В качестве подготовки к рассмотрению нового материала следует напомнить детям связь между умножением и делением: 28: 4 =?.
Учитель. На какое число надо умножить 4, чтобы получилось 28?
Дети. На 7.
Учитель. Значит, 28: 4 = 7.
Затем рассмотреть случаи деления нуля. Например: 0: 4 =?.
Учитель. На какое число нужно умножить 4, чтобы получился 0?
Дети. На число 0.
Учитель. Значит, 0: 4 = 0.
При объяснении примеров № 1 дети подводятся к обобщению всех изученных правил с 0 и 1. Выполняя задание № 2, ученики должны сами сформулировать правило и уметь приводить примеры на него. Особое внимание следует обратить на то, что делитель не может быть равен 0, так как делить на 0 нельзя. Поэтому пример 0: 0 не имеет смысла.
При делении нуля на любое другое число получается нуль.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло – вперёд,
Левое крыло – вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
(И. П. – стойка: ноги врозь, руки в стороны; 1 – поворот вправо; 2 – И. П.; 3 – поворот влево; 4 – И. П.)
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Перед выполнением задачи № 4 дети должны подставить в условие свои числа. В классе выслушивается 2–3 составленные задачи, после чего дети записывают решение и ответ самостоятельно.
Задачу № 4 после коллективного разбора можно дать для самостоятельного решения, обратив внимание на то, что число ящиков с грушами и со сливами одинаковое.
В 1 ящике | Кол-во ящиков | Всего кг |
Сливы – 8 кг | одинаковое | 48 кг |
Груши – 9 кг | ? кг |
1) 48: 8 = 6 (ящ.) – со сливам
2) 9 · 6 = 54 (кг)
О т в е т: 54 кг груш.
2. Для самостоятельной работы предложить задания № 6 и № 8.
3. Работа над геометрическим материалом. Выполняя задание № 3 под руководством учителя, дети тренируются находить на чертеже и правильно записывать названия геометрических фигур.
|
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, над чем работали мы сегодня на уроке?
Дети. Сегодня мы продолжали работать над умножением и делением с числами 0 и 1. Узнали ещё одно новое правило.
Учитель. С каким правилом вы познакомились?
Дети. При делении нуля на любое число получается нуль.
Учитель. Что повторяли сегодня на уроке?
Дети. Мы повторяли решение задач, находили по чертежу треугольники и четырёхугольники, решали примеры и уравнения.
Домашнее задание: с. 89, № 6, № 8.
У р о к 72. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ТРИ ДЕЙСТВИЯ (с. 90)
Цели: познакомить учащихся с решением задач в три действия; закреплять изученные случаи умножения и деления с числами 0 и 1, научить детей находить одну из сторон прямоугольника, если известны периметр и другая сторона.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Во сколько раз 35 больше, чем 7? 8 меньше, чем 48? 54 больше, чем 6?
Увеличьте на 8:
9, 12, 18, 34, 50, 75, 83, 62.
Увеличьте в 8 раз:
9, 5, 8, 4, 7, 6, 10, 3, 2, 1.
2. С целью закрепления умения выполнять действия с числами 0 и 1 можно предложить выполнить следующие задания.
а) Сравните (>, <, =):
1 · 17 … 17 · 1 68 · 1 … 68 · 0
33 · 0 … 0 · 33 0 · (32 – 8) … (32 – 8) · 0
б) Поставьте вместо точек нужный знак действия, чтобы получилось верное равенство:
2 … 2 = 1 1 … 9 = 9 1 … 35 = 35
6 … 1 = 6 17 … 17 = 1 12 … 1 = 12
III. Работа над новым материалом.
Решение задачи нового вида (нахождение двух произведений) должно проходить под руководством учителя. Дети читают задачу по учебнику (задание № 1), внимательно рассматривают схематическую иллюстрацию к ней. Учитель записывает решение на доске под диктовку детей, постепенно составляя выражение. Пояснения дают ученики: «Сначала узнаем, сколько килограммов конфет привезли. В задаче сказано, что привезли 4 коробки по 9 кг в каждой. 9 · 4 – столько кг конфет привезли». Аналогично выясняется и записывается, сколько привезли кг печенья (8 · 3). Надо узнать, сколько всего привезли кг печенья и конфет. Поэтому между этими двумя выражениями нужно поставить знак плюс: 9 · 4 + 8 · 3, получится 60. Всего привезли 60 кг сладостей».
|
На доске и в тетрадях получается запись: 9 · 4 + 8 ·3 = 60.
О т в е т: 60 кг сладостей.
Учитель. Итак, какое действие мы выполняли первым? Что узнали этим действием? Какое действие мы выполняли вторым? Что узнали этим действием? Почему при составлении выражения можно не ставить скобки? (Сначала выполняют умножение, потом – сложение.) Запишите решение этой задачи в тетрадях по действиям.
Для закрепления учащиеся разбирают задание № 2. Дети читают задачу, а затем объясняют, что показывает каждое выражение, записанное ниже. (Произведение 9 · 6 показывает, сколько листов бумаги в 6 наборах, выражение 7 · 5 показывает, сколько листов бумаги в 5 наборах, 9 · 6 + 7 · 5 показывает, сколько всего листов бумаги купили.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.