Таким образом, и композиция сценария в целом, и композиция каждого эпизода должны быть четко выстроены.




6. 22 июня 1941 года. Чудесный воскресный день, Удивительно хорошо, счастливо, радостно живут советские люди. Но особенно счастливо и радостно было в этот день выпускникам средних школ. Школьные годы позади, впереди — самостоятельная «взрослая» жизнь. Отшумел школьный бал, выпускники отправились за город встречать свою последнюю совместную утреннюю зарю. Возвращались уставшие, но радость, перемешанная с грустью расставания, переполняла сердца: песни, шутки, смех не умолкали. А в городе, у столбов, на которых висели рупоры уличного радио, молчаливые угрюмые толпы людей, Что такое? А из рупоров: «Война!» Стихли разом песни, шутки, посуровели лица, чаще стали биться сердца.

Что случилось? Почему вдруг так резко изменилось поведение школьников, изменилось их настроение, куда-то ушли далеко-далеко те задачи, которые они ставили на сегодняшний день, на завтра, на всю жизнь. Да потому, что случилось событие, которое вмиг все перевернуло.

Так что же такое событие? Это происшествие, которое резко меняет развитие действия.

После начала войны жизнь выпускников развивается у всех по-разному.

У одного из них, в первый день войны ушедшего в действующую армию, фронтовые дороги шли через огонь и страдания.

И порой казалось: все, это конец. Но находил солдат в себе силы и снова шел вперед, к победе.

Герой приходит с войны израненным, постаревшим, но победившим смерть и, что еще важнее, страх смерти.

Вот три события, происшедшие с одним из представителей предвоенного поколения советской молодежи. В этих событиях (1418 дней и ночей жизни. А жизнь эта, ограниченная 1418 днями началась событием 22 июня 1941 года (исходное), достигла вершины «либо, либо» (центральное) и завершилась 9 мая 1945 года (основное).

Это три главных события, А жизнь наша, как и литературных героев, состоит не из трех событий, а из множества. Они и составляют событийный ряд. Но главное в этом ряду — события исходное, центральное, основное.

7. Очень важный вопрос в создании сценария и в режиссуре клубных мероприятий — монтаж отдельных эпизодов в единое целое — сценарий. Режиссер, анализируя сценарий, должен внимательно посмотреть, как, с помощью каких приемов смонтированы эпизоды сценария. К сожалению, бывает и так, что эпизоды просто расположены один за другим в сценарии и никак не связаны между собой. В этом случае режиссер обязан смонтировать эпизоды (исправить брак сценариста) в единое целое согласно сценарно-режиссерскому ходу. Какие и когда годятся способы монтажа, смотрите в лекциях и в книге М. Маршака «Клубный сценарий».

8. Драматургия культурно-досуговых программ «зиждется на трех китах»: документальности, актуальности, образности. Режиссер, осуществляя постановку, должен обязательно узнать истоки (документ), из которых берет начало система художественных образов театрализованного мероприятия.

9. Режиссер обязан очень хорошо изучить художественные особенности, стиль тех авторов, произведения которых использованы в сценарии. В сценарии смонтированы лишь отрывки, фрагменты из них, по которым трудно глубоко вникнуть в авторский стиль. Поэтому, выясняя, какие выразительные средства использованы автором, режиссер намечает и то, какие коллективы, технические средства и т. п. он должен привлечь на помощь в осуществлении постановки. А внимательно проанализировав этот вопрос, режиссер может отказаться от выразительных средств, предложенных сценаристом, и заменить их другими, более ярки-ми, необходимыми, с его точки зрения.

10. Режиссура культурно-досуговых программ предусматривает полное единение участников театрализованного мероприятия и зрителя. И если сценаристом не использованы приемы (а это покажет анализ), которые заставляют зрителя стать активным участником: минута молчания, скандирование, ответы на вопросы ведущего и т. д-, — то их необходимо ввести в режиссуру.

 

II. ЗАМЫСЕЛ ПОСТАНОВКИ

1. Великий К. С. Станиславский писал: «Сверхзадача и сквозное действие — вот главное в искусстве. Сверхзадача и сквозное действие — это та основная творческая цель и творческое действие, которые включают в себя, совмещают, обобщают в себе тысячи отдельных разрозненных задач... Сверхзадача и сквозное действие — главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы... Каждая пьеса, каждая роль скрывают в себе свою сверхзадачу и сквозное действие, которые составляют главную сущность как живой жизни роли, так и всего произведения. (К. С. Станиславский. Т. 4, стр. 151).

Мнение, что постановка театрализованного мероприятия может обойтись без этих основополагающих положений системы К.С. Станиславского, глубоко ошибочно,

2. Если режиссер театрального коллектива имеет дело с пьесой, населяющими ее действующими лицами, то режиссер культурно-досуговых программ имеет дело с «живым» героем, о котором не кто-то рассказывает, а он сам рассказывает «о времени и о себе». С ним зритель вступает в непосредственный контакт. И замышляя постановку, режиссер решает, какой именно герой ему нужен в данном конкретном сценарии (ведь сценарист указывает в лучшем случае лишь профессию героя). Здесь большое значение имеет то обстоятельство, что герой не только отлично работает, но и ярко, красочно может рассказать об этом.

3. Режиссер, работая над замыслом постановки, дает каждому эпизоду (событию) название, в котором выражается основное содержание действия. Потому это название называется действенным.

5. Не всегда режиссер согласен с композицией сценария. Поэтому он создает свою композицию постановки.

6. Атмосфера — это воздух времени и места, в котором действуют участники театрализованного мероприятия, его общий эмоциональный настрой. И предлагаемые обстоятельства, и декорационное решение, объединяясь, создают особый микроклимат, атмосферу мероприятия. Таким образом, атмосфера может быть светлой, радостной, праздничной, приподнятой, теплой, легкой, прозрачной, тяжелой, холодной, гнетущей и т. п. Атмосфера складывается из характера поведения действующих лиц, условий, в которых протекает действие, обстановки, в которой действуют участники. Режиссеру мало определить атмосферу, он должен ее еще и создать с помощью участников постановки, художника-оформителя, музыканта, балетмейстера, художника по свету и т, д.

7. Темп — скорость мероприятия, его временная протяженность, а ритм — биение его сердца. Как у человека в разные моменты его жизни (демонстрация, похороны, день рождения и т. п.) сердце бьется по-разному, так и в мероприятии происходит то же самое. Но сердце бьется по-особому лишь определенное время, а потому вряд ли можно разделить понятия «темп» и «ритм». Следовательно, чередование напряжения и спадов на всем протяжении клубного театрализованного мероприятия и составляет его темпо-ритм. «Где жизнь — там и действие, где действие — там и движение, а там, где движение — там и темп, а где темп — там и ритм» (К. С. Станиславский).

8. Режиссер, замышляя постановку клубного театрализованного мероприятия, решает вместе с художником его декоративное оформление. Следует учесть при этом, что декоративное оформление клубного мероприятия не терпит громоздкости, фундаментальности. Оформление должно быть легким, портативным, красочным. Здесь очень важен отбор выразительных деталей.

9. Одним из сложнейших разделов работы режиссера над постановкой является мизансценирование. Недаром говорят, что мизансцена — язык режиссера. Мизансцена — расположение участников мероприятия на сцене (и в зале) в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей средой в тот или иной момент. Назначение мизансцены — через внешнее сочетание человеческих фигур на сцене (и в зале) выразить их внутреннее соотношение. Мизансцена — одно из важнейших средств образного выявления идейного содержания постановки. В непрерывном потоке сменяющих друг друга мизансцен раскрывается логика поведения действующих лиц, выявляются возникающие между ними отношения и конфликты. Итак, мизансцена — расположение действующих лиц на сцене, в котором раскрывается их взаимоотношение и смысл происходящих событий. Мизансцена должна выражать мысль, быть внутренне оправданной, жизненно необходимой.

Существует также понятие «режиссерский слух». Он, как и все, относящееся к режиссуре, существует в двух разновидностях: временной и пространственной. Быстро или медленно идет эпизод, однообразны или пестры интонации его участников, музыка и слова

использованные в эпизоде, — все это для «временного» уха режиссера. Нелепая фигура, «торчащая» на первом плане, — грех пространственного слуха режиссера. Хорошо развитые, отточенные до предела чувства времени, пространства, меры, чувство правды, чувство зрителя — все это и объединяется в понятие «режиссерский слух»,

10. Очень важными выразительными средствами режиссера клубных мероприятий являются музыка, шум. Определив места в сценарии, где по замыслу режиссера должна звучать музыка, определив характер этой музыки, выверив на репетициях метраж ее, режиссер пишет музыкально-шумовую партитуру:

 

 

Назван. музык. произв.   Начать   Закончить (или смикшировать)  
1. «Марш»   Реплика (или действие)   Реплика (или действие)  

II. Немаловажным выразительным средством является и свет.

Замысел режиссера проверяется на репетициях, а потом пишется и световая партитура:

№ по-ложений   Описание положений   Начать   Закончить  
    -   Реплика (или действие)   Реплика (или действие)  

12. Календарный план выпуска постановки составляется «с конца», т. е. со дня премьеры. Затем от этого дня к дню составления плана проставляются все репетиции, а потом уже пишется их содержание (работа за столом, мизансценирование, репетиции в выгородке, монтировочные, прогонные, генеральные репетиции).

 

ПАРТИТУРЫ

Режиссерская (Монтажный лист)

Вариант №1.

 

№п/п Эпизод Сцена Дейст. лицо или участник, характер действия Текст, реплика или концертный номер Свет Музыка, шумы Механика сцены, реквизит Примечание
                 
                 

 

См. Маршак М.М. Клубный сценарий.-М.: Профиздат, 1975,с.107.

Вариант №2.

 

  № п/п     Эпизод Номер Исполнители Аккомпоне-мент Текст Кино Оформление Свет Костюмы Реквизит, бутафория Примечание
                       
                       

См. Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений.-М.:Сов.Россия, 1977,с.90-104.

 

Вариант №3.

  №п/п Время Сценарий Описание объекта Музыкальное оформление Примечание
           
           

См. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – М.:Просвещение, 1974, с.49-54.

 

Вариант №4.

№п/п Музыка Оформление и кино Исполнители Текст Примечание
           
           

См. там же, с.55-57.

Вариант №5.

 

  №п,п Название эпизода Название сцены или концертного номера Время, продолжительность Дейст. лицо или участник Действие Выходы Уходы Текст или реплика
                 
                 

 

  Аккомпонемент, фонограмма или живое звучание   Шумы, радио Свет, диапроекция Кино Костюмы Реквизит На каком оформлении идет данная сцена (номер) Что готовится к следующей сцене (номеру) Примечание
                 
                 

Примечание: в партитуру включаются только необходимые в постановке виды служб(граф).

 

ЗВУКОВАЯ ПАРТИТУРА

Вариант №1

 

Порядковый номер включения или выключения   Номер магнитофона воспроизведения Наименование фрагмента Продолжительность звучания Реплика на включения звука Звуковой план (нумерация) динамиков в разных местах Характер включения (резко, плавно, долго) Уровень звучания Реплика на снятие звука Характер снятия звука (плавно, резко и.т.д.) Примечание
                     
                     

 

 

Вариант №2

  №п/п   Название номера (действия) Продолжи-тельность номера Реплика на включение звука Характер включения фонограммы Уровень звучания фонограммы Реплика на снятие звука Характер снятия звука  
                 
                 

 

СВЕТОВАЯ ПАРТИТУРА

    №п/п     Название номера (действия) Продолжительность освещения Реплика на включение света План сценической площадки и оформление Характер включения Цвет Реплика на снятие света Характер снятия света
                 
                 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: