ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА- РАССУЖДЕНИЯ




В критериях оценивания сочинения специально оговаривается, что мнение пишущего должно быть не только формально заявлено (Я согласен / не согласен с автором), но и подкреплено двумя аргументами.

В этой части работы пишущий должен строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи — убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

1) тезис (положение, которое надо доказать);

2) аргументация (доказательства, доводы);

3) вывод (общий итог).

Тезис — это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение автора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.

 

 
ТЕЗИС

 

 


 
 

АРГУМЕНТ 1

АРГУМЕНТ 2

 

 
ИЛЛЮСТРАЦИИ (ПРИМЕРЫ)
ИЛЛЮСТРАЦИИ (ПРИМЕРЫ)

 


 

 

 

 

ВЫВОД

 


Для того чтобы выделить тезис из высказывания большого объема, можно пользоваться следующим алгоритмом:

1) прочитать текст и разделить его на структурные части;

2) ориентируясь на сильные позиции текста (подзаголовки, абзацы), выписать из каждой части предложения, выражающие главное суждение (часть тезиса), отделить их от доказательств;

3) соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т. д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.

Тезис подчиняется следующим правилам:

1) формулируется чётко и недвусмысленно;

2) на протяжении всего доказательства сохраняется одним и тем же;

3) его истинность должна быть доказана неопровержимо;

4) доказательства не могут исходить из тезиса (иначе образуется порочный круг в доказательстве).

= > В сочинении на основе прочитанного текста тезис — это ваш ответ на проблемный вопрос, ваша позиция, истинность которой вы стараетесь обосновать.

Аргументация — это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, всё, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Поясним сказанное на конкретном примере.

Тезис Иван Петрович — хороший учитель.
Аргумент 1 Во-первых, он хорошо знает свой предмет.
Иллюстрации к аргументу 1 На его уроках всегда можно узнать много интересных фактов, о которых не прочитаешь в учебнике. Он всегда охотно отвечает на вопросы учеников.
Аргумент 2 Во-вторых, он хорошо преподает свой предмет.
Иллюстрации к аргументу 2 Он понятно и доступно излагает материал. Его объяснения всегда логичны и доказательны.
Аргумент 3 В-третьих, он справедлив в своём отношении к ученикам.
Иллюстрации к аргументу 3 Например, у него не бывает любимых или нелюбимых учеников. Его оценки всегда отражают знания ученика, а не личные симпатии или настроение учителя.
Вывод Обучаясь у Ивана Петровича, действительно можно получить глубокие знания и объективные оценки.

 

По характеру связи с тезисом различают аргументы за свой тезис и аргументы против чужого тезиса.Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезисы совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Аргументы за должны быть:

Ø правдивыми, опираться на авторитетные источники;

Ø доступными, простыми, понятными;

Ø отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы против должны убедить в том, что факты, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики.

Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Помните, что конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным. Например:

 

Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора: люди (особенно это касается учёных) не должны терять «живость восприятия» окружающего. Во-первых,мир вокруг нас чрезвычайно разнообразен и часто опровергает, казалось бы, незыблемые закономерности, установленные человеком. Во-вторых,большинство величайших открытий было сделано учёными, которых порой считали безумными чудаками. На самом же деле Коперник, Эйнштейн, Лобачевский доказали людям. Что их особое видение мира не только имеет право на существование, но и открывает новые горизонты науки. И наконец,непосредственность восприятия мира умение удивляться не позволят человеку утратить связь с действительностью, превратить все вокруг в сухую, безжизненную схему. Внимательный, любознательный человек, говорит нам автор, должен видеть жизнь во всей её полноте. Именно такому человеку приходит на помощь случай и мир готов открыть все свои тайны.

 

Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т. е. Примеры, поддерживающие аргумент.

Поясним сказанное на примере.

 

Тезис. Речь человека — это показатель его интеллектуального и нравственного развития.
Аргумент 1. Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.
Иллюстрации к аргументу 1. Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убеждён, что каждое такое слово несёт в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух?
Аргумент 2. Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики.
Иллюстрации к аргументу 2. Вспомним хотя бы Порфирия Головлева — героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами («капустка», «лампадка», «маслице», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.
Вывод. Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: