Реформы в области образования и печати




Земская реформа 1864 г.

В состав первой курии входили землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли, владельцы недвижимой собственностью на сумму более 15 тыс. руб., и обладатели годового дохода более 6 тыс. рублей. Избирателями второй курии являлись купцы всех трех гильдий, владевшие недвижимым имуществом на сумму не менее 500 руб., и владельцы промышленных предприятий с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб. Выборщиками третьей курии были крестьяне. Выборы по этой курии были многостепенными: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а те уже избирали гласных в уездные земские собрания. На уездных земских собраниях избирались представители губернского земского собрания.

Председателями уездного и губернского земских собраний являлись предводители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, затем председателя уездной земской управы утверждал губернатор, а губернской управы министр внутренних дел. Причем губернатор и министр внутренних дел могли приостановить исполнение постановлений земского собрания.

Земства не имели политических функций. В их компетенцию входили хозяйственные вопросы местного значения: устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, школ, больниц, богаделен и приютов; «попечение» о местной торговле и промышленности, обеспечение народного продовольствия, содержание местных тюрем, сбор налогов на местные нужды.

Городская реформа 1870 г

В 509 из 1130 городов вводилось выборное самоуправление городские думы. Число гласных членов думы зависело от численности избирателей в городе от 30 до 72 человек. Дума избиралась на 4 года. Она являлась распорядительным органом и имела свой постоянно действующий исполнительный орган городскую управу. В состав управы входили городской голова, который избирался на 4 года и также являлся председателем городской думы, и несколько членов. Городские думы были поставлены под контроль правительственных чиновников.

В компетенцию думы входило устройство больниц, школ, культурных учреждений, благоустройство городов, попечение о развитии торговли, городское налогообложение, противопожарные меры, водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы.

Право выбирать и быть избранными в городские думы имели лица, достигшие 25 лет и владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором, владельцы промышленных и торговых предприятий и купцы, вносившие городские сборы. При этом избиратели делились на три избирательных собрания согласно размеру налога.

Судебная реформа 1864 г.

В стране вводились мировой и коронный суды. Мировой суд имел упрощенное судопроизводство и рассматривал мелкие уголовные преступления и гражданские иски до 500 руб. в уездах и городах. Уезд составлял мировой округ, разделенный на мировые участки. Мировых судей выбирали уездные земские собрания, а утверждал Сенат.

 

Военная реформа

Поражение России в Крымской войне вскрыло военно-техническую отсталость царской армии. Для ее преодоления требовалась коренная реорганизация военного дела в стране. В 1860–1870-х гг. с этой целью была проведена серия преобразований.

С 1862 г. осуществлялось постепенное сокращение армии. В 1864 г. была введена военно-окружная система управления: образовано 15 военных округов. Состоялась реорганизация Военного министерства. В середине 60-х гг. была проведена реформа военного образования: учреждались военные училища (Константиновское, Павловское, Александровское, 1863 г.), затем юнкерские училища (Московское, Виленское, Гельсингфорсское и Варшавское, 1864 г.), открылся ряд специальных академий (Военно-юридическая, 1867 г.). В 1867 г. была осуществлена военно-судебная реформа, в 1868 г. отменены телесные наказания в армии.

В 1874 г. указ о реорганизации армии ввел всеобщую воинскую повинность, распространявшуюся на мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. Территориально она распространялась на все мужское население империи и Царства Польского, за исключением Закавказского края, Туркестанского военного округа, Приморской и Амурской областей, северных областей Енисейской, Тобольской и Томской губерний.

Общий срок службы по призыву был установлен в сухопутных войсках в 15 лет (6 лет действительной и 9 лет в запасе), на флоте в 10 лет (7 лет службы и 3 года в запасе) и по ее окончании пребывание в ополчении до 38 лет. Создание запаса привело к резкому сокращению численности армии и превращало ее в армию буржуазного образца. Вопрос о призыве определялся наличием льготы, а при ее отсутствии жеребьевкой.

На срок службы влиял уровень образования: лица, окончившие начальную школу, служили 4 года, городскую 3 года, гимназию 1,5 года, имевшие высшее образование полгода. Предоставлялась отсрочка от призыва до окончания высших и средних учебных заведений. Льготы по семейному положению были положены единственному сыну при неработоспособном отце или матери-вдове и при смерти отца при наличии нетрудоспособных членов семьи (I разряд), единственному сыну при работающем отце (II разряд), лицам, непосредственно следующим за братьями, находящимися на действительной военной службе (III разряд).

Отсрочку от призыва на год получали бессемейные одиночки, владеющие и управляющие земельным участком с хозяйством или торговыми или промышленными заведениями.

ачалось перевооружение армии и флота на новые современные образцы техники и вооружения. Гладкоствольное оружие было заменено нарезным и скорострельным. На вооружение поступила малокалиберная винтовка системы Бердана. За три года Морское министерство перешло от закупок броненосцев за рубежом к постройке их в России. В 1864 г. оно приняло программу строительства 8 броненосных кораблей с завершением в 1869 г.

В целом милютинская военная реформа сыграла важную роль в реорганизации вооруженных сил, системы их подготовки, комплектования и перевооружения. Однако из-за ее незавершенности к началу войны 1877–1878 гг. не была в полной мере обеспечена обороноспособность государства.

Реформы в области образования и печати

Задача модернизации ускорила проведение реформ в области образования. 18 июня 1863 г. был утвержден университетский устав, который вернул университетам автономию, расширил права совета вуза, ввел выборность ректора, деканов, профессоров.

Начало школьной реформы положил «Проект устава низших и средних училищ, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения» 1860 г. В окончательной редакции положение о начальных школах и устав о средних учебных заведениях были утверждены 14 июля и 19 ноября 1864 г. «Положение о начальных народных училищах» разрешало открывать и содержать начальные школы государственным органам, общественным учреждениям (земствам) и частным лицам.

Устав разделил средние учебные заведения на классические (уклон в сторону изучения латинского и греческого языков) и реальные гимназии (уклон на предметы естественной направленности и математику). Вводился принцип равенства в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Ограничением являлась высокая плата за обучение в гимназиях.

В 1871 г. по инициативе министра народного просвещения Д. А. Толстого в учебные программы средних учебных заведений в больших объемах вводилась математика вместе со значительным усилением преподавания латинского и греческого языков в гимназиях. Право поступления в университет было предоставлено только воспитанникам классических гимназий. Бывшие реальные гимназии преобразовали в реальные училища.

16 ноября 1862 г. был утвержден устав женских гимназий. Руководство открытыми женскими гимназиями возлагалось на незаурядного педагога Н. А. Вышнеградского. Их курс соответствовал в немного сокращенном виде курсу реальных училищ. В 1878 г. начали работу Высшие женские курсы (Бестужевские).

В 1855 г. П. А. Валуев в своей известной записке «Дума русского» утверждал, что раньше других реформ необходимо даровать известную свободу печати. Вскоре был упразднен бутурлинский комитет. Журналы получили возможность публиковать статьи по вопросам внутренней и внешней политики. После издания рескрипта 20 ноября 1857 г. они получили право обсуждать крестьянский вопрос и говорить об отмене крепостного права. Министром народного просвещения стал либерал А. В. Головнин, который готовил реформу цензурного устава.

Содержание печатной продукции контролировало Министерство внутренних дел. Был определен перечень запрещенных тем. При нарушении министр имел право объявлять предостережение редактору газеты или журнала. Издание, получившее третье предостережение, закрывалось на полгода, затем принималось решение о дальнейшей судьбе издания. Из буржуазных реформ 1860–1870-х гг. эта была наиболее осторожной.

Реформы 1860–1870-х гг. знаменовали собой существенные изменения в политическом строе России. Они дали толчок быстрому росту экономики и развитию культуры. Буржуазные по своему содержанию реформы 1860–1870-х гг. носили незавершенный характер. Наряду с буржуазными принципами в новых органах местного управления, судебной системе, народном образовании реформы вместе с тем сохранили сословные преимущества дворян и неравноправное положение податных сословий. Уступки, сделанные крупной буржуазии, не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать контролировались царской администрацией. Во внутренней политике Александра II сочетались и реформаторство, и реакционные тенденции. Последние заявили о себе после покушения на императора Д. В. Каракозова в 1866 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: