Требования к уровню освоения и содержания дисциплины




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИФКСиТ

___________________/В.И. Колмаков/

«_____» _____________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина Теория и методика избранного вида спорта ___

 

 

Укрупненная группа______ 49.00.00 Гуманитарные науки___________

Направление_____________ 49.04.01 Физическая культура ________

 

Магистерская программа

49.04.01.04 Спорт высших достижений в избранном виде спорта ___

Институт _______Физической культуры, спорта и туризма__________

Кафедра_________Теории и методики спортивных дисциплин _______

Красноярск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом

высшего профессионального образования по укрупненной группе

___________________ 49.00.00 Гуманитарные науки ___________

Направление 49.04.01 Физическая культура ________________

Магистерская программа:

49.04.01.04 Спорт высших достижений в избранном виде спорта

 

Программу составил: кпн, Грошев В.А.

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Теории и методики спортивных дисциплин

«_____»_____________201__ г., протокол № _____

Заведующий кафедрой: профессор Близневский А.Ю. ___________

 

Рабочая программа обсуждена на заседании НМС ИФКСиТ

«_____»_____________201__ г., протокол № _____

Председатель НМС ИФКСиТ: профессор Близневский А.Ю. ______________

 

Дополнения и изменения в учебной программе на 201__/201__ учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:_____________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры теории и методики спортивных дисциплин

«_____»_____________201__ г., протокол № _____

Заведующий кафедрой: профессор Близневский А.Ю. ___________

 

Внесенные изменения утверждаю:

Директор ИФКСиТ _____________________В.И. Колмаков


Цели дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»

Цели дисциплины

Цели преподавания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»:

· погдотовка магистрантов к управлению спортивной подготовкой;

· углубление знаний магистрантов специфики избранного вида спорта;

· повышение педагогических умений и навыков эффективной подго­товки спортсменов и команд;

· улучшение способности в напряженной соревновательной обстановке добиваться по­беды над очередным соперником и достигать стратегической цели спортивного сезона или многолетнего цикла;

· подготовка магистрантов к решению научно-исследовательских проблем теории и методики спортивной тренировки.

Требования к уровню освоения и содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины магистранты должны овладеть следующими общекультурными и профессиональными компетенциями согласно ФГОС 49.04.01 - Физическая культура:

2.1. Знать:

· систему научного знания о спорте, ее струк­туру;

· основные научные школы и направ­ления, методологию исследова­ний;

· научную и исследовательскую проблематику спортивной деятельности.

· классификацию научных исследований в области спорта;

· особенности деятельности спортсменов в соревновательном процессе;

· инновационные технологии в спортивной тренировке;

· междисциплинарную интеграцию комплекса наук о спорте;

· стратегии разрешения проблем в избранном виде спорта;

2.2. Уметь:

· проводить анализ и представлять ин­тегративную информацию по во­про­сам теории спортивной тренировки и ее со­вершенствования;

· оперировать основными теоретиче­скими знаниями о виде спорта на основе его критиче­ского осмысления;

· использовать основные принципы спортивной тренировки в практической тренерской деятельности по избранному виду спорта;

· индивидуализировать тренировочный процесс спортсмена;

· самостоятельно приобретать и творчески усваивать новые знания в области спортивной тренировки;

· выбирать адекватную теорию и технологию для решения научных и практических проблем спортивной тренировки;

· применять методы моделирования и программирования при решении задач тренировки по избранному виду спорта.

2.3. Владеть

· высоким уровнем знаний в области подготовки спортсменов (новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями);

· способностью видеть главное в подготовке спортсменов и определять соответствующие приоритеты при решении профессиональных задач;

· способностью выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения эффективности тренировочного процесса;

· способностью разрабатывать целевые тренировочные программы и планы подготовки спортсменов высокой квалификации;

· способностью решать нестандартные проблемы в процессе подготовки спортсменов и спортивных команд;

· теорией планирования, управле­ния и контроля процессов в своей практической профессиональной деятельно­сти;

· актуальными средствами, мето­дами, технологиями профессиональ­ной деятельности;

· способами определения приори­тет­ных направлений и способов профессио­нальной дея­тельности в спорте при подготовке спортсменов высокой квалификации.

2.4. Магистр по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура и в соответствии с профилем 49.04.01.04 - Спорт высших достижений в избранном виде спорта должен согласно профилю магистратуры в области тренерской деятельности решать следующие профессиональные задачи:

· постоянно повышать свою тренерскую квалификацию;

· разрабатывать и внедрять тренировочные программы для спортсменов разного уровня квалификации;

· обобщать и внедрять в практическую деятельность передовой отечественный и зарубежный опыт в области подготовки спортсменов различной квалификации;

· анализировать эффективность тренировочного процесса и вносить в него соответствующие коррективы.

Он должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными:

· способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

· способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

· способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

общепрофессиональными:

· способностью к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

· способностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);

· способностью творчески решать многообразие современных научных проблем и практических задач в сфере физической культуры и спорта на основе развития теоретико-методологического мышления (ОПК-3);

· способностью осуществлять проектирование образовательной, тренировочной, рекреационной, научно-исследовательской, организационно-­управленческой и культурно-просветительской деятельности (ОПК-4);

· способностью применять современные и инновационные научно-исследо­вательские технологии в ходе решения исследовательских задач, в том числе из смежных областей науки (ОПК-5).

Профессиональными в тренерской деятельности:

· способностью применять знания из области подготовки спортсменов (новые теории, интерпретации, методы и технологии) в тренерской деятельности (ПК-5);

· способностью определять приоритеты в подготовке спортсменов при решении профессиональных задач, с учётом их индивидуальных особенностей (ПК-6);

· способностью выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения эффективности процесса спортивной подготовки (ПК-7);

· способностью разрабатывать целевые тренировочные программы и планы подготовки спортсменов различной квалификации (ПК-8);

· способностью решать нестандартные проблемы в процессе подготовки спортсменов (ПК-9);

· способностью устанавливать отношения с лицами, вовлеченными в процесс подготовки спортсменов с целью повышения ее эффективности (ПК-10);

· способностью управлять своим физическим и психическим состояниями в целях повышения результативности тренерской деятельности (ПК-11).

3. Место дисциплины в структурно-логической схеме учебного плана

Перечень дисциплин учебного плана, используемых при изучении дисци­плины «Теория и методика избранного вида спорта» по направлению «Физическая культура» по профилю «Спорт высших достижений в избранном виде спорта»:

· педагогика, психология, анатомия;

· информатика и информационные технологии;

· педагогика, психология, физиология, биомеханика физической культуры и спорта;

· теория и методика физической культуры и спорта;

· специализация в избранном виде спорта;

· основы научно-методической деятельности.

 


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестр 1 Семестр 2 Семестр 3
Общая трудоемкость дисциплины        
Аудиторные занятия:        
лекции        
лабораторные занятия        
практические занятия        
самостоятельная работа        
Подготовка и сдача экзамена        
Вид итогового контроля зачет, экзамен зачет зачет экзамен

5. Тематический план дисциплины

№ модулей Наименование модулей и учебных элементов Всего   Аудиторных самостоятельная работа
всего аудиторных лекции лабораторные практические
  Модуль 1 Основы спортивной тренировки - главные концепции            
  Модуль 2 Планирование тренировочных программ            
  Модуль 3 Совершенствование тренировочного процесса              
  Подготовка и сдача экзамена            
Всего часов            

Содержание дисциплины

№ п/п     Раздел, тема дисциплины Лек­ции   Практические Лабо­раторные Самостоятельная работа
Модуль 1. Основы спортивной тренировки - главные концепции        
1.   введение, основные понятия, классификация видов спорта, типы спорта, социальные функции спорта        
2.   система спортивной подготовки, система спортивного отбора, система спортивной тренировки, система спортивных соревнований        
3. средства спортивной тренировки, методы спортивной тренировки, особенности воспитания специальной выносливости        
4.   особенности воспитания скоростной выносливости, особенности воспитания силовой выносливости, упражнения в усложнённых условиях        
5. тренировочная и соревновательная нагрузка, утомление и восстановление.        
6. структура многолетней тренировки, макроциклы, мезоциклы, микроциклы. Планирование спортивной подготовки.        
Модуль 2. Планирование тренировочных программ          
7. Долгосрочная подготовка. Структура многолетней тренировки. Факторы, влияющие на структуру многолетней тренировки. Макроциклы, методика их построения. Годичный цикл, его цель, задачи, основные виды, направления, методика построения тренировочных макроциклов, структура, периоды макроцикла.        
8. Двух, четырёх, двенадцатилетний цикл спортивной подготовки, основные требования к планированию, содержание учебной программы. Документы планирования в спортивной школе. Этапы подготовки в спортивной школе. Федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта.        
9. Мезоциклы. Основные структуры, содержание. Роль и место мезоциклов в тренировочном процессе. Признаки мезоциклов, факторы влияющие на структуру, типы мезоциклов, втягиавющие, базовые, развивающие базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные, восстановительно-подготовительные и восстановительно-поддерживающие мезоциклы.        
10. Микроциклы. Типы микроциклов, подразделение по признаку преимущественной направленности их содержания, варианты микроциклов, сочетание микроциклов в тренировочном процессе, этап непосредственной предстартовой подготовки спортсмена. Подводящие, ординарные, ударные, модельные, соревновательные, восстановительные, микроциклы.        
11. Тренировочное занятие: общие положения и руководящие принципы составления плана. Типы и классификации тренировочных занятий по форме организации, по типу задач тренировочного процесса.        
12. Структура тренировочного занятия. Разминка, основная и заключительная части. Рекомендации по составлению плана тренировочного занятия.        
Модуль 3. Совершенствование тренировочного процесса          
13. Использование в тренировочном процессе современных технических средств. Технических средств обучения.        
14. Соревнования, непосредственная подготовка и участие в них. Количество соревнований в году. Спортивная форма.        
15. Предсоревновательная подготовка. Соревновательный микроцикл. Подготовка на месте состязания в день старта. Участие в соревнованиях.        
16. Модельные характеристики в спорте. Общие подходы построения модельных характеристик. Определение количественных модельных характеристик общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов.        
17. Воспитание моральных и волевых качеств. Специальная психологическая подготовка. Воспитание моральных качеств. Воспитание волевых качеств.        
18. Правила соревнований в избранном виде спорта. Документация при подготовке и проведении соревнований. Квалификация судей.        
Итого        

 

 

7. Контрольные вопросы по курсу «Теория и методика избранного вида спорта»

Контрольные вопросы к модулю 1

1. Основные понятия в спорте.

2. Классификация видов спорта (по Матвееву)

3. Типы спорта.

4. Социальные функции спорта.

5. Система спортивной подготовки.

6. Система спортивного отбора.

7. Система спортивной тренировки.

8. Система спортивных соревнований.

9. Средства спортивной тренировки.

10. Методы спортивной тренировки.

11. Особенности воспитания специальной выносливости.

12. Особенности воспитания скоростной выносливости.

13. Особенности воспитания силовой выносливости.

14. Упражнения в усложнённых условиях.

15. Тренировочная и соревновательная нагрузка

16. Утомление и восстановление

17. Структура многолетней тренировки

18. Макроциклы, мезоциклы, микроциклы.

19. Планирование спортивной подготовки

Контрольные вопросы к модулю 2

1. Долгосрочная подготовка.

2. Годичный цикл, его цель, задачи, основные виды, направления.

3. Документы планирования в спортивной школе.

4. Этапы подготовки в спортивной школе.

5. Федеральный стандарт спортивной подготовки по избранному виду спорта.

6. Мезоциклы. Основные структуры, содержание. Роль и место мезоциклов в тренировочном процессе.

7. Микроциклы. Типы микроциклов, подразделение по признаку преимущественной направленности их содержания, варианты микроциклов, сочетание микроциклов в тренировочном процессе.

8. Этап непосредственной предстартовой подготовки спортсмена.

9. Тренировочное занятие (общие положения и руководящие принципы составления плана)

10. Типы и классификации тренировочных занятий по форме организации, по типу задач тренировочного процесса.

11. Структура тренировочного занятия. Разминка, основная и заключительная части.

 

Контрольные вопросы к модулю 3

1. Современные технические средства в избранном виде спорта.

2. Технические средства обучения в избранном виде спорта.

3. Соревнования, непосредственная подготовка и участие в них.

4. Количество соревнований в году в избранном виде спорта.

5. Спортивная форма.

6. Предсоревновательная подготовка.

7. Соревновательный микроцикл.

8. Подготовка на месте состязания в день старта.

9. Участие в соревнованиях.

10. Модельные характеристики в спорте.

11. Общие подходы построения модельных характеристик.

12. Определение количественных модельных характеристик общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов.

13. Воспитание моральных и волевых качеств.

14. Специальная психологическая подготовка.

15. Техническая подготовка.

16. Спортивная техника.

17. Правила соревнований в избранном виде спорта.

18. Документация при подготовке и проведении соревнований.

19. Квалификация судей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: