Законодательные акты
Общая характеристика: законодательству нового времени присущи свойства законодательство империи и регламентированная публикация законодательных актов. Начало нового этапа в законодательстве связывают с реформами Петра Первого. Закон выступает как письменная норма поведения. Вырабатывается стремление к детальной регламентации жизни.
Эволюция: кроме текущей публикации в 18 в. появилось ретроспективное издание законодательных актов, не утративших своей силы. Тогда же складывается номенклатура разновидностей законодательных актов. К первой четверти 18 в. добавились манифесты, именные указы, уставы, регламенты и т. д.
Разработка и обсуждение законопроектов: законодательство перестало накапливать прецеденты, законодатель активно вмешивался в жизнь, стремясь с помощью закона преодолеть прежние порядки. Работа над законами была многостадийной. Сначала – законодательная инициатива (могла исходить как от императора, так и снизу, т. е. к императору обращался Сенат, Синод, коллегии, местные учреждения). Далее – составление проекта закона, который разрабатывали вышеперечисленные госорганы. Далее – обсуждение, предварительное в коллегиях и спецкомиссиях, окончательное – в высших госучреждениях. Затем – утверждение. Санкция императора – необходимое условие превращения законопроекта в закон. После утверждения – публикация.
Обнародование: пока основным источником права был обычай, специальные меры для ознакомления подданных с указами не имели особого смысла. В 1714 г. было предписано указы рассылать губернаторам и в приказы, судьям, а так же печатать в типографиях для народного объявления. В 1711 г. был создан Правительствующий Сенат, который был связан с разработкой законопроектов, ему же принадлежала важная роль в обнародовании законов.
|
Изучение законодательных актов, кодификация: результаты кодификации в 1й четверти 18 в. – утверждение отдельных нормативных актов, регламентирующих практическую деятельность Империи. Наиболее серьезная попытка кодификации – «наказ комиссии о составлении проекта нового Уложения 1767 г.» Екатерины второй. Позднее кодификацией занималось второе отделение канцелярии. Изучение актов: Законодательные источники периода абсолютизма могут изучаться и с помощью других приемов. Как уже отмечалось, специфика законодательных материалов этого времени связана с поэтапным, постадийным возникновением закона. При сохранении документации на всех этапах — законодательной инициативы, выработки проекта закона, его обсуждения и переработок, утверждения верховной властью — возникает значительный комплекс источников, касающихся происхождения одного закона. Эта документация позволяет определить хронологию возникновения вариантов законопроекта и их авторство (индивидуальное или коллективное), установить социальную направленность закона.
Делопроизводственная документация
Общая характеристика: на смену приказам пришли коллегии — центральные органы управления, которые отличались от приказов большим единообразием организационногоустройства и более четкой компетенцией, обновленным делопроизводством. Надеялись на то, что коллегии уничтожат волокиту в решении дел и ускорят процесс создания документации по конкретным вопросам. Функция делопроизводственных материалов состояла в документном обслуживании различных управляющих систем: государственного и вотчинного делопроизводства и т. д.
|
Основные разновидности: переписка учреждений; внутренние документы ведомств повеления, рапорты, протоколы и журналы заседаний, а также бухгалтерские материалы и документы, обслуживающие документопоток внутри учреждения; судебно-следственные дела.
Основные варианты: церковная документация; дипломатическая документация; военная документация, внутриведомственная документация.
Эволюция: отказ от столбцовой формы документации. В 18 в. впервые для нужд делопроизводства был использован печатный станок. Кардинально изменил работу с документами «Генеральный регламент», основополагающий законодательный акт, определивший систему делопроизводства России. Прохождение документов определял «Регламент, или Устав Главного магистрата» 1721 г., содержавший формы ведомостей и рапортов. Издавались специальные указы и распоряжения, к которым также прилагались формы и образцы документов. Под влиянием перехода к тетрадной форме делопроизводства стабилизировался формуляр, выделились отдельные реквизиты, которые имели постоянное месторасположение на листе. В 1721 г. Сенатом установлен формуляр приговора.
Делопроизводство в госучреждениях: в Сенат и коллегии поступали следующие разновидности документов: 1) указ от императора или вышестоящих учреждений; 2) промемория от равного коллегии учреждения; 3) доношение и рапорт от нижестоящего органа; 4) челобитная от частного лица или представителей какого-либо сословия. Документы, исходившие из Сената и коллегий, имели такое же наименование, как и входившие: 1) указ в нижестоящий орган; 2) промемория в равные коллегии учреждения; 3) доношение и рапорт в вышестоящие учреждения. Работу коллегиальных учреждений отражал протокол, который показывал деятельность как отдельного должностного лица, так и учреждения в целом. В журналах вместе с протоколами помещались приговоры коллегиальных органов. Приговор, так же как и протокол, относится к группе внутриведомственной документации. Указ, который подготавливался в Сенате и рассылался для исполнения нижестоящим органам или отдельным лицам, назывался сенатским указом. Коллегии также оформляли свои постановления в виде указов для исполнения нижестоящими учреждениями или отдельными лицами. На основе приговоров составлялись также доклады Сената императору.
|
Изучение делопроизводственной документации: Наиболее полное представление об изучаемом конкретно-историческом событии может дать только совокупность взаимосвязанных делопроизводственных материалов, которые возникли во всех учреждениях, имеющих отношение к рассмотрению конкретного вопроса. Поэтому при анализе делопроизводственной документации необходим комплексный подход. В связи с тем, что зачастую документы по одним и тем же вопросам хранятся в разных фондах, перед исследователем, стоит задача поиска документации и формирования документальной системы. В создании подобной документальной основы помогает знание системы государственных учреждений и их взаимоотношений, процедуры принятия и исполнения решений на разных уровнях, а также основных направлений деятельности учреждения.