ПОДБЕРИ К СЛОВАМ КАРТИНКИ




Цель: определение рода и числа имён существительных.

 

Прочитай слова и подбери к ним подходящие картинки. Соедини линией слово и картинку.

ОН ОНА ОНО ОНИ

Памятка для взрослых.Обратите внимание на трудные случаи определения рода имён существительных: мужской род — зал, занавес, тюль, рельс, женский род — оладья, манжета, сандалия, туфля.

ЕСТЬ И НЕТ

Цель: употребление существительных с подвижным ударением (его место меняется при склонении).

Методические указания. Сначала взрослый обыгрывает первую пару картинок, давая ребёнку речевой образец (необходимо следить за правильностью расставления ударения). Затем ребёнок повторяет те же действия и слова. После этого обыгрывается вторая пара картинок и т. д.

 

Посмотри на картинку и скажи, что на ней нарисовано, а потом закрой ладошкой эту картинку и скажи, чего не стало. Вот так:

       
 
   
 

 

 


Есть дождь. Нет дождя.

       
   
 
 

 

 


Есть изба. Нет избы. Есть избы. Нет изб.

 

 

Есть доска. Нет доски. Есть доски. Нет досок.

Вижу доски. Иду по доскам.

Есть простыня. Есть простыни. Нет простынь.

Нет простыни.

Есть волк. Нет волка. Есть волки. Нет волков.


РАССКАЗ МАЛЬЧИКА

Цель: перенос ударения на предлог в словосочетаниях на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.

 

С утра надену на голову меховую шапку, наброшу шубу и бегом во двор. Сяду на санки и мчусь с горы. Иногда санки упадут набок, и покачусь я кубарем под гору.

В другой раз надену на ноги лыжи и опять на улицу до самого вечера. А начнет надвигаться из лесу вечерняя темнота, тут я домой. Приду весь в снегу, уставший, но довольный. Поставлю у печки валенки, повешу шубу. Глядь, а с них на пол лужица натекла. Бабушка поворчит на меня, головой покачает, а сама, вижу, улыбается.

 

Ответь на вопросы. Старайся отвечать не одним словом, а полными предложениями:

1. Как мальчик одевался на улицу?
Что он надевал на голову?

Что он обувал на ноги!

2. На чём мальчик катался с горы?

3. Почему мальчик покатился кубарем?
Куда он покатился? (Под гору).

4. Откуда вечером надвигается на деревню темнота? (Из лесу).

5. Где мальчик сушил свою одежду?

6. Что натекло на пол?

7. Откуда взялась вода?

Как ты думаешь, бабушка сердится на мальчика?


ДВА БРАТЦА

Цель: образование и употребление существительных с уменьшительным суффиксом -ик- и увеличительным суффиксом -ищ-.

 

Жили-были два братца. Младшего звали Ик. Был он маленький и худенький. А старшего звали Ищ. Он был большой и толстый. У каждого из братьев было своё жилище. Ик построил себе маленький дом ик, а Ищ — большой дом ищ е.

       
   
 

 

 


Стали братья огороды копать. Ик вскопал... (огородик), а Ищ — (огородище). Стали они сажать около дома деревья и кусты. Младший Ик посадил... (кустик), а старший Ищ — (кустище). Каждый завёл себе кота: у братика Ик был маленький... (котик), а у брата Ищ — большой... (котище).

Посмотри на этих котов и скажи, как у каждого из них называются: рот, нос, хвост, глаза, усы и лапы.

Слова для справок:

ротик — ротище

носик — носище

лапки — лапищи

хвостик — хвостище глазки — глазищи

усики — усищи


 


ПОПРОСИ И РАССКАЖИ

Цель: употребление глаголов в настоящем, прошедшем времени, в повелительном наклонении глаголов; чередование согласных в глагольных формах.

Посмотри на картинки и ответь на вопросы.




 


Маше надо вытереть пыль. Что делает Маша?

Что надо делать Маше? (Маша вытирает пыль).

(Вытирать пыль). Попроси Машу об этом. (Маша, вытри пыль).

Затем взрослый закрывает ладонью обе картинки и спрашивает ребёнка: Что делала Маша? (Маша вытирала пыль).


Ребята хотят жечь костёр. Что делают ребята?

Что хотят делать ребята? (Ребята жгут костёр.)

(Жечь костёр).

Попроси ребят об этом.

(Ребята, жгите костёр.)

Затем взрослый закрывает ладонью обе картинки и спрашивает ребёнка: Что делали ребята? (Ребята жгли костёр).



 


Папе с сыном надо ехать на машине.

- Что надо делать? (Надо ехать). Как мальчик попросит папу об этом? (Папа, поезжай).

- Что делает машина? (Машина едет).

Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка: Что делала машина? (Машина ехала).


 



 


Диме надо махать флажком. Что делает Дима?

Что надо делать Диме? (Дима машет флажком.)

(Махать флажком.)

Попроси Диму об этом.

(Дима, маши флажком.)

Затем взрослый закрывает ладонью обе картинки и спрашивает ребёнка: Что делал Дима? (Дима махал флажком.)



Что делает Вова? (Вова катается на велосипеде.) Мама спрашивает у Вовы: «Ты катаешься около дома?» Что Вова отвечает маме? {«Я катаюсь около дома».)


Мама разрешила Вове кататься на велосипеде только около дома. Что разрешила мама Вове? (Кататься на велосипеде около дома.)

Как мама сказала об этом Вове? (Вова, катайся на велосипеде около дома).


Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка: Что делал Вова? {Вова катался на велосипеде около дома.)



Хозяйка дала команду собаке

стеречь сумку.

Что надо делать собаке?

(Стеречь сумку.)

Что хозяйка сказала собаке?

(Стереги сумку.)



Что делает собака? (Собака стережёт сумку.)

Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка:

Что делала собака? (Собака стерегла сумку.)


Пете надо скакать на лошадке. Что делает Петя?

Что надо делать Пете? {Петя скачет на лошадке).

(Скакать на лошадке.)

Попроси Петю об этом.

(Петя, скачи на лошадке.)

Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка: Что делал Петя? (Петя скакал на лошадке.)


 

Тане надо полоскать бельё. Что надо делать Тане? (Полоскать бельё.) Попроси Таню об этом. (Таня, полощи бельё.) Что делает Таня? (Таня полощет бельё.)

Вниманию взрослых:

стричь — стриги — стрижёт — стриг мазать — мажь — мажет — мазал ездить — поезжай — езжу — ездил


БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ

Цель: соотносить реальные события со временем, употреблять в речи глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. Методические указания. Взрослый перечисляет знакомые ребёнку события, а малыш должен сказать — это уже было, происходит сейчас или будет происходить.

Давай вспомним, что уже было; посмотрим, что происходит сейчас, и подумаем, что ещё должно произойти, — будет через какое-то время.

1. Летом ты ходил за грибами?
Это уже было или будет?
Вспомни, что ещё ты делал летом?

2. Мы занимаемся.

Это происходит сейчас или уже прошло?

3. Ты уже ходишь в школу?

Это происходит сейчас или ещё только будет на следующий год?

4. Ты уже был в зоопарке или только собираешься туда сходить?

5. Ты занимаешься или смотришь телевизор?
Что ты делаешь сейчас?

А что будешь делать потом?

6. (Во время обеда.) Ты уже съел первое? (Да.)
Это было или будет?

Что ты ешь сейчас? (Второе.) Что будет на третье? Ты уже пил компот? (Нет.) Это было или будет?


СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ

Цель: образование действительных причастий настоящего времени. Грамматическая справка.

Глагол Действительное причастие

настоящего времени

играть — играют играющий

писать — пишут пишущий

строить — строят строящий

кричать — кричат кричащий

Посмотри на картинку и составь предложения из двух слов, например: «Девочка прыгает». Про эту девочку можно сказать по-другому: какая девочка? «Прыгающая девочка». А теперь сам постарайся придумать новые слова.




 


Мальчик идет. Мальчик какой? Собака спит. Собака какая?

(Идущий мальчик.) (Спящая собака.)




 


Птица летит. Птица какая? Мальчик читает. Мальчик какой?
(Летящая птица.) (Читающий мальчик.)


СОБЕРИ СЕМЕЙКУ СЛОВ

Цель: подбор однокоренных слов.

Посмотри на картинку. Какое время года на ней нарисовано? (Зима.) А теперь подбери слова-«родственники» к слову «зима».

Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.)

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.)

А как по-другому можно сказать «живут зимой»? (Зимуют.) Вот, оказывается, сколько слов-«родственников» у слова «зима».

Еще раз посмотри на картинку и сам скажи, что здесь можно назвать зимним. (Зимний лес, зимняя дорога, зимнее солнце, зимнее небо, зимняя стужа, зимняя пора, зимняя погода.)


А сейчас постарайся сам подобрать семейку слов к слову «снег». Смотри на картинку — она тебе поможет. (Снег, снежинка, снежок, снеговик, снежный, подснежник...).




 


Подбери родственные слова к слову «лес». (Лес, лесок, лесной, лесник.)

Так же подбираются «семейки» к словам:

гора — горка, гористый, горный, пригорок, горняк;

гриб — грибок, грибник, грибной;

вода — водный, водяной, водолаз, наводнение;

лист — листик, листок, листочек, листва, лиственница, лиственный;

ёж — ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый;

весна — весенний, веснянка, веснушка;

сахар — сахарный, сахарница, сахарок.


ЛИШНЕЕ СЛОВО

Цель: выделение однокоренных слов среди группы слов, сходных по звучанию.

Найди среди этих слов лишнее — слово не из этой «семейки». Вот послушай пример: лес, лесник, лесовик, лестница (-).

Слова «лес», «лесник» и «лесовик» — родственники, они все из одной семьи, все они произошли от слова «лес». А вот слово «лест­ница» не имеет к лесу никакого отношения — оно здесь лишнее.

Теперь попробуй сам найти лишнее слово.

Боль, болеть, больница, большой (-).

Вода, водить (-), водный, водяной.

Морщины (-), море, морской, мореплаватель.

Гора, горный, горе (-), горняк.

Соседка (-), беседа, беседка, собеседник.

 

НАЙДИ ОБЩЕЕ

Цель: выделение корня в родственных словах.

 

Назови общую часть слов-«родственников»:

зимушка, зимовать, зимний (зим);

животное, живет, живой (жив);

пастух, пасет, пастушка (пас);

двор, дворник, дворовый (двор);

сорить, мусор, насорить (сор);

позвонить, звонок, звонкий (звон).


ПОЧЕМУ ИХ ТАК НАЗВАЛИ?

Цель: выделение двух корней в сложных словах.

Объясни, почему этих людей так называют. Для этого внимательно вслушайся в слова. Ты услышишь, что каждое из этих слов состоит из двух частей — из двух других слов.

 

Рыболов — рыбу ловит.

Пчеловод —... (пчёл разводит).

Землекоп —... (землю копает).

Пешеход—... (пешком ходит).

Лесоруб —... (лес рубит).

Трубочист —... (трубы чистит).

Послушай названия разных машин и постарайся объяснить, почему их так назвали.

Самокат —... (сам катится). Вездеход —... (везде ходит). Ледокол —... (лёд колет).

 

Самосвал —... (сам сваливает).

Самолёт —... (сам летит).

Паровоз —... (возит с помощью пара).

Пароход —... (ходит с помощью пара).

Молоковоз —... (молоко возит).


ДВА СЛОВА В ОДНОМ

Цель: образование сложных слов.

Придумай одно слово вместо двух.

Когда снег падает, как мы это называем? Снегопад.

Когда листья падают —... (листопад).

Когда лёд по реке идёт —... (ледоход).

Когда с гор камни падают —... (камнепад).

А теперь придумай названия машинам, которые облегчают труд че­ловека, и постарайся объяснить, почему их так назвали.

Канавы копает — канавокопатель.

Снег чистит —... (снегоочиститель).

Трубы укладывает —... (трубоукладчик).

Сено косит —... (сенокосилка).

Пыль сосёт —... (пылесос).

Мясо рубит —... (мясорубка).

Кофе варит —... (кофеварка).

Сок выжимает —... (соковыжималка).

Овощи режет —... (овощерезка).

Объедини два слова в одном и придумай новое длинное слово.

 

Как можно назвать птичку с длинным хвостом? (Длиннохвостая.)

С жёлтой грудкой —... (желтогрудая).

С острым клювом —... (остроклювая).

 

Как можно назвать человека с широкими плечами? Широкоплечий.

С красными щеками —... (краснощёкий).

С тёмной кожей —... (темнокожий).

Как можно назвать человека, который любит трудиться? (Трудолюбивый).


ИСПРАВЬ ОШИБКИ

Цель: развитие понимания распространённых предложений.


Незнайка придумал предложения по картинкам, но все перепутал. Помоги ему исправить ошибки.

Коза кормит девочку.




 


Мяч играет с мальчиком. Дорога едет по машине.




 


Чашка разбила девочку. Вова разбил стеклом мяч.


ТО И ЭТО

Цель: составление сложносочинённых предложений с противительным союзом а.

Посмотри на картинки и расскажи о предметах.




 


Это платье шерстяное, а то платье Этот гриб маленький,...

шёлковое. (а тот гриб большой).




 


Эта машина легковая,... (а та машина грузовая).




 


Этот дом высокий,... (а тот дом низкий).



 


Эта лента короткая,... (а эта лента длинная).




 


Этот самолёт летит,... (а тот стоит).




 


Этот мальчик едет,... (а тот бежит).




 


Этот котёнок спит,... (а тот играет).


ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ

Цель: составление сложносочинённых предложений. Подумай и ответь, что делают сначала, а что потом.

Сначала моют руки или садятся за стол?

Отвечай так:

Сначала моют руки, а потом садятся за стол.

Сначала посуду моют или вытирают?

(Сначала посуду моют, а потом её вытирают.)

Сначала надевают пальто или застёгивают?

(Сначала надевают пальто, а потом его застёгивают.)

Сначала рисуют картинку или раскрашивают?

(Сначала рисуют картинку, а потом её раскрашивают.)

Сначала суп варят или едят?

(Сначала суп варят, а потом его едят.)

Сначала стирают бельё или гладят?

(Сначала стирают бельё, а потом его гладят.)


ПУТАНИЦА

Цель: употребление сложносочинённых предложений; развитие внимания.

Незнайка тоже решил поиграть в игру «Что сначала, что потом», но, как всегда, он сделал много ошибок. Послушай, как он сказал, и если заме­тишь ошибки, исправь их.

 


Сначала садятся за стол, а потом моют руки. (-) Сначала моют посуду, а потом её вытирают. (+) Сначала застёгивают пальто, а потом его надевают. (-) Сначала раскрашивают картинку, а потом её рисуют. (-) Сначала сварят суп, а потом его едят. (+)

Сначала бельё вешают сушить, а потом его стирают. (-)


ЧТО ВЫБРАТЬ

Цель: составление сложносочинённых предложений с разделительным союзом или.

Послушай вопросы и ответь на них.

Чем бы тебе хотелось заняться?

 

Катать в коляске куклу или стрелять из пистолета?

Кататься на санках или купаться в море?

Смотреть мультфильмы или ложиться спать?

Идти в гости или остаться дома?

Рисовать красками или лепить из пластилина?

(Ходить в кино или смотреть телевизор?)

(Ездить на поезде или летать на самолёте?)

А теперь посмотри на рисунки и задай мне вопросы о том, что мне больше нравится.

 


(Собирать грибы или ловить рыбу?)

(Готовить обед или мыть посуду?)

(Гулять под дождём или загорать на пляже?)


ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: закрепление представления о структуре сложноподчинённого предложения с союзом чтобы.

 

Я начну предложение, а ты постарайся его закончить. Например: Мы зажгли свет, чтобы стало светло.

Девочка надела шубу, чтобы... (стало тепло; не замёрзнуть, идти гулять и т. п.).

Дети поливают цветы, чтобы... (они не завяли, хорошо росли и т. п.). Мальчик взял велосипед, чтобы... (на нём кататься, ездить). Мышка роет норку, чтобы... (в ней жить, спрятаться от кошки и т. п.). Девочка взяла карандаши, чтобы... (рисовать).

НАЙДИ ОШИБКУ

Цель: употребление сложноподчинённых предложений, развитие внима­ния.

Послушай, правильно ли Незнайка составил предложения. Если

заметишь ошибку, исправь её.

Я взял зонтик, потому что шёл дождь. (+)

Цветы завяли, потому что их не поливали. (+)

Солнышко прячется, потому что ночью темно. (-)

Дети взяли санки, потому что выпал снег. (+)

Пришла весна, потому что прилетели грачи. (-)

У Кати сегодня день рождения, потому что ей подарили куклу. (-) В комнате включили свет, потому что стало темно. (+)


ЧТО ДЛЯ ЧЕГО

Цель: составление сложноподчинённых предложений с союзом чтобы. Методические указания. Взрослый даёт образец ответа, следующие предложения ребёнок составляет сам.

Подумай и скажи, для чего нужен каждый

из этих предметов.

Говори так:

Зубная щётка нужна, чтобы чистить зубы.


(Полотенце нужно, чтобы вытираться.)


 

(Мыло нужно, чтобы мыться.)

 

(Ваза нужна, чтобы

ставить в неё цветы.)


 


(Ложка нужна, чтобы есть.)


 

(Расчёска нужна, чтобы причёсывать волосы.)


ПОЧЕМУ

Цель: составление сложноподчинённого предложения с союзом потому что.

Посмотри на картинку и ответь на вопрос «почему?».




 


 


Почему не светит солнце? (Солнце не светит, потому что его закрыла туча.)


Почему остановилась машина? (Машина остановилась, потому что на светофоре горит красный свет.)




Почему птицы улетают на юг? (Птицы улетают на юг, потому что наступила осень.)

Почему мама взяла зонтик? (Мама взяла зонтик, потому что на улице идёт дождь.)


ГРУСТНЫЙ И ВЕСЁЛЫЙ

Цель: составление сложноподчинённого предложения с союзом пото­му что.

 

Посмотри на картинки и скажи, кто из ребят весёлый, а кто грустный и почему.





Мальчик грустный, потому что на улице идёт дождь {нельзя идти гулять).


 

(Девочка весёлая, потому что у неё сегодня день рождения.)


(Мальчик весёлый, потому (Мальчик грустный, потому что
что нашёл много грибов.) у него сломалась машинка.)

Расскажи о себе — когда ты бываешь весёлый, а когда грустный и почему?


КТО ЗВОНИЛ? ЧТО СКАЗАЛ?

Цель: употребление сложноподчинённых предложений с союзом что.

Методические указания. Для игры понадобится кукла или какая-либо игрушка-зверюшка. В первый раз взрослый даёт образец: Говори так: «Мама сказала, что... {мы скоро пойдём гулять)». А те­перь ты позвони мне и скажи что-нибудь.

Сейчас мы будем звонить друг другу по телефону. Какой у тебя номер?

Взрослый «набирает» номер, названный ребёнком на нарисован­ном телефоне, и громко говорит: «Дзинь, дзинь, алё, алё», а затем шёпотом на ухо ребёнку произносит какую-либо короткую фразу, например: «Мы скоро пойдем гулять».

А теперь расскажи кукле (мишке), что я тебе сказал(а).

-

 

Будет очень хорошо, если к этой игре вам удастся привлечь и других членов семьи.

Примеры фраз:

Сегодня хорошая погода.

Уже пять часов.

На столе лежит яблоко.

Скоро будут мультфильмы.

Наступила зима.

Завтра пойдем в зоопарк.


СКАЖИ НАОБОРОТ

Цель: составление сложноподчинённого предложения с союзом если.

Методические указания. Произнося фразы, взрослый каждый раз показывает указательным пальцем на соответствующие предметы, в первом случае на дерево и куст.

Посмотри на картинку и послушай.

Если дерево выше куста, то куст ниже дерева.

Можно сказать так, а можно сказать иначе:

Если куст ниже дерева, то дерево выше куста.

А теперь сам посмотри на картинки и составь похожие предложения.




 


Взрослый говорит и показывает:

Если камень тяжелее шишки, то... (шишка легче камня). (После слова «то» взрослый молча показывает на шишку, как бы подсказывая следующее слово в фразе.)

А теперь скажи по-другому:

Если... {шишка легче камня, то камень тяжелее шишки).

Аналогично обыгрываются следующие картинки и произносятся соответствующие фразы.



Если Вася старше Миши, то... (Миша младше Васи). Если... (Миша младше Васи, то Вася старше Миши).


Если дуб толще, чем берёза, то... (берёза тоньше, чем дуб). Если... (берёза тоньше, чем дуб, то дуб толще, чем берёза).

Если машина едет быстрее, чем велосипед, то... (велосипед едет медленнее, чем машина).

Если... (велосипед едет медленнее машины, то машина едет быстрее велосипеда).


ВОПРОСЫ

Цель: развитие навыка отвечать на вопросы, поставленные к разным членам предложения.

Методические указания. Если ребёнок не может ответить на поставленный вопрос, взрослый должен дать образец ответа.


Посмотри на рисунок и послушай предложение:

«В лесу высокие деревья».

Ответь на вопросы:

Что? Деревья.

Где? В лесу.

Какие деревья? Высокие.


 

 

 
 

 

 


Дети идут в детский сад.

Кто? (Дети).

Что делают? (Идут).

Куда идут? (В детский сад).



Около дома большая берёза. Что? (Берёза). Какая? (Большая). Где? (Около дома).

Кошка ловит мышку. Кто? (Кошка). Что делает? (Ловит). Ловит кого? (Мышку).


Петя нашёл гриб. Кто? (Петя). Что сделал? (Нашёл). Нашёл что? (Гриб).


СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: составление предложений из данных слов. Послушай слова и составь из них предложение.

Дети, снеговик, слепить. Машина, ехать, дорога, по. Солнце, на, таять, сосульки. Ракета, космос, в, лететь. Луг, на, расти, цветы. Заяц, ёлка, сидеть, под. Гриб, около, расти, берёза.


УДЛИНИ ФРАЗУ

Цель: составление простых распространённых предложений, предложений с однородными членами; составление сложных предложений; закрепление родовой принадлежности некоторых существительных (трудные случаи: жираф — мужской род, помидор — м. р., манжета — ж. р., сандалия — ж. р., туфля — ж. р.).

Послушай маленький рассказ и постарайся его запомнить. А потом мы с тобой устроим соревнование. Я скажу короткую фразу из этого рассказика, а ты добавишь к ней одно слово - фраза станет длиннее. Я прибавлю к получившемуся предложению ещё одно подходящее словечко, и ты не отставай: к прежним словам новое слово добавляй. Наша фраза будет расти и станет длинная-предлинная. Слова подбирать будем по очереди — перебивать друг друга нельзя. Выиграет в этой игре тот, кто сумеет добавить последнее слово или часть фразы из рассказа.

Рассказ первый


В огороде созрел первый помидор. Посмотри, какой он сочный и большой.

Образцы фраз:

1. Это помидор.

2. Это сочный помидор.

3. Это сочный и большой помидор.

4. Это первый сочный и большой помидор.

5. Это первый, сочный и большой помидор,
который созрел в огороде.

Рассказ второй


Мне сегодня подарили большого плюшевого жирафа, о котором я давно мечтал.

1. Это жираф.

2. Это большой жираф.

3. Это мой большой жираф.

4. Это мой большой плюшевый жираф.

5. Это мой большой плюшевый жираф, о котором
я давно мечтал.

6. Это мой большой плюшевый жираф, о котором я давно мечтал и которого мне сегодня подарили.



Рассказ третий

Вот человек рассеянный с улицы Бассейной. Посмотри, всё ли у него в порядке. На левой ноге белая сандалия, на правой — белая туфля, а на рубашке оторвана манжета.

1. Это сандалия.

2. Это белая сандалия.

3. Это белая сандалия с левой ноги.

4. Это белая сандалия с левой ноги человека рассеянного.

5. Это белая сандалия с левой ноги человека рассеянного с улицы Бассейной.

 

1. Это туфля.

2. Это белая туфля.

3. Это белая туфля с правой ноги.

4. Это белая туфля с правой ноги человека
рассеянного.

5. Это белая туфля с правой ноги человека
рассеянного с улицы Бассейной.


6. Это манжета.

7. Эта манжета оторвана.

8. Эта манжета оторвана от рукава.

9. Эта манжета оторвана от правого рукава
рубашки.

10. Эта манжета оторвана от правого рукава
рубашки человека рассеянного.

6. Эта манжета оторвана от правого рукава рубашки человека рассеянного с улицы Бассейной.


ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

ЦЕЛЬ: развитие внимания.

Внимательно послушай и ответь на вопросы.

1. Брат сестру зовёт домой.
Кто дома? (Брат.)

Кто на улице? (Сестра.)

2. Лена слушала Машу.
Кто говорил? (Маша.)
Кто слушал? (Лена.)

3. Миша догнал Петю.
Кто убегал? (Петя.)
Кто догнал? (Миша.)

4. Девочка ищет мальчика.
Кто спрятался? (Мальчик.)

5. Поле позади деревни.
Что впереди? (Деревня.)

6. Оля шла за папой, а Толя позади Оли.
Кто шёл первым? (Папа.)

7. Мама ждёт дочку.
Кто опоздал? (Дочка.)

8. Свету фотографирует Лиза.
У кого фотоаппарат? (У Лизы.)


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родите­лям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дош­кольников с ОНР. СПб.: Детство-пресс, 2001.

2. Бородин А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981.

3. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недо­развития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.

4. Панаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Союз, 1999.

5. Новикова Е. Н. Секреты предлогов и падежей. М.: Гном и Д, 2001.

6. ФедоренкоЛ. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методи­ка развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.

7. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург: Арго, 1996.


Содержание

Введение........................................................................................................................ 3

КТО И ЧТО.................................................................................................................... 5

ПРИДУМАЙ ИМЯ....................................................................................................... 6

ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ................................................................................................ 8

ЧЕГО НЕ СТАЛО....................................................................................................... 10

СЛОЖИМ СЛОВО ИЗ ЧАСТЕЙ. Игра № 1............................................................... 12

СЛОЖИМ СЛОВО ИЗ ЧАСТЕЙ. Игра № 2.................................................................. 14

ЧЕРЕЗ, СКВОЗЬ И МЕЖДУ....................................................................................... 16

ВСТАВЬ СЛОВЕЧКО.................................................................................................... 18

ВМЕСТО ИМЕНИ.......................................................................................................... 22

ДРУЖНАЯ КОМАНДА.................................................................................................. 24

НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ............................................................................................ 26

ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ.............................................................................................. 28

ПОДБЕРИ К СЛОВАМ КАРТИНКИ............................................................................. 29

ЕСТЬ И НЕТ............................................................................................................... 30

РАССКАЗ МАЛЬЧИКА............................................................................................... 32

ДВА БРАТЦА................................................................................................................. 33

ПОПРОСИ И РАССКАЖИ......................................................................................... 34

БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ................................................................................................. 38

СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ.............................................................................................. 39

СОБЕРИ СЕМЕЙКУ СЛОВ....................................................................................... 40

ЛИШНЕЕ СЛОВО.......................................................................................................... 42

НАЙДИ ОБЩЕЕ............................................................................................................ 42

ПОЧЕМУ ИХ ТАК НАЗВАЛИ?................................................................................ 43

ДВА СЛОВА В ОДНОМ................................................................................................ 44

ИСПРАВЬ ОШИБКИ..................................................................................................... 45

ТО И ЭТО.................................................................................................................... 46

ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ..................................................................................... 48

ПУТАНИЦА.................................................................................................................. 48

ЧТО ВЫБРАТЬ.............................................................................................................. 49

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.......................................................



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: