Оглавление
Введение. 1
1. Порядок слайдов: 2
1.1. Титульный. 2
1.2. Введение (план презентации). 2
1.3. Основная часть. 2
1.4. Заключение (выводы). 2
1.5. Список использованных источников. 2
1.6. Благодарности (подпись), обратная связь. 2
2. Требования к оформлению слайдов. 3
2.1. Общие требования. 3
2.2. Оформление заголовков. 3
2.3. Выбор шрифтов. 4
2.4. Цветовая гамма и фон. 4
2.5. Стиль изложения. 6
2.6. Формулы, иллюстрации и др. 7
2.6.1. Использование формул. 7
2.6.2. Оформление иллюстраций. 8
2.6.3. Требования к оформлению диаграмм.. 8
2.6.4. Требования к оформлению таблиц. 8
2.6.5. Требования к оформлению списка литературы.. 8
Введение
Электронная презентация – это электронный документ, представляющий собой набор слайдов, предназначенный для демонстрации аудитории. Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия конкретной аудиторией и побуждающее ее на позитивное взаимодействие с объектом и/или автором презентации. Электронная презентация должна показать то, что трудно объяснить на словах.
Задачи презентации:
· привлечь внимание аудитории;
· включать всю необходимую информацию, достаточную для восприятия аудиторией без пояснений;
· предоставлять информацию аудитории максимально комфортно;
· обратить внимание аудитории на наиболее существенные информационные разделы;
Электронная презентация, выполненная в среде Microsoft PowerPoint или ее аналогах – удобный способ преподнести информацию самой разной аудитории – учащимся, коллегам, подчиненным, руководству, бизнес-партнерам, инвесторам. Основным преимуществом презентации является возможность демонстрации текста, графики (фотографий, рисунков, схем), анимации и видео в любом сочетании без необходимости переключения между различными приложениями – программой для просмотра изображений, видеопроигрывателем и т.д. Для проведения успешной презентации, способной завоевать внимание слушателей и произвести на них должное впечатление, необходимо подготовить грамотную речь, правильно ее озвучить, соблюдая несложные правила поведения при публичном выступлении, а также уделить определенное внимание оформлению слайдов.
|
1. Порядок слайдов:
Титульный
Презентация начинается со слайда, содержащего ее название и имена авторов. Эти элементы обычно выделяются более крупным шрифтом, чем основной текст презентации. Также на первый слайд целесообразно поместить логотип учреждения, от лица которой делается презентация. В качестве фона или изображения первого слайда можно использовать рисунок или фотографию, имеющую непосредственное отношение к теме презентации (фото кафедры, института, лаборатории и т.п.), однако текст поверх такого изображения должен читаться очень легко. Подобное правило соблюдается и для фона остальных слайдов (см. ниже). Тем не менее, монотонный фон или фон в виде мягкого градиента будет смотреться на первом слайде тоже вполне эффектно.
Пример:
1.2. Введение (план презентации)
Очерчивает круг вопросов, о которых пойдет речь в презентации. Необходимость введения и его содержание полностью зависит от того, знакома аудитория с вопросом, или нет. Можно оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
|
Основная часть
Формулируются задачи, которые предстоит разрешить в процессе работы с презентацией. Рассматриваются варианты решения поставленных задач. Это должна быть не сама содержательная информация, но пояснения к ней – рисунки, схемы, основные тезисы, которые могут записать слушатели. Содержательную информацию должен излагать докладчик.
Заключение (выводы)
В качестве заключения могут использоваться – призыв, вывод, ответ на поставленный в презентации вопрос т.д. В зависимости от размера, содержания и эмоционального фона презентации, может возникнуть необходимость, например, в кратком резюме по всей изложенной информации.
Список использованных источников
Благодарности (подпись), обратная связь
В презентации обычно содержится слайд, содержащий информацию о том, как и с кем нужно связаться, чтобы присоединиться к процессу, описываемому в презентации. Этот блок может содержать информацию и о разработчиках презентации.
Требования к оформлению слайдов
Общие требования
1. Средний расчет времени, необходимого на презентацию ведется исходя их количества слайдов. Обычно на один слайд необходимо не менее двух-трех минут.
2. Необходимо использовать максимальное пространство экрана (слайда) - например, растянув рисунки. По возможности используйте верхние ¾ площади экрана (слайда), т.к. с последних рядов нижняя часть экрана обычно не видна.
3. Дизайн должен быть простым и лаконичным.
4. Каждый слайд должен иметь заголовок.
