должен прибегать к безнравственным средствам иначе верная гибель в борьбе с другими. Опыт свидетельствует что великие дела творили те правители, которые действовали хитростью и обманом. Сторонники Макиавелли утверждают, что он не проповедовал безнравственность в политике, он только анализировал, констатировал факты. В целом необходимо отметить, что Макиавелли создал новую методологию изучения политики, заложил основы политической науки, ввел понятие «государство» и «республика» в современном смысле слова, поставил соотношения политики и морали.

 

17. Учение о государстве и праве Жана Бодена.

Жан Боден апологет французского абсолютизма. Его творчество приходится на вторую половину 16 века. Его основное произведение 6 книг о государстве. Он впервые в истории сформулировал и обосновал понятие суверенитета как признак государства. Суверенитет - у Бодена означал независимость государства от церкви и других государств. Суверенитет как верховная власть включает право издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир. Назначать высших должностных лиц. Выше носителя суверенной власти только бог и законы природы. Государство по Бодену совокупность семей. Он сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в государства. Основой семьи он считал частную собственность. Общность имущества противоречит божественным установлениям и природе человека. Боден отвергал деление форм государства на правильные и неправильные, так как оно субъективно. Лучшая форма монархия. Монарх без помех повиливает подданными, обладает властью по собственному праву. Ограничивается лишь естественными и божественными законами. Государственная власть верховна и суверенна постоянна во времени и пространстве. Государственный суверенитет единолично принадлежит монарху. Монарх наместник бога на земле, он по рождению призван управлять другими. Верховной может считаться только власть, которая перенесена на лицо всецело на неопределенный срок. Существо абсолютной власти состоит в том, что облеченное ею лицо может по своей воле издавать и изменять законы. Боден определяет закон как повеление суверена пользующегося своей властью. он несвязан не чем, не постановлениями предшественников, ни своими собственными. Верховная власть всегда должна сохранять право сообразно с общественными потребностями. Боден делает лишь одно изъятие из этого. Правитель не может обладать податями без их согласия, ибо некто не имеет право брать чужое без разрешение. В случае острой нужды правитель может налагать подати на поданных в интересах государства. В праве издавать или изменять законы без согласия кого бы то ни было заключаются по мнению Бодена все признаки верховной власти. Боден выделял различные виды монархии. Законная Королевская монархия, Господская монархия основанная на праве завоевания в результате справедливой войны, Тирания незаконная узурпация власти. Все государства создавались путем либо внешнего или внутреннего завоевания. но не по договору. Монарх должен быть наследственными так как при выборности все бросятся сводить счеты. Боден выделял также виды государственных объединений - федерации и конфедерация. Федерация основана на неравенстве вассальной зависимости частей государства от суверенной федеральной власти, конфедерация основана на равенстве всей её части, все её части субъекты обладают суверенитетом. В законной монархии народ повинуется законам монархии, а монарх повинуется законам бога и природы. Монарх оставляет личную свободу и собственность. В остальных двух видах монарх является неограниченным властителем собственности и поданных. Господская монархия возникла в восточных государствах. Если у европейских народов появляется правитель захвативший власть путем насилия то это тирания. Можно убить тирана, но нельзя убить законного правителя, даже если он злоупотребляет властью. Если необходимость заставляет изменять законы или гос устройство, то благоразумие требует, чтобы это совершалось постепенно, а не переворотом которое всегда производит глубокие потрясения в обществе. Мудрый правитель должен следовать примеру всемогущего бога, который в природе все производит медленно и постепенно без крайностей и переходов. Говоря о справедливости Боден следует древним мыслителям выделяя уравнивающую и разделяющую справедливость но добавляет к этому гармоническую справедливость. уравнивающая справедливость господствует в демократиях распределяющая в аристократиях. Только законный монарх может уравновесить оба начала, дав определенное место и демократическому и аристократическому началу. Такое политическое устройство наиболее приближается к устройству, где правит бог вечный нераздельный всемогущий и соединяющий все элементы мироздания в гармоническое целое.

 

18. Европейские утописты 16-17 веков Томас Мор и Томазо Кампанелла

Томас Мор англичанин, правовед по образованию входил в элиту английского общества, занимал ряд государственных должностей, в том числе лорда канцлера. Мор автор работы называемой сокращенно "Утопия".

"Золотая книжечка сколько забавная, столько и полезная" в этой работе Мора описано идеальное коммунистическое общество, построенное на отрицании частной собственности. В первой части книги Мор ставит вопрос о причинах преступности в современном ему обществе. Основную причину он видит в частной собственности и вызываемых ею противоречий, интересов личности и общества богатых и бедных, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты. Во второй части Мор описывает учреждения и нравы жителей острова, где существует общность имущества и обязательность труда. Поскольку в утопии нет частной собственности, преступления не многочисленны, поэтому нет надобности в сложном и обширном законодательстве. Утопийцы не знают нужды, это связано с сокращением. Все ходят одинаково бедными и одинаково счастливыми. Утопия представляла собой федерацию 54 субьектов. Высший орган управления – сенат, состоявший из 164 человек по 3 старца от каждого города. Сенат обсуждал общие вопросы острова, в том числе распределение продуктов, перераспределение рабочей силы и т.д. В каждом городе насчитывалось 6 тысяч патриархальных семей. каждые 30 семей избирали филарха. 200 филархов следили чтобы все трудоспособные работали. Избирались протофилархи из ученых. 1 протофиларх от 300 семей. Во главе каждого города стоял князь которого избирали филархи по предложению народа. Князь был не сменяем, его можно было отстранить от должности только в том случае, если он пытался стать тираном. Спустя почти век, в 1602 году была написана работа Кампанеллы "Город Солнца". Был итальянским священником и планировал освободительное восстание против испанских захватчиков. План был раскрыт а Кампанелла брошен в тюрьму 24 года, здесь он и написал "Город Солнца" в городе солнца Кампонеллы также нет частной собственности, все трудятся. производственная ячейка - мастерская или бригада. Жители носят одинаковую одежду, одинаково питаются - только в общественных столовых. везде ходить военным строем. так как должность каждого определяется с детства в соответствии с расположением звезд на небосклоне - каждый исполняет свою работу с определенной склонностью, с удовольствием так как они ему естественны. для того чтобы удовлетворить все потребности общества Кампанелла достаточно 4 часового рабочего дня. работать больше нельзя. Для управления созывается общее собрание лиц достигших 20 летнего возраста. собирается один раз в 2 недели. на нем обсуждаются все важные вопросы. Законы немногочисленные - краткие и ясные. Жители занимаются военным делом, правитель- мощ- обороноспособность, правитель-мудрость - научная деятельность, правитель любовь - воспроизводством населения и обеспечение. Во главе управленческой пирамиды стоит премудрый метафизик. государство вмешивает во все даже в творчество в интересах общего блага чтобы все были одинаково счастливо.

19. Политическое учение Гуго Гроция

Голанский ученый юрист Гуго де Грот жил и творил в конце 16 века- 1 половине 17 века. Гуго Гроций является теоретиком договорного происхождения государства и естественного права, основоположник науки международного права. Гроций считал что государство должно обеспечивать общую пользу являясь союзом свободных людей. Государство - это результат общественного договора сознательной деятельности людей. Договор о создании государства рассматривается Гроцием как исходное понятие теории государства. Как основа самого государства. Верховная государственная власть обладающая государственным суверенитетом издает законы, осуществляет правосудие, назначает должностных лиц и руководит ими, взимает налоги, решает вопросы войны и мира, заключает международные договоры. Государство обязано признавать и сохранять частную собственность своих граждан, Гоций был не согласен с идей народного суверенитета и поддерживал идею государственного суверенитета, считая волю государства, более важной чем волю граждан, носителем гос. суверенитета может быть либо одно лицо либо несколько лиц. Без согласия правителей народ не может сменить форму правления.

 

20. Учение Гуго Гроция о естественном праве и праве народов.

Гроций первый изложил концепцию естественного права, которая основана на не на воле бога, а на природе человека. У людей есть стремление к мирному общению. Это стремление и есть источник права независимый от позитивного права. Право коренится в самой природе человека и не зависит от законов установленных у разных народов. Главный источник естественного права - разум человека. Принципы естественного права – не трогать чужого добра, возвращать то что нам не принадлежит, исполнять обещания, возмещать причиненный вред, все это соответствует природе общественно разумных существ то есть людей. В установленном человеческом обществе праве выделяются божественное и человеческое право, а в человеческом праве выделяют внутри государственное и международное. Источником человеческого права является воля людей, но выше всего в иерархии остается естественное право которое никем не может быть изменено. В работах о праве войны и мира, свободное море, Гроций решал актуальные проблемы международного права. Он осуждал агрессивные войны, требовал защиты женщин стариков, военнопленных, раненных. В международном праве должны решать не сила а договор. Если война все же началась надо стремится к заключению мира. и соблюдению принципов естественного права

21. Политико-правовое учение Томаса Гобса.

Новое время это эпоха зарождения капиталистических отношений в западной Европе. развитие политической мысли связано с целой плеядой выдающихся мыслителей. одним из основоположников общественного договора является английский мыслитель томас гоббс. в работе левиафан или материя форма и власть государства в которой государство сравнивает с библейским чудовищем левиафан



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: