Эмоциональное развитие. От дошкольника к зрелой личности.




Автор статьи психолог Юлия Анатольевна Куценко

Способность к распознаванию и пониманию выражений эмоций других людей постоянно улучшается в течение всего детства. К пяти годам дети могут сделать правильный вывод о том, является ли тот или иной человек счастливым, сердитым или грустным, на основании его выразительных телесных движений. Более того, они все лучше понимают, что наличествующее эмоциональное состояние человека (особенно в случае негативных эмоций) может быть обусловлено не происходящими в данный момент событиями, а ходом мыслей, связанных с прошлыми событиями. Важен социальный опыт. Психологи-исследователи, например, открыли, что те шестилетние дети, которые демонстрируют раннее понимание конфликтных (амбивалентных) эмоций, в свое время обсуждали причины появления эмоций с родителями. Очевидно, что эти обсуждения подготовили их к анализу смешанных чувств, которые могут возникнуть в результате ссор с братьями, сестрами и другими сверстниками.

По мере того, как дети дошкольного возраста становятся более разговорчивыми и начинают обсуждать свои чувства, родители и другие воспитатели, в свою очередь, помогают им конструктивно справляться с негативными эмоциями. Они отвлекают детей от негативно заряженных ситуаций либо помогают справиться с фрустрирующими или разочаровывающими переживаниями с помощью понимания. Такие поддерживающие вмешательства – это, та форма направленного обучения, о чем писал Выготский: опыт переживаний, который должен помочь дошкольникам разработать эффективные стратегии регулирования своих эмоций. И действительно, постепенно дети все лучше и лучше справляются с неприятным эмоциональным возбуждением, отвлекая свое внимание от пугающих событий ("Мамочка ушла на работу, но когда она придет, мы вместе пойдем в кино"), думая о приятном и перебивая, таким образом, негативные мысли и воспринимая причину своего стрессового состояния в более удовлетворяющем ключе. К сожалению, дети, пережившие большое количество негативных эмоций, но не научившиеся их регулировать, во время отреагирования своих гнева или фрустрации, скорее всего, будут воспринимать как чужаков и взрослых, и сверстников, т.е. относиться с заведомым недоверием.

Интересно, что адаптивная регуляция эмоций может включать в себя не подавление, а поддержание или интенсификацию эмоций. Например, дети могут научиться, что проявление гнева помогает противостоять хулигану. Также, родители, например, часто обращают внимание на чувство неловкости, и поддерживают его, - которое малыши испытывают, став причиной страдания другого человека или нарушив нормы поведения. Это связано с тем, что родители надеются склонить своих детей к переосмыслению переживаемых эмоций, чтобы они сочувствовали жертвам страдания и действовали соответственно, и испытывали чувство вины за свои проступки и были менее склонны к их повторению. Другой формой эмоциональной активности, поддерживаемой и усиливаемой родителями, служит гордость за свои достижения, вносящая важный вклад в здоровое чувство мотивации достижения и развитие позитивного представления о себе. Таким образом, эффективная регуляция эмоций подразумевает способность к подавлению, поддержке и даже интенсификации эмоциональной активности, необходимую для того, чтобы адекватно реагировать как на вызовы проблемных ситуаций, так и на неожиданные встречи с людьми.

Способность к регуляции эмоций- первый навык, которым ребенок должен овладеть для того, чтобы подчиниться культурным нормам демонстрации эмоций. С каждым годом дошкольники делают значительные успехи в демонстрации чувств и эмоций, отличающихся от действительно переживаемых ими в глубине души.

Между эмоциональными процессами и всеми структурами организма: центральной и периферической нервной системой, соматическими, эндокринными, биохимическими, генетическими и другими процессами – существуют достаточно сильные и взаимные связи. Эмоции способны мгновенно интегрировать все функции, в чем проявляется их особое предназначение и осуществление адаптации организма к изменениям среды.

Эмоциональная жизнь человека имеет свою собственную психологическую историю становления. Если первоначально основное предназначение эмоций состояло, в том, чтобы подготовить организм к режиму аварийного функционирования, то в дальнейшем, в эмоциональной регуляции зрелой личности – приоритетной становится поэтическая функция. Эмоции придают человеку интерес к жизни, чувство насыщенности ее событиями и личностными смыслами. Именно в эмоциональных переживаниях представлены масштабы и границы Я, целостность личного опыта и сознания.

Необходимо различать свои чувства, отличать особенности одного события от другого, границы действия законов и систем, смыслов культуры от социальных ограничений и правил и т. д. Этому способствует Диалог. Диалог осуществляется на основе многообразных форм взаимодействия школьника с учителем, родителя с ребенком, подростков друг с другом.

Эмоции отражают связи между мотивами и результатом деятельности. Они «метят» события, объекты, окружающих людей, факты взаимодействия. Функции эмоций у зрелого человека становятся весьма разнообразными. Функционируя в континууме здоровья, эмоции обеспечивают условия личностного роста. Эмоциональное здоровье как характеристика целостности эмоционального мира личности предназначено для мобилизации ее ресурсов в критических ситуациях без ущерба для своего развития и приобретает функции, которые свойственны целенаправленной деятельности; его интеграция с различными составляющими сознания и личности представлена функциями веры, выбора, различения, интереса, охранения, исцеления.

Эмоциональное здоровье как внутренняя системная организация эмоционального мира человека указывает на общую удовлетворенность своей судьбой, положительный фон эмоционального мироощущения.

Напротив, другой вариант возрастных изменений в эмоциональном развитии наблюдается у школьников с «психологией неудачника». У них рано оформляется отрицательно окрашенное эмоциональное мировосприятие, они уверены, что им «не повезет никогда». Возникающий у ребёнка опыт интерпретации себя как неудачника способствует формированию у него комплекса неполноценности и определяет выбор таких способов поведения, которые уменьшают и облегчают воздействие факторов, представляющих угрозу для его самооценки. Ребёнок эмоционально отчуждается, а появление защитного поведения становится механизмом и условием выживания в критических ситуациях.

Эмоциональное здоровье детей как образовательная проблема предполагает необходимость систематического исследования эмоциональных отношений в учебно‑воспитательном процессе.

Определяющая роль в инициировании изменений эмоционального мира школьников в условиях учебного процесса принадлежит учителю, как организатору учебной деятельности и носителю эмоционального здоровья.

Жизнь бесконечно разнообразна и полна смыслов. Зрелая личность самопорождает эмоционально позитивный образ среды и образ самого себя, и ее главный смысл жизни сводится к тому, чтобы наполнять жизнь своей безграничной, всеобъемлющей любовью и творческим самовыражением.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: