Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах»
1. «Песнь о Нибелунгах» в системе эпических произведений Зрелого Средневековья.
2. «Песнь о Нибелунгах» и история (характер отражения исторических событий, феодальных отношений, быта и нравов, материальной культуры, религиозных представлений).
3. Эпический мир «Песни о Нибелунгах» (пространство и время; природа и человек; проблема чуда и чудесного; гиперболизм; характер изображения борьбы; общие тенденции построения эпического мира).
4. Эпические герои.
5. Поэтика «Песни» (Как сочетаются в «Песне о Нибелунгах» архаика и элементы новой куртуазной культуры? Каковы приемы их художественного синтеза?)
6. Образы «Песни о Нибелунгах» в европейском искусстве.
ЛИТЕРАТУРА:
- История немецкой литературы: В 5-ти тт. – М., 1963 (том 1 - Средневековье).
- Гуревич А.Я. Проблемы средневековой немецкой культуры. – М., 1981.
- Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. – М., 1960.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Мещанская трагедия Ф. Шиллера «Коварство и любовь»
1. Трагедия Ф.Шиллера «Коварство и любовь» в контексте художественных исканий литературы «Бури и натиска».
2. Раскрыть понятие «мещанская трагедия».
3. основные проблемы пьесы.
4. Система образов.
5. Художественное мастерство Шиллера-драматурга.
ЛИТЕРАТУРА:
- Абуш А. Шиллер. Величие и трагедия. – М., 1964.
- Вильмот Н. Достоевский и Шиллер – М., 1984.
- Берковский Н.Я. Театр Шиллера // Берковский Н.Я. Статьи о литературе – М., 1962.
- Ланштейн П. Жизнь Шиллера. – М., 1984.
- Либензон З.Е. «Коварство и любовь» Ф.Шиллера. – М., 1969.
- Лозинская Л.Я. Фридрих Шиллер. – М., 1960.
- Фридрих Шиллер: Статьи и материалы. – М., 1966.
- Чечельницкая Г.Я. Фридрих Шиллер – М.,Л., 1959.
- Шиллер Ф.Н. Фридрих Шиллер: Жизнь и творчество – М., 1955.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
И.В.ГЕТЕ «ФАУСТ»
1. «Народная книга о докторе «Фаусте». «Фауст» Гете. Фаустовская тема в мировой литературе. (культуре).
2. История создания трагедии. Проблема жанра.
3. Композиция трагедии. «Прологи».
4. Анализ первой части трагедии.
- основные проблемы и темы.
- человек и история. Человек и мироздание.
- Фауст и Вагнер.
- Фауст и Маргарита.
- Фауст и Мефистофель.
5. Основные проблемы и образы 2 части «Фауста».
6. Выписать крылатые выражения из «Фауста» Гете. Раскрыть одно из них
ЛИТЕРАТУРА:
- Аникст А.А. Творчески путь Гете. – М., 1986.
- Аникст А.А. Гете и Фауст: От замысла к свершению. – М., 1989.
- Аникст А.А. «Фауст» Гете. Литературный комментарий – М.: Просвещение, 1997.
- Вильмонт Н.Н. Гете: История его жизни и творчества. – М., 1959.
- Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. – М., 1976.
- Гете. Литературное наследство. – М., 1932. – Т.4-6.
- Гетевские чтения. 1984. – М., 1986.
- Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. Л., 1981.
- Свасьян К.А. Иоганн Вольфганг Гете. – М., 1989.
- Эккерман И.П. Разговоры с Гете. – М., 1981.
- Гулыга А. Путями Фауста. – М., 1987.
- Копелев Л. «Фауст» Гете. – М.: Гослитиздат, 1962.
- Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество (в 2-х т.) – М.: Радуга, 1987.
- Дмитриев Ю., Зиновьев А. Тайна гения. – Владимир, 1992.
- Тураев С.В. Гете в школе. – М., 1950.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
РОМАН Э.Т.А.Гофмана «ЖИТЕЙСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ КОТА МУРРА».
Вопросы к занятию см. в сб. «Практические занятия по зарубежной литературе». М., 1981.
|
ЛИТЕРАТУРА: (дополнительная)
1. Э.Т.А.Гофман Письма, высказывания, документы – М., 1987.