5. Слайды должны быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов в презентации. Так вы позволите аудитории понимать, сколько осталось до конца.
|
6. Завершать презентацию следует кратким резюме, содержащим ее основные положения, важные данные, прозвучавшие в докладе, и т.д.
Оформление заголовков
Назначение заголовка ‑ однозначное информирование аудитории о содержании слайда. Сделать это можно, по меньшей мере, тремя способами: озвучив тему слайда, лаконично изложив самую значимую информациюслайда или сформулировав основной вопрос слайда. В заголовке нужно указать основную мысль слайда. Из одного слайда можно вынести много смыслов и тезис в заголовке делается для того, чтобы слушатель понял, что именно он должен понять.
Все заголовки должны быть выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание). Заголовок может находиться с краю или внизу слайда.
· Текст слайда для заголовков должен быть размером 24-36 пунктов.
· Точку в конце не ставить. А между предложениями ставить.
· Не писать длинные заголовки.
· Слайды не могут иметь одинаковые заголовки. Если хочется назвать одинаково ‑ желательно писать в конце (1), (2), (3) или Продолжение 1, Продолжение 2.
Пример:
Выбор шрифтов
Для оформления презентации следует использовать стандартные, широко распространенные пропорциональные шрифты, такие как Arial, Tahoma, Verdana, Times New Roman, Georgia и др. Использование шрифтов, не входящих в комплект, устанавливаемый по умолчанию вместе с операционной системой, может привести к некорректному отображению вашей презентации на другом компьютере, т.к. нестандартные шрифтов, которые решили использовать вы, там может просто не оказаться. Кроме того, большинство дизайнерских шрифтов, используемых обычно для набора крупных заголовков в печатных изданиях, оформления фирменного стиля, упаковок и т.д., в рамках презентации смотрятся слишком броско, отвлекают внимание от ее содержания, а порой и просто вызывают раздражение аудитории.
В одной презентации допускается использовать не более 2 – 3 различных шрифтов, хотя в большинстве случаев вполне достаточно и одного. Размер шрифта для информационного текста 18-22 пункта. Шрифт менее 16 пунктов плохо читается при проекции на экран. При создании слайда необходимо помнить о том, что резкость изображения на большом экране может быть ниже, чем на мониторе. Чрезмерно крупный размер шрифта затрудняет процесс беглого чтения. Прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные.Жирный шрифт, курсив и CAPS LOCK используйте только для выделения.
Не стоит увлекаться созданием надписей с помощью объектов WordArt, что позволяют делать многие приложения пакета Microsoft Office, в том числе и PowerPoint. Такие надписи, подкупающие разработчика презентации причудливой формой, возможностью использовать разнообразные тени и объем, как правило, лишь ухудшают восприятие слайдов.
Гарнитуры с засечками легче воспринимаются читателем и способствуют лучшему пониманию прочитанного. (Гарнитуры - объединение разных по кеглю (размеру) и начертанию, но одинаковых по характеру рисунка шрифтов; засечки представляют собой небольшие элементы на концах штрихов букв). Цифры лучше воспринимаются, если они образованны прямыми линиями.
Пример:
Цветовая гамма и фон
Для презентации изначально необходимо подобрать цветовую гамму: обычно это три – пять цветов, среди которых есть как теплые, так и холодные. Очевидно, любой из этих цветов должен отлично читаться на выбранном ранее фоне; малейшее подозрение на то, что цвет шрифта хотя бы немного сливается с фоном – и что-то одно из этого подлежит немедленной замене.
В выборе цветовой палитры должны быть учтены эргономические требования: значения цветов должны быть постоянны и соответствовать устойчивым ассоциациям. Психологические моменты: основное свойство «теплых» цветов – вызывать возбуждение, они стимулируют интерес человека к внешнему миру, общению и деятельности. «Холодные» цвета вызывают торможение. Это успокаивающие и снимающие возбуждение цвета, они вносят в поведение человека рассудочность, рациональность.
При совмещении активных и пассивных цветов нужно учитывать, что активные цвета всегда воспринимаются ярче и лучше запоминаются, поэтому для достижения равновесия они должны подаваться в меньших пропорциях.
Цвета сине-голубой части хроматического круга считаются наиболее тяжелыми для восприятия. Желтый цвет выглядит, наоборот, наиболее легким и воздушным.
Назначив каждому из текстовых элементов свой цвет, например: крупным заголовкам – красный, мелким заголовкам – зеленый, подрисуночным подписям – оранжевый и т.п., нужно следовать такой схеме на всех слайдах.
