Г., русский язык, 76 группа
Тема № 37. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки.
Цель. Рассмотреть фактические, логические, речевые и грамматические ошибки; уметь определять тип ошибки, находить и исправлять ошибки в тексте; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Учебник. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Русский язык 10-11 кл.,8-е изд. М.: Русское слово,2011 г.
Домашнее задание. Изучить материал хода урока, составить конспект по теме.
Ход урока
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
Ему захотелось заглянуть на небо (не различение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
|
Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
Лексико-стилистические ошибки
К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий.
Например:
Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
Мама одела плащ и пошла на работу.
Полкан плелся взади.
Морфолого-стилистические ошибки
В этой группе — неправильно образованные слова. Например:
он хотит;
это ихний;
работают малярщики;
идут трудящие;
крыша текет;
много делов.
Синтаксисо-стилистические ошибки
Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:
Только под ногами шелестела листва.
Вся компания дружно встретили Новый Год.
Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.
Причины речевых ошибок
Почему мы совершаем ошибки в своей речи?
|
Причинами речевых ошибок принято считать:
влияние среды;
низкий уровень речевых навыков;
индивидуальные особенности речи.
Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь.
Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.
Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.
Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.