ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.
Методические указания к работе
Тема: Постановочный план.
В постановочном плане отражена вся работа сценариста-режиссера массовых мероприятий. Вот поэтому так важно, чтобы каждый студент в межсессионный период внимательно изучил каждый пункт и четко уяснил деление постановочного плана на два раздела: режиссерский анализ сценария и рождающийся на базе анализа режиссерский замысел постановки.
СХЕМА ПОСТАНОВОЧНОГО ПЛАНА.
I. Первое эмоциональное впечатление.
Режиссерский анализ сценария (каждого эпизода).
1. Идейно-тематическая основа сценария и его сюжет.
2. Основной конфликт.
3. Сценарно-режиссерский ход.
4. Жанр сценария (эпизода).
5. Композиция сценария (экспозиция, завязка, эпизоды, кульминация, развязка).
6. Событийный ряд (исходное, основное, центральное, главное, финальное).
7. Приемы монтажа, примененные в сценарии.
8. Документальная основа сценария.
9. Выразительные средства, заложенные в сценарии.
10. Приемы активизации зрителя, заложенные в сценарии.
II. 3амысел постановки.
1. Сверхзадача.
2. Сквозное действие, контрдействие.
3. Определение «живых» героев и определение ролей.
4. Название эпизодов (событий).
5. Композиция постановки.
6. Атмосфера (постановки, каждого эпизода).
7. Темпо-ритм (постановки, каждого эпизода).
8. Декоративное оформление.
9. Мизансценирование.
10. Музыкально-шумовая партитура.
11. Световое оформление.
12. Календарный план выпуска постановки.
При внимательном изучении схемы постановочного плана студент может убедиться в том, что постановочный план излагает последовательность мышления режиссера в создании его замысла постановки, в том, что замысел режиссера рождается из тщательного анализа сценария, т. е. драматургии, которая лежит в основе будущей постановки.
|
|
ПОСТАНОВОЧНЫИ ПЛАН
Первое эмоциональное впечатление возникает при первом прочтении сценария режиссером (только в случае, если к постановке принят оригинальный сценарий). Это первое эмоциональное впечатление чаще всего бывает причиной того, что режиссер принимает к постановке именно этот сценарий.
Режиссеру, когда он выносит на суд постановочного коллектива выбранный сценарий, нужно обосновать свой выбор. А это можно сделать только после тщательного анализа.
1. РЕЖИССЕРСКИЙ АНАЛИЗ СЦЕНАРИЯ
1. Идейно-тематическая основа и сюжет сценария.
Т е м а: проблема, круг проблем или грань проблемы, поднятой автором сценария.
Идея: то, ради чего написан сценарий, главная мысль, вывод автора, его стремление, его решение поставленных проблем.
С ю ж е т: краткий пересказ основных событий сценария.
2. Основной конфликт — столкновение жизненных противоречий, которые могут проявиться в столкновении позиций, идей, взглядов.
3. При анализе сценария режиссер определяет сценарный ход, тот прием, с помощью которого сценарист последовательно, логично выстраивает развитие конфликта; прием, с помощью которого сценарист все эпизоды сценария связывает в единое драматургическое действие.
Допустим, сценарный ход — «Веселый поезд». Тогда исполнители (этот ход мы избрали для агитбригадного представления) — пассажиры поезда. Вот они по ходу движения «поезда» что-то увидели в окно (эпизод). «Поезд» делает несколько остановок (еще несколько эпизодов), в «поезде» «ревизор» проверяет билеты (еще несколько эпизодов), непредвиден-ная остановка: семафор закрыт (эпизод) и т. д. Этот ход, на фоне которого развивается конфликт, придумал сценарист. А режиссер добавляет, развивает, углубляет, уточняет его, придумывает способы и приемы его сценического воплощения. Тогда ход становится сценарно-режиссерским.
|
|
4. Жанр — зто способ отражения жизни, отношения автора к изображаемой действительности. Определение жанра, его точность — очень важный раздел работы, ибо от этого определения зависит отбор режиссерских приемов, приспособлений. Жанр влияет и на создание атмосферы, выбор темпо-ритма.
При постановке театрализованного мероприятия его жанр определяется так: «театрализованный обряд посвящения в хлеборобы», «театрализованный тематический вечер-портрет» и т. п.
5. Как любое литературное произведение, сценарий имеет композицию: вот завязался конфликт, он развивается, достигает наивысшей кульминационной точки (но ни одна дейстненная линия еще не закончена, все еще в развитии), и, наконец, наступает развязка, конфликт разрешен.
При постановке театрализованного мероприятия нужно помнить, что определение композиции сценария еще не означает окончания работы. Совершенно обязательно определить и композицию каждого эпизода. Возьмите, к примеру, любую программу из цикла «От всей души». Ведь в каждом эпизоде программы свои герои, действуют они в совершенно различных обстоятельствах, достигают решения задач своими путями. Постоянным персонажем всей передачи остается лишь ведущий, но объединяет эпизоды наличие коллективного героя в сценарии — коллектив завода, колхоза, района города и т. п.