Нормативно-правовая база образования совместных предприятий




Совместным предприятием на территории РФ является хозяйствующий субъект РФ, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и юридических лиц РФ. (Стоит отличать, что иностранным предприятием является созданное в качестве юридического лица согласно законодательству РФ, предприятие или организация, в котором иностранные инвестиции составляют 100 процентов)

Совместные предприятия создаются в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществ и товариществ, а также в иных формах, не противоречащих законодательным актам РФ. Совместное предприятие создается на основе договора, заключенного участниками этого предприятия.

Так, совместные предприятия могут создаваться как в форме договорных (полные товарищества), так и уставных (акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью). Характерным примером договорного СП может служить форма, определяемая в России как «толлинг», предусматривающая обеспечение производственных потребностей белорусских промышленных предприятий за счет давальческого импортного сырья. Механизм «толлинга» предполагает следующий порядок взаимодействия зарубежных партнеров: иностранный инвестор заключает с белорусским предприятием-производителем «толлинговый договор», согласно которому этот инвестор финансирует импорт сырья в РФ, оплачивает работу производственного предприятия по его переработке и является собственником продукции, изготовленной из импортного сырья. В то же время, следует отметить, что благодаря созданию «уставных СП» могут быть реализованы некоторые проекты, неосуществимые при других формах сотрудничества с иностранными инвесторами, по сравнению с которыми они имеют два основных преимущества: во-первых, при их создании привлекаются новые материальные и финансовые ресурсы (в том числе в виде импортного оборудования, лицензий и «ноу-хау»), которые входят в состав основных фондов СП и не требуют непосредственной оплаты; во-вторых, в процессе их функционирования объединяются интересы белорусского и иностранного контрагентов, что предполагает их взаимную заинтересованность в совершенствовании производственной деятельности, завоевании новых рынков сбыта. Особо отметим, что ни в континентальной, ни в англо-американской системах права ничего подобного нашему «совместному предприятию» нет.

Решение о создании совместного и иностранного предприятия принимается его участниками самостоятельно. В случае, когда участником является государственное предприятие или предприятие общественного объединения, решение о создании совместного предприятия принимается его участниками с согласия собственника имущества или уполномоченного им органа.

Государственная регистрация совместных предприятий осуществляется при наличии согласия местного Совета народных депутатов в соответствии с его компетенцией и следующих документов:

Сроки регистрации предприятия с иностранными инвестициями не должны превышать 30 дней с момента подачи заявления и необходимых документов на регистрацию.

На стадии начала хозяйственной деятельности предприятий с иностранными инвестициями его создатели обязаны в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ, получить заключение санитарно-эпидемиологической и экологической служб. Экспертиза и утверждение инвестиционных проектов и программ проводятся в соответствии с законом «Об инвестиционной деятельности в РФ».

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий с иностранными инвестициями осуществляется Министерством финансов РФ и МИД.

Иностранные инвесторы вносят вклад в уставный фонд совместного предприятия в качестве иностранных инвестиций в денежной и не денежной форме.

Не денежные вклады оцениваются по взаимной договоренности участников как в иностранной валюте, так и в валюте, используемой на территории РФ, с учетом цен, сложившихся на иностранном рынке.

Перерасчет вкладов участников в официальную валюту РФ осуществляется соответственно установленному курсу обмена валюты, который действует на день подписания договора об образовании предприятия, согласно законодательным актам, определяющим валютное регулирование на территории РФ.

Не денежный вклад должен быть завезен из иностранной страны или приобретен в РФ за конвертируемую валюту или за валюту, которая используется на территории РФ, если она получена в РФ в виде прибыли от иностранных инвестиций, разрешенной коммерческой деятельности, а также путем обмена конвертируемой валюты в банках РФ.

Иностранный инвестор должен сделать свой денежный взнос в уставный фонд совместного предприятия в конвертируемой валюте.

Предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 процентов, вправе без лицензий экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства. Предприятие с иностранными инвестициями вправе без лицензионно импортировать продукцию (работы, услуги) для собственной хозяйственной деятельности.

На предприятиях с иностранными инвестициями производственные и трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций, регулируются как коллективным договором (соглашением), так и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).

Стоит отметить, что в соответствии с Инвестиционным кодексом РФ, само создание СП может осуществляться не только на основе соглашения между белорусским и иностранными партнерами, но и путем покупки иностранными инвесторами пакета акций белорусского акционерного общества. Однако величина пакета акций, купленного иностранцами, и их доля в общем капитале могут быть различны, что повлечет за собой неодинаковые экономические и юридические последствия для данного АО. Только в том случае, если доля иностранного инвестора превышает 30% в общем фонде предприятия, оно получает налоговые льготы, предусмотренные для СП. Если же доля иностранного инвестора менее 30%, то общество будет действовать в режиме обычного отечественного предприятия, а иностранцы - владельцы акций и облигаций - будут лишь получать доходы на эти ценные бумаги. Однако рост интереса иностранных инвесторов к акциям белорусских эмитентов вызван, в первую очередь, ростом прибыли предприятий при одновременном удешевлении стоимости акций за счет девальвации белорусского рубля.

Иностранные инвесторы защищены от изменений в законодательстве: если последующие правовые акты ухудшают условия их деятельности, то в течение 5 лет сохраняют силу законы, действовавшие на момент инвестирования. Все совместные и иностранные предприятия имеют право свободно формировать цены на продукцию собственного производства и использовать ускоренные нормы амортизации произвольной величины. В соответствии с Кодексом РФ о земле, предприятиям с иностранными инвестициями и иностранным юридическим лицам предоставлена возможность длительной аренды земельных участков сроком до 99 лет. К тому же, существенным образом влияющими на организационную форму СП являются мотивы его участников, которые могут быть самыми разными.

К основным мотивам зарубежных партнеров в создании СП на территории нашей страны в настоящее время относятся:

возможность с помощью СП обосноваться на перспективном рынке сбыта;

стремление более эффективно приспособиться к постоянно действующему процессу уменьшения «жизненного цикла продукта»;

возможность с помощью СП понизить издержки производства, перемещая выпуск наиболее трудоемкой части продукции за рубли, концентрируя усилия на наиболее технологически сложных направлениях. С этой точки зрения наша страна привлекательна достаточно недорогой рабочей силой при относительно высокой квалификации и уровне образования;

возможность с помощью СП получить доступ к научно-исследовательскому опыту на конструкторские работы (НИОКР), особенно в области фундаментальных исследований, учитывая очень медленное внедрение разработок производства;

эксплуатация ископаемых и природных ресурсов, перенос на территорию нашей страны стареющих технологий.

Главным мотивом и экономическим интересом нашей страны в создании СП, помимо таких факторов, как доступ к передовым технологиям, оснащение высокоэффективными средствами производства, использование опыта организации и управление производством и др., стало то влияние, которое совместное предпринимательство в состоянии оказать на структуру производственных отношений. Однако практика свидетельствует, что интересы партнеров совпадают не во всех случаях. Как правило, невыгоден (с позиции макроэкономики) для национального партнера и выгоден для иностранного вывоз сырьевых ресурсов. Главные же сферы совпадения интересов - работа СП на внутренний рынок и использование национальных научно-технических достижений.

Возможности эффективной реализации преимуществ международного совместного предпринимательства и связанных с ними целей партнеров зачастую ограничиваются проблемами, обусловленными спецификой политико-правовой и экономической среды, в которой создаются и функционируют СП (табл. 1.

 

Таблица 1. Проблемы, связанные с формированием и функционированием СП в странах с переходной экономикой

Проблемы Создание СП Функционирование СП
Политико-правовые:    
Политическая нестабильность + +
Нестабильность законодательной и нормативной базы совместного предприятия + +
Организационно-структурные:    
Слабая развитость инфраструктуры + +
Инертность организационных структур + +
Консервативность методов оценки и многоступенчатость принятия решений +  
Экономические:    
Неконвертируемость валюты + +
Деформированное ценообразование + +
Отсутствие реальных стимулов   +
Сложность оценки целесообразности и эффективности создаваемого СП +  
Расхождения между партнерами по стратегии развития СП   +
Социально-психологические:    
Инертность хозяйственного мышления и отсутствие опыта управления   +
Невосприятие населением отдельных форм иностранного участия + +
Языково-культурные аспекты + +

Поэтому при выборе СП немаловажным является вопрос и о зарубежных партнерах. Государственные компании более надежны, стабильны, пользуются поддержкой со стороны соответствующих государственных структур власти, финансовых институтов. Частные предприятия более гибки и управляемы, в меньшей степени зависят от бюрократических процедур при принятии важных решений, менее коррумпированы. Предприятия, входящие в состав крупных семей, имеют больше возможностей в привлечении значительных капиталов, имеют тесные контакты с органами власти, а также обширные связи в местной деловой сфере. Транснациональные корпорации (ТНК) широко открыты для участия во внешнеэкономической деятельности, обладают значительным капиталом, имеют опыт работы на мировом рынке, обладают технологией производства.

Выбор белорусского партнера при этом в большей степени должен опираться на конкретный проект деятельности. Если проект предусматривает деятельность в сырьевых отраслях, отраслях тяжелого машиностроения, высокотехнологических отраслях, наиболее подходящим представляется партнер, который более надежен, стабилен, имеет доступ к природным ресурсам (т.е. в этих условиях предпочтительны предприятия с государственным участием). В отраслях, связанных с производством товаров широкого потребления, пищевой промышленности, сельского хозяйства, более привлекательными являются частные предприятия.

Наличие указанных сходных моментов в организации СП обуславливается общими закономерностями интернационализации деловой активности и широким развитием экономических взаимоотношений между предприятиями и организациями, представляющими страны с различными социально-экономическими системами. В то же время, как показывает практический опыт, наблюдается большое число специфических особенностей при образовании и функционировании СП как в странах с достаточно развитой рыночной экономикой, так и с переходной экономикой. Эти отличия и обуславливают возможность выбора иностранными инвесторами самых различных форм хозяйствования в стране, импортирующей их капитал.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: