ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Производственная практика
«Помощник палатной медицинской сестры »
Методическое пособиедля студентов 2-го курса,
обучающихся по специальности 060101.65 «Лечебное дело»
Тверь 2011
УДК
ББК
П
Составители: В.В. Аникин, А.С. Алексенко, Ю.Л. Вороная, Е.Г. Королюк
Под редакцией зав.кафедрой пропедевтики внутренних болезней профессора В.В. Аникина.
Методическое пособие утверждено на заседании ЦКМС ТГМА «____» «______________» 2011г., протокол № _______.
Производственная практика «Помощник палатной медицинской сестры» [Текст]: методическое пособие для студентов II курса, обуч. по специальности 060101.65 «Лечебное дело»/ сост. В.В.Аникин [и др.]; под ред. В.В.Аникина. – Тверь, 2011. – 13 с.
В методическом пособии сформулированы задачи производственной практики «Помощник палатной медицинской сестры» студентов 2 курса лечебного факультета, вопросы ее организации; изложена программа, отражающая объем необходимых теоретических знаний и конкретный перечень практических навыков, приобретение которых является основной целью данной практики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело, с учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело и примерной (типовой) учебной программы дисциплины (2011 г.).
УДК
ББК
Ó ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России
Ó Кафедра пропедевтики внутренних болезней
|
Оглавление
Цель практики и общие вопросы её организации …………………………..4
Организация практики ………………………………………………….….. 4
Отчетные документы ……………………………………………………..…9
Критерии итоговой оценки.....….............................................………….12
Учебно-методическое и информационное обеспечение
производственной практики ………………………………………………...13
Введение. Цель практики и общие вопросы её организации.
Производственная практика «Помощник палатной медицинской сестры» закладывает основы знаний и практических умений по выполнению функциональных обязанностей палатной медицинской сестры в лечебно-профилактических учреждениях. Практика проводится после прохождения учебной практики «Общий уход за больными».
Цели и задачи производственной практики.
Цель: формирование и развитие у выпускников по специальности «лечебное дело» компетенций, связанных с освоением функциональных обязанностей палатной медицинской сестры лечебно-профилактических учреждений, направленных на обеспечение мероприятий общего ухода за больными, выполнение врачебных назначений, а также на соблюдение этических норм и правил в работе с пациентами, находящимися на лечении и обследовании в условиях стационарах, поддержание лечебно-охранительного и санитарно-эпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению.
Задачи практики:
1. Сформировать навыки выполнения функциональных обязанностей палатной медицинской сестры в условиях работы в лечебно-профилактических учреждений.
|
2. Воспитать у студентов принципы медицинской этики и деонтологии, преданности избранной профессии.
Организация практики
1. Производственная практика «Помощник палатной медицинской сестры» проводится по окончании летней экзаменационной сессии IV семестра на базе лечебных учреждений г. Твери, а так же по месту жительства студента. Студенты распределяются по отделениям лечебно-профилактических учреждений в начале производственной практики. Распределение студентов осуществляется в отделе производственной и учебной практики академии.
2. Руководство практической подготовкой обучающихся осуществляет руководитель практической подготовки, назначаемый из числа работников Тверской государственной медицинской академии.
Руководитель практической подготовки совместно с руководителем практики от предприятия (ответственным работником) оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими заданий в рамках практической подготовки, отвечает за:
· проведение практической подготовки
· соблюдение обучающимися правил охраны труда
· контроль за соблюдением сроков практической подготовки и ее содержанием
· принимает участие в проведении аттестации обучающихся по результатам практической подготовки.
3. Продолжительность производственной практики 18 рабочих дня.
В результате прохождения производственной практики в качестве «Помощника палатной медицинской сестры» обучающийся должен:
Знать основные этапы работы палатной медицинской сестры:
1. основные принципы биомедицинской этики;
|
2. анатомо-физиологические и возрастно-половые особенности пациента;
3. основные клинические признаки, характеризующие патологию внутренних органов;
4. правила лечебно-охранительного и санитарно-эпидемического режима;
5. основные способы и манипуляции, используемые средним медицинским персоналом при уходе за больными;
6. правила ведения медицинской документации палатной медицинской сестры;
7. правила хранения лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и наркотических средств
8. главные симптомы неотложных состояний в терапевтической клинике и принципы оказания неотложной доврачебной помощи при острой дыхательной и сердечнососудистой недостаточности, при сердечно-болевом синдроме, при признаках кровотечения из дыхательной системы и органов желудочно-кишечного тракта, при острой задержке мочи, при появлении кожных изменений (пролежней), анафилактическом шоке;
9. аспекты интегративных взаимодействий с медицинским персоналом отделения и сотрудниками других подразделений клиники.
Уметь выполнять манипуляции палатной медицинской сестры:
1. - обеспечить лечебно-охранительный режим у конкретного пациента;
2. - обеспечить основные правила санитарно-эпидемического режима в отделении стационара;
3. - провести первичную санитарную обработку больного;
4. - приготовить растворы дезинфицирующих средств (хлорамин, жавель-солид, аламинол, и прочие);
5. - произвести смену постельного и нательного белья пациентам, находящимся в состоянии ступора, сопора и комы;
6. - оказать соответствующую медицинскую помощь при транспортировке (носилки, кресло и прочие пособия транспортировки) больного (с учетом диагноза) при переводе больного в другое отделение клиники, при оказании дополнительных лечебных и диагностических мероприятий;
7. - произвести необходимые манипуляции (подготовка к проводимым исследованиям) при проведении рентгенологических исследований органов брюшной полости, грудной клетки, малого таза;
8. - произвести термометрию, исследование пульса и артериального давления с регистрацией данных в «Медицинской карте стационарного больного»;
9. -провести простейшие физиотерапевтические процедуры (постановка горчичников, медицинских «банок», применение компрессов);
10. - оформить направления в лабораторию для проведения клинических и биохимических анализов крови, анализов мочи, кала, мокроты, промывных вод желудка и других биологических жидкостей;
11. - измерить суточный диурез;
12. - подготовить лабораторную посуду (пробирки) для взятия биологических проб крови, мочи, слюны и кала);
13. - промаркировать материал для сбора биологических материалов;
14. - организовать раздачу (согласно врачебным предписаниям) таблетированных, капсулированных, солютированных медикаментозных препаратов;
15. - проконтролировать прием таблетированных, капсулированных и солютированных препаратов;
16. - контролировать качество работы младшего медицинского персонала (соблюдение графика уборки палат – текущей и генеральной, проветривание помещений, регуляция температурного режима палат).
17. - соблюдать основные принципы биомедицинской этики в отношении врачебного и среднего (младшего) медицинского персонала, работающего в отделении на основе трудового договора;
Владеть:
· основными принципами биомедицинской этики
· практическими навыками палатной медицинской сестры.
Самостоятельная работа студента включает: изучение литературы и проведение научно-исследовательской работы, проведение санитарно-просветительной работы среди пациентов.
В выборе тематики информационных сообщений в виде санитарно-просветительных бесед с пациентами, либо в форме оформления санитарных бюллетеней используются темы, отражающие актуальные аспекты соматических состояний больных в терапевтической практике. Далее приводится ориентировочный перечень тем по проведению санитарно-просветительной работы студентов:
· «Профилактика ишемической болезни сердца, стенокардии и инфаркта миокарда»,
· «Основы диетического питания при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки»,
· «Курение, как фактор риска развития сердечнососудистых заболеваний и онкологической патологии»,
· «Особенности диеты при анемиях» и другие.
· «Ожирение, как причина развития сердечнососудистой патологии»
· «Отдаленные последствия табакокурения»
· «Факторы риска формирования сердечнососудистой патологии»
· «Основные причины заболеваемости, смертности и инвалидизации в Российской Федерации»
· «Особенности питания (диетических столов) при основных патологических состояниях внутренних органов» (в зависимости от профиля отделения).
При оформления санбюллетеней используются листы форматов А1 или А2.
Отчетные документы и требования к их оформлению
По окончании практики студенты должны оформить и представить следующие документы:
1. Цифровой отчет о проведенных (выполненных) манипуляциях за календарный период производственной практики, а так же содержащий сведения о проведенной научно-исследовательской и санитарно-просветительной работе в отделении стационара постоянного пребывания больных.
2. Отзыв руководителя практики (ответственного работника) от предприятия:
3. Реферат научно-исследовательской работы студента (НИРС)
В случае прохождения практики в лечебно-профилактических учреждениях г.Твери документы представляются руководителю производственной практики от ВУЗа. Студенты, проходившие практику в других городах, представляют документы в отдел производственной практики академии.