Система органов прокуратуры РФ. Функции и задачи прокуратуры.
Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (п. 1, 2 ст. 1 Закона о прокуратуре.
Для достижения названных целей органы прокуратуры осуществляют следующие функции:
— надзор за исполнением законов;
— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
— надзор за исполнением законов судебными приставами;
— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
— возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ об административных правонарушениях и другими федеральными законами;
— участие в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;
— участие в правотворческой деятельности;
— международное сотрудничество (п. 2—5 ст. 1 Закона о прокуратуре).
Все основные направления деятельности прокуратуры реализуются ею, основываясь на следующих принципах: единства и централизации, независимости от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений; гласности и законности.
Принципы единства и централизации органов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, выполняют единые цели и задачи, стоящие перед прокуратурами всех звеньев. В соответствии с данными принципами деятельность органов прокуратуры определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Кроме того, прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений.
Принцип независимости. Прокуратура — орган, независимый от кого бы то ни было и, прежде всего, она осуществляет полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами;
Гласность в осуществлении прокурорского надзора означает, что прокуратура осуществляет свои функции гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной специально охраняемой законом тайны. Органы прокуратуры информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
Одним из общих условий деятельности прокуратуры, которые по своей значимости сходны с принципами деятельности органов прокуратуры, является положение об обязательности исполнения требований прокурора. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Основные направления прокурорской деятельности и правовые средства прокурорского надзора
Основным направлением деятельности органов прокуратуры является осуществление прокурорского надзора.
Прокурорский надзор — осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц — прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов на всей территории РФ путем своевременного выявления и принятия мер к:
— выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, причин и условий, способствующих им;
— восстановлению нарушений законности;
— привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Прокурорский надзор в России осуществляется органами прокуратуры по определенным направлениям, которые принято называть отраслями прокурорского надзора.
Отрасль прокурорского надзора — относительно самостоятельная часть прокурорского надзора, характеризующаяся специфическими для конкретной отрасли надзора предметом и полномочиями прокурора.
Различают следующие отрасли прокурорского надзора:
1) надзор за исполнением законов (общий надзор). Из всех иных отраслей прокурорского надзора данная отрасль является наиболее объемной.
При этом предметом надзора являются:
— соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, и т.д.;
— соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше;
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Предметом надзора в данной отрасли является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными и должностными лицами;
3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
5) надзор за исполнением законов судебными приставами.
При реализации своих функций в той или иной отрасли прокурорского надзора органы прокуратуры наделяются определенными полномочиями. Все эти полномочия по устранению, выявлению и предупреждению нарушений закона органы прокуратуры осуществляют в конкретных действиях и прокурорских актах, которые они издают. В юридической литературе реализация данных полномочий прокурора получила название средства прокурорского надзора.Таким образом, под правовыми средствами прокурорского надзора понимают предусмотренные законодательством формы реализации полномочий прокурора, направленные на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона.
Средства прокурорского надзора по целевому назначению можно классифицировать на средства:
— выявления нарушений законности;
— реагирования на них.
Все средства выявления нарушений законности закреплены в законе. К числу важнейших средств выявления нарушений законности относятся следующие:
истребование актов управления для проверки их соответствия законодательству;
требование от органов управления проведения проверок и ревизий;
проведение прокурорских проверок;
рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан и должностных лиц;
беспрепятственное вхождение на территории и помещения органов, свободный доступ к документам и материалам и иным сведениям и др.
Правовые средства прокурорского надзора воплощаются в соответствующих актах прокурорского реагирования, которые должны соответствовать определенным требованиям и прежде всего —применяться на законных основаниях. К данной группе правовых средств прокурорского надзора относятся: протест прокурора на противоречащий закону правовой акт, представление об устранении допущенных нарушений закона, постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении, предостережение о недопустимости нарушений закона.
Важным направлением деятельности прокуратуры является также осуществление уголовного преследования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ. На досудебной стадии уголовного судопроизводства прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт, а также даёт указания органам дознания при производстве дознания. На стадии судебного разбирательства прокурор выступает в суде в качестве государственного обвинителя.
Еще одним направлением деятельности органов прокуратуры признается законом участие прокурора в рассмотрении дел судами. Это связано с тем, что судебные органы, как и прокуратура при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел руководствуются сходными задачами: вынесение законного, обоснованного и справедливого приговора или законными, обоснованными и мотивированными иного судебного решения, обеспечение прав и законных интересов участников судебного разбирательства. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Одним из важных направлений прокурорской деятельности является координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры совместно с другими правоохранительными органами изучают динамику, состояние и причины преступности, разрабатывают и проводят согласованные мероприятия по предупреждению и раскрытию преступлений. Особое внимание обращается прокуратурой на борьбу с организованной преступностью.
Направлением деятельности прокуратуры РФ является также международное сотрудничество с правоохранительными и иными компетентными органами других государств, международными организациями в целях повышения эффективности, совершенствования практики применения международных договоров и соглашений РФ о правовой помощи, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека.
Еще одним из направлений деятельности прокуратуры является участие прокуратуры в правотворческой деятельности. В рамках данного направления деятельности органы прокуратуры участвуют в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.