2. Ветчинов К. Похождения Гофмана — следователя полиции, гос. Советника, композитора, художника и писателя. Пущино, Фото-век, 2009.
3. Вольф К. Житейские воззрения кота в новом варианте. // К.Вольф. Избранное. – М., 1979.
4. Встреча. Повести и эссе писателей ГДР об эпохе «Бури и натиска» и романтизма. – М., 1983 (Ф.Фюман. «Эрнст Теодор Вильгельм Амадей Гофман». А.Зегерс «Встреча в пути»).
5. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и собрания мистика – СПб, 1996.
6. Карельский А. От героя к человеку. – М., 1990, с.51-60.
7. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время – Рига, 1988.
8. Федоров Ф.П. Эстетические взгляды Гофмана. – Рига, 1970.
9. Художественный мир Гофмана. – М., 1982.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ПОЭЗИЯ Г.ГЕЙНЕ
1. Творчество Г.Гейне как новый этап в развитии немецкой романтической поэзии.
2. «Книга песен».
-тематическое и интонационное своеобразие циклов;
-лирический герой;
-романтическая ирония;
-особенности художественной формы;
3. Проза Гейне.
4. Письменный анализ одного стихотворения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гиждеу С.П. Генрих Гейне. – М., 1964.
2. Гиждеу С.П. Лирика Генриха Гейне. – М., 1983.
3. Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне. – М., 1963.
4. Дмитриев А.С. Генрих Гейне. – М., 1952.
5. Стадников Г.В. Генрих Гейне. – М., Книга для учащихся. – М., 1984.
6. Шиллер Ф.П. Генрих Гейне. – М., 1962.
7. Гордон Я.И. Гейне в России. В 3 т. – Душанбе, 1973 – 1983.
8. Копелев Л. Поэт с берегов Рейна. – М., 2003.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Новеллы-притчи Ф.Кафки.
5. Кафка и романтизм (экспрессионизм, Достоевский, Гоголь).
|
6. Мир в произведениях Кафки (абсурд, мир как «конструкция», «сновидческая» концепция мира).
7. Логическая ясность и алогизм. Метафорическая условность, символика стиля.
8. Гротеск и фантастика.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Днепров В. Черты романа ХХ века. – М.-Л., 1965.
2. Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. – М.,- 1972.
3. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Франка Кафки // Камю А. Человек бунтующий. – М., 1990. С. 93-100.
4. Сучков Б. Лики времени – М., 1969. С. 3-81.
9. А.Зегерс. Встреча в пути.
10. Карельская Л. Лекция о творчестве Ф.Кафки // И.Л. – 1995. – №8.
11. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. – М., 1998.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Драматургия Б.Брехта
и новые театрально-драматургические формы в искусстве ХХ века.
16. Понятие театра «аристократического» и театра «эпического».
17. Основные художественные принципы «эпического» театра.
18. Смысл двойного значения брехтовского понятия «остранения» («очуждения»)
19. Публицистическое начало в творчестве Б.Брехта.
20. Пьеса «Добрый человек из Сычуани» в системе эпического театра.
1) Заимствованный сюжет и его интерпретация у Брехта.
2) Основные темы (добр или зол человек?)
3) Образы
4) Структурные и композиционные особенности пьесы.
5) Смысл зонгов в пьесе.
6) Брехт и современный театр.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Клюев В. О философском театре Брехта. // В кн.: Вопросы эстетики, вып. 6. – М., 1964.
2. Сурков Е. Путь к Брехту. // В кн.: Брехт Б. Театр, т. 5, кн. 1. – М., 1965. С. 5-58.
3. Миттенцвай В. Испытание нового метода. Бертольт Брехт. // В кн.: эпические позиции. М., 1973. С. 63-105. См. также сноски в разделе.
4. Фрадкин И.П. Бертольт Брехт. Путь и метод. – М., 1965.
5. Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. – М., 1966.
6. Райх Б.Ф. Вена-Берлин-Москва-Берлин. – М., 1972.
7. Шумахер Э. Жизнь Брехта. – М., 1988.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