ВВЕДЕНИЕ
В рыночных условиях без знания поведения потребителей невозможно эффективно работать на рынке. Именно те предприятия, которые смогут исследовать особенности поведения потребителей, а также повлиять на их поведение или хотя учесть ее особенности в своей деятельности, смогут удержать или расширить объемы сбыта продукции и прибыли.
Возможность определения особенностей поведения потребителей на рынке зависит от имеющихся знаний о внешних и внутренних факторов влияния, последовательности и особенностей процесса принятия решений индивидуальным и организационным потребителем, порядка формирования поведенческой реакции потребителей, существующих маркетинговых инструментов влияния на их поведение, а также методологии и методик проведения количественных и качественных исследований.
Поведение потребителей - прикладная научная дисциплина. Это означает, что она является своеобразным посредником между фундаментальными науками и практикой, переводя их достаточно широкие и абстрактные категории на более конкретный уровень [13].
В основе курса "Поведение потребителей" лежит ряд фундаментальных научных дисциплин (социология, психология и социальная психология, экономическая теория, социальная история и история культуры), а также две прикладные дисциплины - менеджмент и маркетинг. По сути маркетинг - это взгляд на рынок с точки зрения предприятия, на нем работает. Проблема поведения на нем потребителей является ключевой. Курс маркетинга является вводным курсом. "Поведение потребителей" - это развитие, углубление одного из его направлений.
Учебное пособие является актуальным и полезным для изучения студентами дисциплины "Поведение потребителей", общей целью преподавания которой является предоставление знаний об основных направлениях расширения функций маркетинга в исследовании механизмов поведения потребителей и использовании этих механизмов для активного влияния на процесс принятия потребителем решения о покупке с целью достижения целей организации.
Основными задачами дисциплины являются:
- Ознакомление студентов с основными понятиями, категориями, подходами к исследованию поведения потребителей;
- Исследование факторов внутренней и внешней влияния на поведение потребителей, возможностей их влияния для направления поведения потребителей в маркетинговой деятельности организации в соответствии с поставленной целью;
- Приобретение практических навыков работы с потребителем и управление его поведением.
Предметом изучения дисциплины "Поведение потребителей" является маркетинговая система управления поведением потребителей.
В учебном пособии раскрыты все темы, предусмотренные типовой программе Министерства образования и науки Украины для изучения студентами специальности "Маркетинг".
Учебное пособие содержит материал, который позволяет закрепить теоретические знания о поведении потребителей, обеспечить изучение методических подходов к ее изучению, сформировать практические навыки в исследовании поведения потребителей, ее моделирования и влияния на нее инструментами маркетинга.
Так, изложения теоретического материала сопровождается яркими примерами, преимущественно из практики отечественных предприятий, и примечаниями, которые позволяют глубже понять сущность теоретических вопросов и овладеть практическими навыками. В конце каждого раздела подаются вопросы для повторения и обсуждения материала.
Для более глубокого изучения курса "Поведение потребителей" авторы рекомендуют также проработать расчетные задачи, тесты, схемы, кроссворд, представленные в практикуме по поведению потребителей, а также ответить на контрольные вопросы, поданные после каждой темы. Это позволит выявить и закрепить теоретические знания и овладеть практическими навыками исследования поведения потребителей.
Основные термины по поведению потребителей представлены авторами в глоссарии, применение которого в учебном процессе способствует лучшему усвоению понятийного аппарата дисциплины.
На последних страницах учебного пособия представлен список литературы, к которому можно обратиться, чтобы глубже проработать отдельные вопросы курса или ознакомиться со взглядами других ученых на проблемы, рассматриваемые в рамках данного курса.
Данное пособие содержит значительную часть авторских материалов. Он апробирован в учебном процессе в Сумском государственном университете. Применение пособия в учебном процессе облегчит и ускорит процесс обучения, позволит значительно углубить усвоения теоретического материала и приобрести практические навыки его применения.
Учебное пособие является полезным не только для подготовки студентов экономических специальностей, а также для аспирантов, преподавателей, слушателей школ бизнеса, руководителей предприятий, работников маркетинговых подразделений и других специалистов, деятельность которых связана с практическим маркетингом.
Тема 1. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБМЕНА
1.1. Экономический обмен, его условия.
1.2. Под ходы и этапы анализа поведения потребителей.