Выделение различными цветами слов в составе заголовка или абзаца основного текста допускается только с целью акцентирования на них внимания: например, если вводится новый термин или приводятся важные численные значения. «Раскрашивание» текста только из эстетических соображений может, как и неудачный выбор шрифтов, привести к отвлечению внимания слушателей и их раздражению. Основной текст рекомендуется набирать нейтральным цветом — черным, белым или серым различных оттенков, в зависимости от яркости фона. Избегайте использования текста, графики и фона одного цвета, со сходной насыщенностью цвета и одинаковой яркости. Поддерживайте высокий контраст.
Как было сказано ранее, слайды могу иметь монотонный фон, а также фон-градиент или фон-изображение. Выбор фона полностью определяется художественными предпочтениями автора презентации, однако следует помнить, что чем меньше контрастных переходов содержит фон, тем легче читать расположенный на нем текст. Избегайте фонов, перегруженных графическими элементами. Картинки на заднем плане, полоски, клеточки – это лишняя нагрузка для глаза. Чем сложнее объект, тем больше времени требуется, чтобы его рассмотреть и понять. Комфорт при чтении, как правило, является определяющим фактором для человека, знакомящегося с вашей презентацией, и неудачно выбранный фон нередко может просто вынудить часть аудитории смотреть куда угодно, только не на экран.
Пример:
Стиль изложения
1. Используйте минимум текста. Текст не является визуальным средством. Правда, использование текста не избежать, когда нужны поясняющие подписи к рисункам или предъявление перечня чего-либо.
Ни в коем случае не стоит стараться разместить на одном слайде как можно больше текста. Для того, чтобы прочесть мелкий текст, многим необходимо существенно напрягать зрение, и, скорее всего, по своей воле никто этого делать не будет. Поэтому, чем больше текста на одном слайде вы предложите аудитории, тем с меньшей вероятностью она его прочитает.
Помещайте на слайд только один тезис.Распространенная ошибка – это представление на слайде более чем одной мысли.
Старайтесь не использовать текст на слайде как часть вашей речи; лучше поместите туда важные тезисы и лишь один-два раза обернитесь к ним, посвятив остальное время непосредственной коммуникации с вашими слушателями. Не переписывайте в презентацию свой доклад. В идеале вообще ни одно слово доклада не должно дублироваться на слайдах ‑ кроме темы и имен собственных, да еще, пожалуй, названий графиков и таблиц. Демонстрация презентации на экране ‑ это вспомогательный инструмент, иллюстрирующий вашу речь.
Сокращайте предложения. Чем меньше фраза, тем она быстрее усваивается. Способы сокращений:
· удаление слов, без которых смысл не потеряется;
· замена слов на более краткие;
· использование аббревиатур (ОАО, ROI, KPI);
· использование символов вместо слов ($ - доллар, % - процент).
Текст на слайдах форматируется по ширине. Для лучшей компоновки текста на слайде целесообразно использовать функции, предлагаемые в среде Microsoft PowerPoint: интервалы, линейка и др.
Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно. Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.
Пример:
Каталоги:
• уровень 1;
• уровень 2;
• уровень 3.
Обратите внимание, что после двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы! Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее – маленькими.
На схемах текст лучше форматировать по центру. В таблицах – по усмотрению автора. Обычный текст пишется без использования маркеров списка. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).
Следует избегать эффектов анимации текста и графики, за исключением самых простых, например медленного исчезновения или возникновения полосами, хотя и они должны применяться в меру.
2. Используйте структурные слайды вместо текстовых, если возможно. В текстовом слайде пункты перечислены в столбик, в структурном – к каждому пункту добавляется значок, блок-схема, рисунок – любой графический элемент, позволяющий лучше запомнить текст. В идеале каждому пункту из списка можно добавить образ. Тогда запоминание информации произойдет быстрее.
Пример:
Используйте образы и метафоры.Добавление рисунка, наглядно демонстрирующего основную мысль, сделает материал запоминающимся.
3. Используйте пустой слайд. Пустой слайд нужен, чтобы сконцентрировать внимание аудитории на том, что вы говорите. Если на слайде будет какое-либо изображение, внимание будет отдано этому изображению, а не вашим словам. Поэтому пустые слайды можно вставлять перед слайдом с изображением, чтобы, сначала аудитория выслушала Вас, а потом увидела нужное изображение.
Выводите информацию на слайд постепенно. Пусть слова и картинки появляются параллельно вашей “озвучке”: так понятнее, чем вести рассказ по статичному слайду.