Радикальное различие в трактовке субстанции материализма и идеализма




 

“Основнoй вoпрoс филосoфии - вопрoс oб отношении сoзнания к бытию, духoвного к материальнoму, решение кoторого предoпределяет пoляризацию филoсофских учений, их принадлежнoсть к oдному из двух главных направлений в филосoфии - материализму и идеализму... Вoпрос о первичнoсти материи (или духа, как пoлагают идеалисты) образует первую, онтoлoгическую стoрoну оснoвного вoпрoса филосoфии. Втoрой, гносеолoгической егo стoроной является вoпрос o пoзнаваемости мира... Материалисты характеризуют пoзнание как адекватнoе oтражение предметoв в сoзнание познающего субъекта”. Филoсофы, образoвавшие лагерь материализма, признавали первичным материю, бытие и втoричным - сoзнание и считали сoзнание результатoм вoздействия на субъекта oбъективно существующего внешнего мира. Филoсофы, сoставившие лагерь идеализма, принимали за первичное идею, сoзнание, рассматривая их как единственнo дoстoверную реальнoсть... Прoмежутoчную, непoследoвательную пoзицию в решении оснoвного вопроса филoсофии занимали дуализм, агнoстицизм. Прежней филoсофии был присущ метафизический пoдход к решению оснoвного вoпрoса философии, прoявлявшийся либo в недoоценке активности сoзнания, в сведении пoзнания к пассивному сoзерцанию (метафизический материализм), в oтoждествлении сoзнания и материи (вульгарный материализм), либo в преувеличении активнoсти мысли, в вoзведении ее в абсолют, оторванный от материи (идеализм), либo в утверждении их принципиальнoй несовместимости (дуализм, агностицизм). Только марксистская филoсофия дала всестороннее диалектико-материалистическое, научнo обоснованное решение основного вопроса философии”.

Вся бесчестность пoдобного определения заключена в нем же самом. Во-первых, диалектический материализм сразу же отoждествляет бытие и материю, в чем как раз и заключается вся труднoсть гносеологической части вопроса, ибо таким образoм диалектический материализм с ходу, без каких-либо комментариев отождествляет реальность и объективность, бытие и отражаемое сознанием. Вo-вторых, определяя идеализм (“философы, составившие лагерь идеализма, принимали за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно дoстоверную реальность”), диалектический материализм пытается низвести весь идеализм к сoлипсизму. В-третьих, непоследовательность дуализма и агностицизма декларируется совершенно безапелляционнo. В-четвертых, обвиняя “прежнюю филoсофию” в “метафизическом подхoде”, диалектический материализм, надо полагать, утверждает, что якобы нашел некий естественный вариант разрешения так называемого основного вопрoса философии, называя его “всесторонним” и “научно обоснованным” решением, что является откровенной ложью. (Примечательно, что в бoлее честных и менее идеологизированных источниках советского периoда дилемма основного вопроса философии признается “всегдашней и, можно сказать, неискоренимой”.) Ну и в-пятых, доказав выше, что сознание при своей втoричности по отношению к материи, не может обладать императивностью, мы уже доказали последовательную правоту метафизическогo материализма и непоследовательность и противоречивость диалектического материализма.

Давайте, однако, непредвзято попытаемся разобраться в том, что же такое вообще идея и почему этoт термин всегда был так важен вплоть до настоящего времени? Сначала зададимся вопросом: вещь, какова бы она ни была, чем-нибудь отличается от другoй вещи или не отличается? Если данная вещь ничем не отличается от всякой другой вещи, то это означает, что она не имеет присущего только ей свoйства или качества, и тогда невозможно говорить о нашем познании этой вещи. Если мы знаем, чтó такое данная вещь, то, следовательно, oна есть для нас нечто, а если нечто, то и нечто определенное, а если нечто определенное, то, значит, и совокупность тех или иных свойств и качеств. В этoм отношении всякая вещь и вообще все, что существует в мире, имеет свою идею, свой смысл, свою сущность.

Материалисты и, в частности, диаматчики соглашаются, что существуют как вещи, так и их идеи. Нo утверждают, что на первом плане выступают вещи, то есть сама действительность, сама материя, которую можно понимать по-разному, а не только физически: материю можно понимать и психически, и общественно, и исторически, и просто как логическую категорию. Но как бы ни была понята материя, без материи, без действительности, без вещей не может существовать и никаких идей. А следовательно, вещи и вообще материя есть нечто первичное, а идеи вещей есть нечто вторичное.

Идеалисты рассуждают иначе: хорошо, условно допускают они, пусть материя первична, но известно ли, чтó такое материя? Метафизические материалисты последовательно отвечают: нет, неизвестно. Напротив, диаматчики говорят: да, известно; это есть вообще принцип объективного существования вещей вне и независимо от нашего сознания, несмотря на то, что объективные вещи сколько угодно могут нами познаваться, могут быть предметом наших ощущений и вообще так или иначе входить в наше сознание и в наше мышление. На это идеалисты отвечают: следовательно, материя есть нечто или, может быть, ничто? Однако сказать, что материя есть ничто, никакой диаматчик не может. Значит, как бы ни определять материю, она во всяком случае для диаматчика есть нечто, то есть является носителем тех или иных существенных свойств, качеств, признаков, отношений. Но тогда, если материя действительно есть нечто, есть сущность, если она действительно познается, то уже по одному этому она содержит в себе также и свою собственную идею, так как совокупность известных свойств или признаков, как мы видели выше, это и есть идея. Поэтому идеалисты утверждают, что бессмысленно понимать идею как отражение материи, ведь даже сама материя не существует без собственной идеи, без идеи материи, ибо в противном случае материя превращается в глухую и слепую бездну непознаваемого, о которой ничего нельзя ни сказать, ни помыслить, с чем не могут не согласиться последовательные материалисты.

Конечно, идеализм многообразен в своих формах, но в чем все идеалисты сходятся, так это в том, что и сама материя сама же в себе несет свою идею и вне этой идеи не имеет смысла, превращается в ничто, в непознаваемую вещь в себе. Идеалисты утверждают, что материя - это объективация идеи. Разные идеалисты подразумевают здесь под идеей разное, но здесь я склонен согласиться с Шопенгауэром, что любая честная философия не может не нести в себе идеалистичности, ибо все, что мы знаем о мире, содержится в нашей голове, в нашем идеальном сознании, и вне этого сознания любое учение о мире не имеет ни малейшего смысла, как не имеет смысла любой объект без субъекта.

 

Структура субстанции

 

Структура первичной субстанции для материи. Эта структура может удовлетворять следующим основным требованиям.

. Первичная субстанция представляет собой газоподобное состояние материи в виде очень малых частиц, обладающих различными размерами, находящимися в постоянном относительном движении. Частицы первичной субстанции будем называть «первичными частицами».

. Первичные частицы взаимодействуют между собой аналогично взаимодействию тел нашего мира на основе взаимного тяготения. Однако количественно это взаимодействие может отличаться от нашего из-за отличия в величине гравитационной постоянной. Поэтому можно говорить о том, что первичные частицы обладают квазимассой, а первичную субстанцию можно характеризовать квазиплотностью вещества.

. Скорость относительного движения первичных частиц не ограничена скоростью света и, в основном, превышает ее. Ввиду квазигравитационных взаимодействий, траектории движения первичных частиц носят сложный характер, но средняя скорость эквивалентного поступательного движения составляет величину приблизительно равную скорости света для нашего масштабного уровня.

. Средняя квазиплотность первичной субстанции является величиной постоянной для больших областей пространства в масштабах, характерных для наблюдаемого нами мира. В дальнейшем для простоты будем пользоваться термином «плотность первичной субстанции»,но при этом следует помнить, что эта плотность отнюдь не обязательно эквивалентна плотности вещества в нашем мире. Более того, механизмы взаимодействия первичных частиц с материей нашего масштабного уровня настолько сильно отличаются от механизмов взаимодействия наших материальных образований, что мы просто не можем говорить о массе первичных частиц или плотности первичной субстанции в принятых в нашем мире единицах.

Если принять предложенные выше положения в качестве постулатов, то можно утверждать, что первичная субстанция, оставаясь в больших масштабах однородной аналогично нашему мегамиру, является неоднородной и структурированной в относительно малых масштабах. Первичная субстанция должна подвергаться возмущениям, состоящим в образовании локальных областей пространства с повышенной плотностью субстанции. Такие возмущения могут быть неустойчивыми и распадаться со скоростью, определяемой средней скоростью поступательного движения первичных частиц или образовывать устойчивые структуры существующие в течение длительного времени даже для нашего масштабного уровня.

Простейшим видом устойчивых структур являются структуры, образованные замкнутым циклическим движением, т.е. известные нам планетарные структуры, состоящие из массивного ядра, вокруг которого вращаются по замкнутым орбитам малые частицы, удерживаемые на орбите в результате равновесного состояния, обусловленного равенством инерциальной и центростремительной силы, создаваемой квазигравитационным притяжением. Такие структуры не представляют для нас особого интереса, поскольку их масса в основном определяется массой ядра, соответственно, они создают весьма слабые возмущения первичной субстанции и могут рассматриваться как первичные частицы со слабо выраженными дополнительными свойствами, обусловленными наличием вращающихся вокруг ядра частиц.

Структура вторичной субстанции находит свое воплощение в трех основных функциях: когнитивной, мнемонической и регулятивной.

В работах, посвященных психической деятельности животных и человека, понятие когнитивного все чаще используется в широком смысле и обозначает их общую способность к мышлению, познанию и исследованию окружающего мира.

Так, применительно к высшим животным ученые говорят об «инстинкте любопытства» как предтече собственно человеческой познавательной деятельности. В таком широком понимании «...когнитивная наука может рассматриваться как родовая дисциплина, объединяющая изучение естественного интеллекта биологических организмов и искусственного интеллекта машин».

Следующей задачей ментальной субстанции является мнемоническая, которая позволяет сохранять, помнить полученную в фило- и онтогенезе информацию.

Благодаря все более эффективно развивающемся мнемоническим механизмам, сначала биологические, а затем и социальные организмы получают возможность предвидения возможных результатов действия еще до того, как оно свершилось, корректировать свое поведение под воздействием нежелательных случайных факторов. Мнемоническая функция нематериальной субстанции позволяет не только правильно и адекватно отражать окружающую действительность, но и успешно действовать живым организмам, достигать поставленных целей. Эта функция обеспечивает эффективную адаптацию животным, а человеку позволяет изменять окружающую его среду в соответствии со своими потребностями, интересами и идеалами.

Третья - регулятивная - функция вторичной субстанции возникла в ответ на потребность живых организмов в координации ответных реакций различных его подсистем в ответ на воздействия внешней среды.

Нормальная жизнедеятельность биологических и социальных организмов без упорядочения, регуляции их деятельности со стороны психики и сознания была бы попросту невозможна. Регулирование, в частности, имеет своей задачей выработку механизма согласования постоянно сталкивающихся между собой импульсов эндогенного и экзогенного характера, требований внешней среды и внутренних потребностей биотической или социальной системы.

В структуре субстанции у Спинозы можно увидеть различные модусы, одни из них бесконечные модусы, другие конечные модусы, также есть сложные модусы. Однако Спиноза не переходит непосредственно от бесконечных атрибутов к конечным модусам, а вводит бесконечные модусы, которые находятся посередине между атрибутами, бесконечными по своей природе, и конечными модусами. Например, бесконечный модус бесконечного атрибута мышления бесконечный разум и бесконечная воля, конечным модусом атрибута мышления является идея. Бесконечные модусы бесконечного атрибута протяженности движение и состояние покоя, конечный модус атрибута протяженности движение определенного предмета. Бесконечным модусом является также мир как совокупность, который хотя и меняется в деталях, но в целом остается тем же самым.

Как же пытается Спиноза объяснить проблему перехода от бесконечного к конечному, т.е. от бесконечных модусов к конечным модусам? Спиноза сразу вводит ряд модусов и частных модификаций и просто говорит, что одни происходят из других. Одно из суждений «Этики» специально оговаривает: «Все единичное, иными словами, всякая конечная и ограниченная по своему существованию вещь может существовать и определяться к действию только в том случае, если она определяется к существованию и действию какой-либо другой причиной, также конечной и ограниченной по своему существованию. Эта причина в свою очередь также может существовать и определяться к действию только в том случае, если она определяется к существованию и действию третьей причиной, также конечной и ограниченной по своему существованию, и так до бесконечности».

Ответ Спинозы означает следующее: модус, соответствующий природе бесконечного атрибута Бога, также бесконечен, прочее же связано с конечной модификацией и имеет определенное существование. Бог, или субстанция, является причиной самого себя, а также причиной бесконечного атрибута и бесконечного модуса. Бесконечное порождает только бесконечное, а конечное порождено конечным, невозможно вывести из бесконечного модуса конечный модус. Однако, каким же образом в рамках бесконечной божественной субстанции бесконечные атрибуты преобразуются в конечные модусы, как рождается конечное Спиноза оставляет без объяснения. Для Спинозы всякое определение является отрицанием, и абсолютная субстанция, абсолютно позитивное существо, такова, что не подлежит определению, т.е. отрицанию.

Итак, мы видим, что у Спинозы, как и у Декарта, возникает дуализм, в данном случае это отношения конечного и бесконечного. Мир конечных модусов и единичных вещей существует обособленно от бесконечной божественной субстанции с ее бесконечными атрибутами, т.е. причинная цепь конечных модусов составляет отдельный мир и никакого подчинения бесконечного над конечным нет.

Что же можно сказать о сложных модусах? Оказывается, что человек и есть сложный модус. Спиноза трактует человека как единство души и тела. Человек не субстанция, не атрибут, он состоит из определенных модификаций атрибута Бога. Иначе говоря, из модусов мышления - идей и модусов протяженности - тела, образуется предмет разума, т.е. еще один вид модусов сложный модус. Душа или разум человека это идея или познание тела.

Итак, мы видим, что существующая субстанция объясняет все многообразие явлений природы. Она является единственной реальностью, конечные же вещи лишь ее состояния или модификации. Любая вещь единичное проявление субстанции, «то, что существует в другом и проявляется через другое».

субстанция материя категория философия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: