Этап | Задачи | Содержание работы | Взаимодействие с родителями |
Подготовительный | Изучение актуальности проекта. | Рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта | Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе». |
Практический | практическое осуществление экспериментальной деятельности. Рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях. | Вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес. | Реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем |
обобщающий | систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка | осуществление презентации полученных результатов. | Подбор литературы для выставки. |
Учебный план совместной образовательной деятельности /старший дошкольный возраст 5-6 лет/
- Закреплять приобретённые в средней группе умения
- Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве
- Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно
- Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
- Продолжать знакомить с новыми деталями
- Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи
- Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом
- Учить работать с мелкими деталями
- Создавать более сложные постройки
- Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки
- Учить рассказывать о постройке других воспитанников
- Самостоятельно распределять обязанности
- Учить помогать товарищам в трудную минуту
- Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец
- Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями
- Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций
- Развивать творческую активность
- Навыки межличностного общения и коллективного творчества
- Способности к анализу и планированию деятельности
- Интерес к Лего-конструктору
Примерное распределение занятий на год:
|
- Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)
- Конструирование по условиям (4)
- Конструирование по замыслу (8)
Занятия проводятся раз в неделю по 25 минут по подгруппам (по 8-10 детей).
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в средней группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте.
Основные формы занятий:
- Моделирование по схеме, замыслу, образцу
- Работа над проектами (второе полугодие)
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:
· Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта
|
· Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях
· Заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.
Перспективное планирование в старшей группе
Месяц | тема | цели |
сентябрь | История Лего. Конструирование по замыслу | Познакомить с историей Лего. Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Избушка на курьих ножках | Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу | |
Мостик через речку | Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить начатое дело до конца. | |
Колодец | Учить коллективно строить простейшую постройку. | |
октябрь | Дом лесника | Учить строить большой дом для лесника |
Разные домики | Учить строить домики разной величины и длины | |
Кафе | Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу | |
Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
ноябрь | Плывут корабли | Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. |
Катер | Учить выделять в постройке её функциональные части. Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт». | |
Пароход | Закреплять знания водном транспорте. Закреплять навыки конструирования. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
декабрь | зоопарк | Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы. |
слон | Учить строить слона. Развивать творческие навыки, терпение. | |
верблюд | Учить строить верблюда | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
январь | Домашние животные | Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования |
дети | Учить строить мальчика и девочку. Учить рассказывать о постройке | |
Дом фермера | Учить находить материал для постройки | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
февраль | Грузовой автомобиль | Учить создавать сложную постройку грузовой машины. Учить правильно соединять детали. |
Пожарная часть | Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части. | |
самолёт | Закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
март | Поезд мчится | Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу. |
беседка | Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях. Учить строить беседку. | |
пастбище | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность. Учить строить загоны для домашних животных разными способами. | |
Конструирование по замыслу | Учить строить загоны для домашних животных разными способами. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
апрель | Ракета, космонавты | Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету по схеме. |
Светофор, регулировщик | Закреплять знания о светофоре. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
робот | Показать игрушку робот. Учить строить робота. | |
Речные рыбки | Учить строить рыб. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. | |
май | аквариум | Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум. |
лабиринт | Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук. | |
попугай | Продолжать знакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, мелкую моторику рук. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Учебный план совместной образовательной деятельности /старший дошкольный возраст 6-7 лет/
Задачи:
- Закреплять навыки, полученные в старшей группе
- Обучать конструированию по графической модели
- Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности конструкции в пространстве.
- Учить работать в группе (внимательно относиться друг к джругу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору. Плану, конструировать в соответствии с общим решением).
Примерное распределение занятий на год:
· Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)
· Конструирование по условиям (4)
· Конструирование по замыслу (8)
· Занятия проводятся раз в неделю по 30 минут по подгруппам (по 8-10 детей)
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в старшей группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте.
Перспективное планирование в подготовительной к школе группе
Месяц | тема | цели |
сентябрь | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки в старшей группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Красивый мост | Закреплять навыки, полученные в старшей группе. Учить строить мост по карточке. | |
Мы в лесу построим теремок | Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей. Учить строить теремок. | |
Избушка Бабы Яги | Закреплять умение строить по карточке. Учить строить сказочную избушку Бабы Яги. | |
Дом будущего. Создание собственной модели экодома по замыслу. | Учить самостоятельно и творчески использовать знания, полученные ранее. | |
октябрь | Грузовик везёт кирпичи | Учить строить по схеме. Находить в схемах сходство и различия. Учить рассказывать о проделанной работе. |
Корабль | Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету. Устанавливать пространственное расположение построек. | |
Аэропорт | Учить строить разные самолёты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему. Давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
ноябрь | Многоэтажные дома | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщённые представления о домах. |
Магазины | Закреплять названия магазинов, их виды. | |
Детский сад | Учить строить детский сад. Развивать память. Внимание. | |
Старинные замки. Модель «Крепость» | Учить работать в группе. Учить проектировать и заранее обдумывать содержание постройки. Закрепить полученные знания. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
декабрь | Животные на ферме | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность, навыки конструирования. |
Овечка | Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять знания о домашних животных. Учить строить животных. | |
Дом фермера | Закреплять навыки строить по схемам. Учить строить двухэтажный дом фермера. | |
Доисторические животные. Модели «Динозавры». | Закрепить навыки строить по схемам. Учить строить модели животных. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные на прошлых занятиях. Учить строить по замыслу. Развивать творчество, навыки конструирования. | |
январь | Качели | Учить строить сложную постройку. |
Карусели | Продолжать строить сложную постройку. | |
Беседка для ребят | Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти. Развивать память, навыки конструирования. | |
Горка | Учить определять особенности формы деталей конструктора, размера и расположения. | |
февраль | Городской транспорт | Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить строить автобус. |
Светофор | Закреплять знания о светофоре. | |
Знакомство с дорожными знаками | Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. | |
март | Играем в зоопарк | Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях. |
Слон | Учить строить слона с большим хоботом | |
Верблюд | Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить одно и двугорбых верблюдов | |
Домашние животные. Модель «Собака» | Закрепить знания о домашних животных. Учить строить модель собаки. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. | |
апрель | Ракета, космонавты | Закреплять знания о первом космонавте Ю. Гагарине. Учить строить ракеты. |
Космический корабль | Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль. | |
Луноход | Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из деталей конструктора. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. | |
май | Паровоз везёт товары | Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. |
Станция | Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков. | |
Дома на нашей улице | Закреплять умение строить домики | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. |
Календарно-тематический план. Старшая группа
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
сентябрь | 25 мин | Комбинированное | История Лего. Конструирование по замыслу | ДОУ | Старший воспитатель | |||
сентябрь | 25 мин | Беседа Игра | Избушка на курьих ножках | ДОУ | Старший воспитатель | |||
сентябрь | 25 мин | Комбинированное. | Мостик через речку | ДОУ | Старший воспитатель | |||
сентябрь | комбинированное | колодец | ДОУ | Старший воспитатель | ||||
Октябрь | 30 мин | Интегрированное | Дом лесника | ДОУ | Старший воспитатель | |||
октябрь | 25 мин | Комплексное | Разные домики | ДОУ | Старший воспитатель | |||
октябрь | 25 мин | Комплексное | Кафе | ДОУ | Старший воспитатель | |||
октябрь | 25мин | Комплексное | Конструирование по замыслу | ДОУ | Старший воспитатель | |||
октябрь | 30 мин | Комплексное | Веселые старты | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Ноябрь | 25 мин | Комбинированное | Плывут корабли | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Ноябрь | 25 мин | Комплексное | Катер | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Ноябрь | 25 мин | Комбинированное | Пароход | ДОУ | Старший воспитатель | |||
ноябрь | 25 мин | Комбинированное | Конструирование по замыслу. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Декабрь | 25 мин | Интегрированное | Зоопарк | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Декабрь | 30 мин | Комбинированное | Слон | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Декабрь | 30 мин | Комбинированное | Верблюд | ДОУ | Старший воспитатель | |||
декабрь | 30 мин | Комбинированное | Конструирование по замыслу. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Январь | 30 мин | Интегрированное | Домашние животные | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Январь | 30 мин | Интегрированное | Дети | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Январь | 30 мин | Комбинированное | Дом фермера | ДОУ | Старший воспитатель | |||
январь | 30 мин | Интегрированное | Конструирование по замыслу. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
февраль | 30 мин | Обобщающее | Грузовой автомобиль | ДОУ | Старший воспитатель | |||
февраль | 30 мин | Комбинированное | Пожарная часть | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Февраль | 30 мин | Интегрированное | Самолет | ДОУ | Старший воспитатель | |||
февраль | 30 мин | Интегрированное | Конструирование по замыслу. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
март | 30 мин | Комбинированное | Поезд мчится | ДОУ | Старший воспитатель | |||
март | 30 мин | Комбинированное | Беседка | ДОУ | Старший воспитатель | |||
март | 30 мин | Комбинированное | Пастбище | ДОУ | Старший воспитатель | |||
март | 30 мин | Интегрированное | Конструирование по замыслу. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
апрель | 30 мин | Комбинированное | Ракета, космонавты | ДОУ | Старший воспитатель | |||
апрель | 30 мин | Интегрированное | Светофор, регулировщик | ДОУ | Старший воспитатель | |||
апрель | 30 мин | Интегрированное | Конструирование по замыслу. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
апрель | 30 мин | Комбинированное | Робот | ДОУ | Старший воспитатель | |||
апрель | 30 мин | Комбинированное | Речные рыбки | ДОУ | Старший воспитатель | |||
май | 30 мин | Интегрированное | Аквариум | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Май | 25 мин | Комбинированное | Лабиринт | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Май | 30 мин | Интегрированное | Викторина | ДОУ | Заведующий. Старший воспитатель | |||
май | 30 мин | Интегрированное | Конструирование по замыслу. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Календарно-тематический план. Подготовительная группа
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
сентябрь | 30 мин | Комбинированное | Конструирование по замыслу | ДОУ | Старший воспитатель | |||
сентябрь | 30 мин | Беседа Игра | Красивый мост | ДОУ | Старший воспитатель | |||
сентябрь | 30 мин | Комбинированное. | Мы в лесу построим теремок | ДОУ | Старший воспитатель | |||
сентябрь | комбинированное | Избушка Бабы Яги | ДОУ | Старший воспитатель | ||||
сентябрь | 30 мин | Интегрированное | Дом будущего. Создание собственной модели экодома по замыслу. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
октябрь | 25 мин | Комплексное | Модель «Грузовой автомобиль» | ДОУ | Старший воспитатель | |||
октябрь | 25 мин | Комплексное | Водный транспорт. Корабль. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
октябрь | 30мин | Комплексное | Воздушный транспорт. Аэропорт | ДОУ | Старший воспитатель | |||
октябрь | 30 мин | Комплексное | Безопасность в городе. Модель «Полицейский вертолет» | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Ноябрь | 25 мин | Комбинированное | Многоэтажные дома. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Ноябрь | 25 мин | Комплексное | Детский сад | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Ноябрь | 30 мин | Комбинированное | Старинные замки. Модель «Крепость» | ДОУ | Старший воспитатель | |||
ноябрь | 25 мин | Комбинированное | Конструирование по замыслу. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Декабрь | 35 мин | Интегрированное | Животные на ферме | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Декабрь | 30 мин | Комбинированное | Овечка | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Декабрь | 35 мин | Комбинированное | Дом фермера | ДОУ | Старший воспитатель | |||
декабрь | 30 мин | Комбинированное | Доисторические животные Модели «Динозавры» | ДОУ | Старший воспитатель | |||
декабрь | 30 мин | Интегрированное | Конструирование по замыслу. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Январь | 30 мин | Интегрированное | Качели | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Январь | 30 мин | Комбинированное | Карусели | ДОУ | Старший воспитатель | |||
январь | 30 мин | Интегрированное | Беседка для ребят. Горка. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
февраль | 35 мин | Обобщающее | Городской транспорт. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
февраль | 30 мин | Комбинированное | Светофор | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Февраль | 35 мин | Интегрированное | Знакомство с дорожными знаками. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
февраль | 30 мин | Интегрированное | Конструирование по замыслу. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
март | 35 мин | Комбинированное | Играем в зоопарк. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
март | 30 мин | Комбинированное | Модель «Слон» | ДОУ | Старший воспитатель | |||
март | 30 мин | Комбинированное | Модель «Верблюд». | ДОУ | Старший воспитатель | |||
март | 30 мин | Интегрированное | Домашние животные. Модель «Собака» | ДОУ | Старший воспитатель | |||
март | 30 мин | Комбинированное | Конструирование по замыслу. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
апрель | 30 мин | Интегрированное | Ракета, космонавты. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
апрель | 30 мин | Интегрированное | Луноход. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
апрель | 30 мин | Комбинированное | Конструирование по замыслу. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
апрель | 35 мин | Комбинированное | Паровоз везет товары. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
май | 30 мин | Интегрированное | Станция | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Май | 30 мин | Комбинированное | Дома нашей улицы. | ДОУ | Старший воспитатель | |||
Май | 35 мин | Интегрированное | Викторина | ДОУ | Заведующий. Старший воспитатель | |||
май | 35 мин | Интегрированное | Конструирование по замыслу. | ДОУ | Старший воспитатель |
Список литературы:
1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
2. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
3. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.
4. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.
5. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
6. О. Э. Литвинова Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста.
Издательство: «Ульяновский дом печати» 2016г.
7. О.В. Мельникова Лего-конструирование. Издательство: «Учитель»