ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУЛИКИ БЕДАРУСЬ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ТРУД МОЛОДЁЖИ




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУЛИКИ БЕДАРУСЬРЕГУЛИРУЮЩЕГО ТРУД МОЛОДЁЖИ…………….4

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МОЛОДЁЖИ………...30

2.1 Формы трудового договора………………………………………………………30

2.2 Содержание и условия трудового договора……………………………………..32

ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ, СОВМЕЩАЮЩЕЙ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ…………………………………………………………………………45

3.1 Особенности регулирования труда молодежи…………………………………..45

3.2 Предоставление первого рабочего места молодежи……………………………48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………63

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетным правом на временную занятость молодежи пользуются сироты, молодежь из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также молодежь, состоящая на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, освобожденная из воспитательно-трудовых колоний или закончившая специальные учебно-воспитательные учреждения, обучающаяся в сменных общеобразовательных школах.

Цель дипломной работы: рассмотреть, проанализировать, дать характеристику особенности труда молодежи в Республики Беларусь.

Задачи:

1. Охарактеризовать законодательство Республики Беларусь регулирующего труд молодёжи;

2. Определить формы и содержание трудового договора;

3. Определить гарантии для молодёжи, при совмещении работы с обучением.

Объект исследования: это правовые отношения, регулирующие труд молодёж.

Тема дипломной работы актуальна в наше время, так как непосредственно от труда молодёжи зависит дальнейшее развитие государства.

Структура дипломной работы. Она состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников. Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с Законом.

Лица, работающие по найму, имеют право на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера.

Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности.

Важной гарантией права на труд является обеспечение гражданину реального отдыха, способствующего восстановлению его сил и работоспособности. В соответствии с Конституцией право на отдых для работающих по найму обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.

Новое содержание Конституции объективно обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства, не могущим вследствие этого быть, как раньше, и единственным работодателем, гарантом, обеспечивающим получение каждым гарантированной работы.

Гарантии устанавливаются и для всех иных прав и свобод граждан, закрепленных в настоящей Конституции. К ним относятся экономические, политические, социальные, организационные, правовые, педагогические, воспитательные и внешнеэкономические гарантии. В научной литературе обычно называются экономические, политические и идеологические гарантии прав личности. Иногда выделяют и другие виды общих гарантий, в частности общественные, социальные и духовные.

 

ГЛАВА 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУЛИКИ БЕДАРУСЬ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ТРУД МОЛОДЁЖИ

Устанавливая особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников, а также молодежи законодатель стремился защитить физически не окрепший и психически не вполне зрелый организм молодого человека от вредных производственных факторов, а также обеспечить должные условия для получения им образования, профессиональной подготовки, культурного и духовного развития. Такие цели определены как в национальном законодательстве государства, так и в международно-правовых документах (Декларации ООН о правах ребенка 1959 г., Конвенциях МОТ) [14, с. 45]. Особенности труда молодежи регулируются главой 20 и иными нормами ТК, статьей 21 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» [4], статьей 19 Закона Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики» и другими нормативными правовыми актами. Законодатель, основываясь на нормах международного права, установил, что, как правило, трудовые договоры заключаются с лицами, достигшими возраста 16 лет. Однако из этого правила имеется исключение, допускающее снижение возраста, с которого лицо вправе выступать в качестве стороны трудового договора. В ст. 21 и ч. 2 ст. 272 ТК предусмотрено, что с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы, которая не является вредной для его здоровья и развития, а также не наносит ущерба посещаемости общеобразовательной школы. Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет был утвержден Министерством здравоохранения Республики Беларусь (постановление от 29 апреля 2000 г. N 9). Согласно указанному перечню с лицами в возрасте от 14 до 16 лет могут заключаться трудовые договоры на выполнение, в частности, следующих работ: сельскохозяйственные работы (подготовка семян и посадочного материала; посев и посадка; уборка урожая), лесохозяйственные работы; благоустройство и озеленение городов и поселков (подготовка почвы к посеву и посадка растений); прочие виды работ (разноска почтовой корреспонденции; выполнение освоенных подростками видов работ в школьных мастерских). Следует обратить внимание, что трудовое законодательство Беларуси не предусматривает заключение трудового договора с лицами моложе 14 лет. Однако на практике имеют место случаи выполнения некоторых работ детьми моложе 14 лет. Например, если ребенок участвует в театральных и цирковых представлениях, снимается в кино и др. Следует согласиться с позицией Р.И. Филипчик о том, что законодателю следовало бы именно в ТК предусмотреть исключительные случаи заключения трудового договора с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя), а также органов опеки и попечительства не только с лицами, достигшими 14 лет, но и с лицами моложе этого возраста. При этом необходимо определить конкретные случаи и круг нанимателей, которые вправе заключать такие трудовые договоры (цирковые организации, киностудии и т.д.) [32, с. 4]. В ряде случаев законодатель повысил минимальный возраст, по достижении которого допускается заключение трудового договора. Например, согласно ст. 274 ТК только после достижения лицом возраста 18 лет оно может быть принято на тяжелые работы и на работы с вредными или опасными условиями труда, на подземные и горные работы. Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден по поручению Правительства Республики Беларусь Министерством труда Республики Беларусь постановлением от 2 февраля 1995 г. N 13. В этот список включены, в частности, работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную в случае превышения установленных норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную; подземные и горные работы; работы с вредными и опасными условиями труда [13, с. 123]. Кроме того, ч. 2 ст. 348 ТК предусматривает, что запрещается работа по совместительству лиц моложе 18 лет, а ч. 1 ст. 405 ТК устанавливает, что письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем только с работниками, достигшими 18 лет.

В ст. 275 ТК установлено, что все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Согласно ст. 276 ТК несовершеннолетних запрещено привлекать к работам в ночное время, к сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни. Несовершеннолетние имеют право на основной удлиненный трудовой отпуск (30 календарных дней) и предоставление трудового отпуска в летнее время или, по желанию работника, в любое другое время; сокращенную продолжительность рабочего времени (в возрасте от 14 до 16 лет – не более 23 часов в неделю, от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю). Установлены дополнительные гарантии при расторжении трудового договора: для увольнения по инициативе нанимателя по невиновным основаниям – только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних, а для увольнения по виновным основаниям – после предварительного, не менее чем за две недели, уведомления данной комиссии. В целях приобретения несовершеннолетними профессиональных знаний, умений и навыков практической работы на производстве, повышения конкурентоспособности на рынке труда, расширения возможностей трудоустройства несовершеннолетних государство принимает ряд мер, направленных на трудоустройство студенческой и учащейся молодежи. В соответствии с поручением Правительства Беларуси Министерство труда и социальной защиты приняло Положение о порядке и условиях организации и финансирования из средств государственного фонда содействия занятости временной трудовой занятости студенческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время и во время летних каникул (постановление от 24 мая 2002 г. N 84). Согласно п. 2, 3 указанного Положения организация временной занятости молодежи осуществляется нанимателями, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками, при участии местных исполнительных и распорядительных органов, а также органов государственной службы занятости. Временная занятость организуется для молодежи, обучающейся в общеобразовательных (сменных) школах, профессионально-технических, средних специальных, высших учебных заведениях, в возрасте 14 лет и старше [7, с. 232].

В юридической литературе термин «источники права» употребляетсядляобозначения сведенийосодержаниидействующего или действовавшего в данном государстве права. В этом смысле этот термин означает источник знаний, сведений о праве, поэтому он неравнозначен понятию «источники права» в формальном или в юридическом смысле. В формальном или юридическом смысле термин «источникиправа» рассматривается как форма выражения воли законодателяв нормативно-правовых актах[11,c.110]. Под нормативно-правовыми актами понимаются такие акты, которые принимаются высшими органами государственной власти и управления в данномгосударстве, а также отраслевыми и местными органами самоуправления и устанавливают нормы права, обязательные для исполнения. Они рассчитаны на неоднократноеих применение. К нормативно-правовым актам относятся и акты, принимаемые по поручению государства общественными организациями, ав Республике Беларусь – колхозами и предприятиями всех формсобственности. Правотворчество в нашей республике тесно связано с различными официальнымиформами установления и выражения нормативно-правовых актов, которые призваны урегулировать соответствующие общественные отношения. Поэтому способы и формы, при помощи которых нормативно-правовым актам придается обязательная государственная сила, и есть источник трудового правав формальном или юридическом смысле. Государственная воля, выраженная в нормативно-правовыхактах, неможет существовать обособленно от общественных отношений, регулируемых нормативно-правовыми актами. Поэтомукатегория «государственная воля» используется в научных публикациях для обозначения механизма правотворчества народа в политической сфере, т. е. в сфере осуществления государственной иполитическойвластиприрегулированииобщественных отношенийв разных областях общественной жизни, включая и социальнуюзащиту людей и их трудовой деятельности [20,c.112-113]. В середине 60-х годов XX в. наметился отход от традиционного понимания «источников права» как формы объективизациигосударственной воли, как высшего выражения, нашедшего отражение внормативно-правовых актах. Этому во многом способствовала книга А.Ф. Шебанова «Формы советского права», которая вышла в свет в 1968 году.А.Ф. Шебанов предлагал в целях максимального приближения юридических формул и терминов к реальной правовой действительности вместо термина «источники права» применять термин«формы права», настаивал, чтобы в учебниках по теории права ивотраслевых учебниках главыобисточникахправаназывались главами «о нормативных актах, регулирующих соответствующие общественные отношения» либоимелиназвание «формыправа». Подвлияниемэтих разработок в отдельных учебниках имонографиях,вышедших в свет в 70-е и 80-е годы, при исследовании источников права были введены главы с двойным заголовком – «источники(формы) права». Не разделяя двойственного подхода к данной проблеме, мынеотождествлялитермин «источникиправа» с термином «формыправа», так как категория «формы права» имеет внутреннюю и внешнюю стороны. С внутренней стороны эта категория характеризует систему данного государства, а с внешней – форму выражениягосударственной воли в нормативно-правовых актах. Очевидно, что термин «формыправа» по своему содержаниюшире термина «источники права». Именно термином «источникиправа» четко выявляются формы выражения воли государства внормативно-правовых актах, а следовательно, и правовые нормы в трудовом праве, образующие соответствующие правовые институты отрасли права – трудового права Республики Беларусь. [13,c.66-67].

Понятие «источники права» различных отраслей права раскрывалось многими авторами.Так, З.С. Беляева объясняла термин «источники колхозногоправа» как «правовые акты, которые создают и изменяют или отменяютнормыколхозногоправа». Подисточникамисельскохозяйственного права Г.Е. Быстров предлагал понимать «...унифицированные и дифференцированные нормативно-правовые акты государства (в определенных случаях акты сельскохозяйственных предприятий,представительныхоргановколхозов), которые служатформойвыражения нормсельскохозяйственного права, регулирующих аграрныеотношения». В учебнике «Трудовое право» под редакцией В.И. Семенкова источники трудового права определяются как «...различныенормативные актыоргановвластииуправления, регулирующие трудовые и другие тесно с ними связанные отношения». Всформулированных определенияхисточниковправаназванных отраслейправа указанывсепризнаки источников права вюридическом смысле. Однако в этих и других определениях не исследовались источники права названных отраслей в материальномсмысле. Поэтому и возникла необходимость рассмотрения источников трудового права Республики Беларусь как в материальном,так и в юридическом смыслах. В источниках трудового права Республики Беларусь отражаются материальные условияжизни нашего общества, и с их изменением меняются и источники трудового права. Сегодня это происходит в связи с тем, что трудовое законодательство быстрообновляется. Сизменением производственных отношений, трансформацией форм собственности, разгосударствлением государственных и коммунальных предприятий изменяются трудовые отношения, поэтому меняется и трудовое законодательство, егоисточники изменяются в направлении максимального их соответствия возникающим рыночным отношениям. Устаревшие нормативные акты трудового права отменяются или исправляются, дополняются, появляются новые.Поэтому источники трудового права в материальном смыслезамыкаются, прежде всего, на экономической системе нашего государства, в которойдетерминируетпроцессправообразованияприпомощиипосредствомгосударственнойдеятельности, результатомкоторой являются нормативно-правовые актыпо трудовому праву [23, c. 34-35]. Именно они служат формой выражения государственной воли белорусскогонарода, опосредствующейэкономическиеисоциальныеусловия жизни народа и необходимость действий государства позащите трудовых и социальных прав своего народа.Понимая право как надстройку над базисом, наука объясняет,что силой, создающей право, причиной, вызывающей его кжизни,являютсяматериальные условияжизни, способ производства, экономический строй любого классового общества. Поэтому, в конечном счете, источником права в материальном смысле являютсяматериальные условияжизни общества.

С учетом изложенного при раскрытии понятия источниковтрудового права следует исходить из понимания природы права идиалектического подхода к вопросам создания правовых норм, воснове которых лежат экономический строй и условия материальной жизни народа. Государство, опосредуя через сознаниеиволюнародаматериальные условия егожизни, принимает нормативно-правовые акты,выражающие его экономические и политические интересы, обеспечиваяих соблюдение своейпринудительнойсилой. Посредствомправотворчества государство устанавливает соответствующиенормативно-правовые актыили признает отдельные социальные актыправовыми на основе научного познания законов экономическогоразвития общества. Источником права, в котором выражена волязаконодателя, является правотворчество. Следовательно, силой, порождающей нормативно-правовыеакты, являются материальные условия жизни общества, а силой,придающейимобщеобязательныйхарактер – белорусское государство, осуществляющее правотворчество. Нормативно-правовые акты о трудовом праве должны действовать активно, подтверждать на практике своюполезность и эффективность. Если же эти нормативно-правовые акты не соответствуют указанным требованиям и бездействуют, они перестают отвечать потребностям общества и подлежат изменению или отмене [30, c. 21-22].

При исследовании источников трудового права РеспубликиБеларусь в юридическом смысле следует исходить также из понятия источников этой отрасли права как специфическойформывыражения и закрепления норм права, нормативно-правовых актов,которые создают, изменяют или отменяют правовые нормы. Конкретные формы выражения правовых требований, исходящие как от органов власти, так и от органов государственного управления и других, издающих нормативно-правовые актыв пределах своей компетенции по вопросамтрудового права, и есть источник трудового права Республики Беларусь.Посколькуисточникправа является следствиемправотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственныхорганов, их конституционных полномочийикомпетенции, которойони наделеныпо действующим законам.

В сфере применения труда работников правотворческая деятельность осуществляется рядомгосударственных органов, а в установленных закономслучаях к этому привлекаются работники, ихпредставители, с одной стороны, и работодатели, их организацииили представители – с другой. Поэтому источники трудового права Республики Беларусьможно классифицировать по следующим основаниям: по степениих важности и субординации; по системе трудового права, его институтов; по органам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по сфере их действия и по степени обобщенности. По степениважности предпочтение следует отдатьмеждународнымправовымактам, в которых закреплены принципы международного трудовогоправа. В ст. 8 Конституции Республики Беларусь в редакции 1996 года оговаривается приоритет общепризнанных принципов международного права. Соотношению законодательства о труде и норммеждународного права посвящена ст. 8 Трудового кодекса РеспубликиБеларусь. В ней предусмотрено, что правила международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда, участницей которых является Республика Беларусь, применяются непосредственно в тех случаях, когда те или иные отношения не урегулированы законодательством о труде. Если международным договором Республики Беларусь или конвенцией Международной организации труда, участницей которой является Республика Беларусь, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о труде Республики Беларусь, то применяются правила международного договора или конвенции. Большое влияние на развитие источников трудового права республики оказывает Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В ней подчеркивается, что Генеральная ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению прав и свобод гражданин их обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств – членов Организации Объединенных Наций, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией [38, c. 120-122]. По степени субординации источники трудового права республики делятся на законы и подзаконные акты трудового законодательства. Законы принимаются Национальным собранием Республики Беларусь – высшим органом государственной власти республики. К числу законов относятся и декреты Президента. Президент вправе издавать два вида декретов: временные и обычные (текущие), имеющие силу закона.

Основной источник – Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь(далее ТК).

Ст.8 ТК предусматривает, что международные договоры или конвенции международной организации труда (МОТ) применяются непосредственно в тех случаях, когда те или иные отношения не урегулированы законодательством о труде. Если международные договоры Республики Беларусь или конвенции МОТ устанавливают другие правила, чем законодательство Республики Беларусь, то применяется правило международного договора или конвенции.

ТК принят палатой представителей 8 июня 1999г., одобренный советом республики 30 июня того же года.

ТК состоит из 6 разделов, 39 глав и 468 статей.

Разделы ТК:

1) общие положения

2) общие правила регулирования индивидуальных и связанных с ними отношений

3) особенности регулирования труда отдельных категорий работников

4) общие правила регулирования коллективных трудовых отношений

5) ответственность работника и нанимателя. Надзор и контроль. Соблюдение законодательства о труде

6) заключительные положения

Кроме ТК в Республике Беларусь действуют и другие законы, являющиеся источниками трудового права.к их числу относятся такие Законы Республики Беларусь, как «О прожиточном минимуме», «О занятости населения», «О предприятиях», «О предпринимателях», О социальной защите граждан, пострадавших на ЧАЭС» и другие. В перечисленных выше законах содержаться общие нормы трудового права, которые распространяются на всех работников, независимо от условий труда, пола, возраста, физических особенностей и профессии.

К числу законов относятся декреты президента. Президент вправе издавать 2 вида декретов: временные, изданные главой государства в силу особой необходимости, и обычные, изданные на основании закона о делегировании президенту законодательных полномочий. И временные и обычные декреты имеют силу закона. Декрет №29 «О дополнительных мерах совершенствования трудовых отношений, укрепления трудовой и исполнительской дисциплины» от 26.07.1999г. Декрет №7 от 17.03.1997г. «о дополнительных мерах обеспечения занятости населения». Декрет №10 от 27.03.1997г. «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики». В перечисленных выше декретах содержатся положения, регулирующие отношения в сфере труда, зарплаты, дисциплины труда и социальной защиты работников.

Указы президента, которые обязательны для исполнения на всей территории РБ и которые не должны противоречить конституции и другим законам. Указ №82 от 01.10.1994г. «О заключении контракта с руководителями государственных предприятий, объединений, госучреждений», №344 от 30.08.1996г. «О своевременной выплате зарплат, пенсий, стипендий, пособий» [17, c. 15-16].

Подзаконные НПА, которые принимаются в развитие конституции. Декретов, указов, а также в развитие текущих законов. Правительство – Совмин, издает постановления по регулированию трудовых и тесно связанных с ними общественных отношений, которые являются источниками трудового права: постановление Совмина «О заключении контрактов с служащими госаппарата» от 31.01.1994г., «Об утверждении применения формы контракта нанимателя с работником» от 2 августа 1999г. №1180, «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда в отраслях экономики» от 24.12.1998г.

К числу источников трудового права относятся положения и инструкции, принимаемые министерствами, ведомствами и комитетами РБ. Они рассчитаны на неоднократное применение и регулируют определенную сферу трудовых отношений. По некоторым вопросам трудового законодательства подзаконные нормативные акты могут приниматься органами местного самоуправления. Эти НПА определяют режим работы предприятий торговли, учреждений здравоохранения, а также регулировать деятельность органов по трудоустройству населения и занятости. Акты конституционного суда, верховного суда, высшего хозяйственного суда – это НПА, принимаемые в пределах их компетенции. Среди источников трудового права значительное место занимают локальные нормы права, которые принимаются нанимателями с учетом мнения или по согласию с профсоюзами. Такие полномочия нанимателя на издание локальных норм трудового права установлены ТК, законом от 14 декабря 1990г. «О предприятиях» и законе от 28 мая 1991г. «о предпринимателях». Указанные законы наделяют нанимателей полномочиями, независимо от формы собственности предприятия, на издание локальных норм трудового права, которые действуют внутри данного предприятия. К числу таких прав относятся: правила трудового распорядка, положения о премировании и депремировании, список лиц с ненормированным рабочим днем, коллективные договоры, заключенные на предприятии, тарифные и местные соглашения, заключенные между правительствами, министерствами, исполкомами [9, c. 15-16].

Локальное нормотворчество осуществляется непосредственно учас­тниками трудовых отношений, которые принимают участие в создании этих норм, могут влиять на их содержание. Это дает возможность работа­ющим знать объем надлежащих им прав и обязанностей, которые опреде­лены локальными нормами, максимально приспосабливая их для реали­зации своих интересов и удовлетворения нужд. Для того чтобы осуществ­лялось локальное нормотворчество, необходимы два условия. Во-первых, нормы являются локальными и приобретают силу лишь при условии, что они приняты в порядке, предварительно определенном централизованным регулированием. Во-вторых, локальное нормотворчество возможно при наличии общей нормы, которая предоставляет определенным субъектам право заниматься нормотворчеством. Это означает, что субъекты трудо­вого права поставлены в определенные рамки локального нормотворче­ства. Здесь осуществляется принцип «разрешено лишь то, что определено законом». При этом сущность локальных норм сводится к развитию об­щих норм трудового права, которые распространяют свое действие толь­ко на отношения конкретного учреждения, где они приняты. Таким обра­зом, локальная норма в трудовом праве - правило общеобязательного по­ведения, которое предварительно санкционировано государством и при­нято в установленном законом порядке непосредственно в учреждении, действует в его границах.

Локальные нормативные акты, являясь источником трудового права, представляют собой систему, в основе которой лежит совокупность обще­ственно-трудовых отношений, отражающих специфику производства, тех­нологии, технологического процесса организации. Функции трудового пра­ва, выражающие общие закономерности и свойства отрасли, проявляются (конкретизируются) и в локальном регулировании общественно-трудовых отношений. Важной чертой правового регулирования трудовых отношений в настоящее время становится усиление его договорного характера, роли локальных нормативных актов. Локальные нормы в рыночных условиях хозяйствования представляют собой формализованный результат социаль­ного партнерства в учреждении, определенную систему правил трудового поведения, нашедших закрепление в локальных нормативных актах. По­этому порядок разработки, принятия (утверждения) локальных норматив­ных актов является актуальным для науки и практики трудового права в части выявления его роли в социальном сотрудничестве, разрешения про­тиворечий интересов нанимателя, работников и их представителей, в уста­новлении внутреннего трудового распорядка учреждения [3, c. 27-28].

Локальные нормативные акты занимают важное место среди источ­ников трудового права. В ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь содержится определение локальных нормативных актов: «Локальные нор­мативные акты - это коллективные договоры, соглашения, правила внут­реннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отноше­ния у конкретного нанимателя».

Локальные нормативные акты могут приниматься:

1. Самостоятельно нанимателем.

С учетом примерного перечня, указанного в ч. 2 ст. 405 ТК, нанима­тель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии -самостоятельно, утвердить примерный перечень должностей и работ, за­мещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключать­ся письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответ­ственности (ч. 3 ст. 405 ТК).

2. С участием профсоюзов.

К примеру, установление, замена или пересмотр норм труда (ч. 1 ст. 87 ТК); установление правил внутреннего трудового распорядка на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утверждаемых Правитель­ством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ст. 195 ТК).

3. По согласованию с профсоюзом.

Многие вопросы, касающиеся рабочего времени и времени отдыха, должны решаться нанимателем по согласованию с профсоюзом:

- утверждение графика работ (сменности) (ч. 5 ст. 123 ТК);

- установление пятидневной с двумя выходными днями или шести­дневной с одним выходным днем рабочей недели (ч. 1 ст. 124 ТК);

- введение суммированного учета рабочего времени (ч. 7 ст. 126 ТК);

- принятие решения о разделении рабочего дня на части (ч. 3 ст. 127 ТК);

- установление по индивидуальным или коллективным просьбам режима гибкого рабочего времени (ч. 2 ст. 128 ТК);

- утверждение графика трудовых отпусков (в случае отсутствия проф­союза график трудовых отпусков утверждается нанимателем по согласо­ванию с работником) (ч. 1 ст. 168 ТК);

- установление иного срока составления графика трудовых отпусков, отличного от определенного в ч. 2 ст. 168 ТК (иной срок может устанавли­ваться также коллективным договором, соглашением) (ч. 2 ст. 168 ТК).

4. Совместно с профсоюзом.

Например, заключение коллективного договора (гл. 34, 35 ТК).

Порядок ведения делопроизводства комиссией по трудовым спорам устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом (ч. 5 ст. 235 ТК).

Локальный нормативный акт - это всегда письменный документ. Требования к его форме, языку, стилю изложения, структуре и содержа­нию, наличию соответствующих реквизитов (дата принятия, номер, наи­менование, регистрация и др.) регулируются в централизованном поряд­ке, формируются учеными. Трудовой кодекс Республики Беларусь уста­навливает требования как к форме акта (положения, инструкции, графи­ки и т.д.), так и к структуре и содержанию некоторых локальных актов (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка). Ис­кажение формы или выход за пределы круга вопросов, решение кото­рых предписано в конкретном акте, видимо, будет означать нарушение компетенции правотворческого органа. Письменная форма способствует единообразному пониманию сути акта. Она необходима для применения возможных санкций в случаях неисполнения локальных норм [7, c. 60-61].

Основное правило, которое должно соблюдаться при принятии локаль­ных нормативных актов: они не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством о труде. Локальные нормативные акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными. Локальные нор­мативные акты предназначены только для внутреннего использования в рамках конкретного учреждения. Регулируя трудовые и иные тесно связан­ные с ними отношения, локальные акты отличаются наибольшей по срав­нению с другими правовыми актами приближенностью к работнику. Это выражается в том, что с их помощью формируется содержание каждого трудового договора, устанавливается перечень информации о работнике и иные вопросы, касающиеся его персональных особенностей.

Как правило, посредством реализации локальных норм работник получает вознаграждение за труд, дополнительные по сравнению с зако­нодательством льготы и преимущества, выплачиваемые за счет средств учреждения. Локальные акты закрепляют правила поведения участников совместного труда, характерные для данного учреждения. Помимо право­вых норм, составляющих основное содержание локального нормативного акта, в нем закрепляются деловые обычаи (например, требование запол­нять обходные листки при увольнении работников), деловые обыкнове­ния (проведение «планерок» или выдача работникам письменных зада­ний), корпоративные традиции (чествование передовиков производства), этические нормы (встречать каждого клиента фирмы приветствием), эс­тетические нормы (ношение фирменной одежды).

Важной чертой правового регулирования трудовых отношений в на­стоящее время становится усиление его договорного характера, роли ло­кальных нормативных актов. Локальные нормы в рыночных условиях хо­зяйствования представляют собой формализованный результат социаль­ного партнерства в организации, определенную систему правил трудово­го поведения, нашедших закрепление в локальных нормативных актах. Поэтому порядок разработки, принятия (утверждения) локальных норма­тивных актов является актуальным для науки и практики трудового права в части выявления его роли в социальном сотрудничестве, разрешения противоречий интересов нанимателя, работников и их представителей, в установлении внутреннего трудового распорядка учреждения.

В ст. 194 ТК приводится перечень локальных актов, регулирующих трудовой распорядок. В этот перечень, который не является исчерпываю­щим, включены:

- правила внутреннего трудового распорядка;

- штатное расписание;

- должностные инструкции работников;

- графики сменности;

- графики отпусков;

- положения и инструкции по охране труда и технике безопасности;

- коллективный договор.

Приведенный перечень можно дополнить положениями о структур­ных подразделениях, о материальной ответственности работников, об ус­ловиях оплаты труда, о представительстве интересов нанимателя и др.

Локальные акты не ограничены сферой регулирования трудового рас­порядка. Внутренняя структура любого учреждения требует четкого рас­пределения функций между персоналом. Поэтому в отдельный перечень локальных актов организации можно включить инструкции по делопро­изводству и по работе с обращениями граждан, положения о коммерчес­кой тайне и о порядке заключения и исполнения хозяйственных догово­ров, схемах документооборота, учетной политике и др.

Каждое учреждение обязано на основе Типовых правил внутренне­го трудового



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: