Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Юные помощники природы Самарского края»
Автор проекта: Мишина Наталья Николаевна
Продолжительность проекта: краткосрочный – 2 недели
Тип проекта:
По содержанию – интегративный (познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое)
По количеству участников - групповой
По доминирующему виду проектной деятельности - информационно - практико - ориентированный
Участники проекта: воспитатели-дети-родители.
Возраст детей: 1 класс
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
как и чем мы можем помочь сохранять и оберегать природный мир Самарского края
Цель проекта: формирование системы осознанно - правильных экологических представлений у школьников о природе, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
Задачи проекта:
Для детей:
1.Способствовать развитию познавательной активности.
2. Осознать важность бережного, ответственного, эмоционально-доброжелательного отношения к миру природы.
Для педагогов:
1. Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
2.Развивать умения самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях, анализировать вопросы и загадки;
3. Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, следование доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Для родителей:
Создать условия в семье для развития познавательных интересов у ребенка, поддерживать инициативу, отвечать на интересующие вопросы.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
экологическая квест – игра.
Название итогового мероприятия проекта: « Наша помощь природе»
Продукты проекта:
Для детей:
1.Освоение детьми экологических правил.
2.Изготовление экологических знаков, создание своей книжки-малышки о животных, лекарственных растениях, о деревьях, о птицах Самарского края.
Для педагогов:
1.Привитие детям элементарным навыкам поведения в природе
2. Развитие личности воспитанника, его нравственного потенциала, умение взаимодействовать с другими людьми;
3.Воспитание патриотических чувств, социальной ответственности (умение действовать в интересах большого сообщества).
4.Пополнение уголка природы дидактически материалом.
Для родителей:
1.Привлечение родителей к сбору информации о природе Самарского края, изготовлению книжек-малышек вместе с детьми, экологических знаков
2. Положительный эмоциональный опыт общения с партнерами по проекту.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей
- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
- научатся анализировать и делать выводы.
Для педагогов:
- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- пополнится развивающая среда в группе;
- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Для родителей:
- обогащение уровня экологических знаний родителей;
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Актуальность
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами...
И охранять природу - значит охранять Родину»
М.М. Пришвин.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
Этапы работы над проектом:
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап –Заключительный
Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.
Основной этап
ü Занятие по познавательному развитию на тему:
«Родной свой край – люби и знай»
Цель: создать условия для систематизации знаний детей о природе Прибайкалья. Закрепить знания детей о природе Самарского края, представителях флоры и фауны. Развивать познавательный интерес, желание узнавать новое, любознательность, наблюдательность. Воспитывать экологическую культуру у школьников через ознакомление с природой Самарского края
ü Занятие по познавательному развитию на тему:
Экологический квест-игра «Наша помощь природе»
«Земля – наш дом, природа – наша мать,
Об этом человек не должен забывать!»
Цель: создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели, повышение экологической культуры детей.
ü Занятие по художественно-эстетическому развитию.
Сюжетное рисование на тему: «Природа родного края»
Цель: формировать композиционные умения, развивать умение выражать свои представления о природе, эстетические переживания и чувства.
Аппликация на тему: «Птицы с нашего двора»
Цель: учить передавать особенности строения птиц, упражнять в композиционно правильном расположении деталей птицы, воспитывать аккуратность в работе, бережное отношение к птицам.
Лепка на тему: «Первые цветы»
Цель: совершенствовать технику рельефной лепки при создании композиции. Формировать умение работать сообща, договариваться о работе. Сформировать убеждение о бесценности природы и ее даров.
ü Занятие по познавтельно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Техника «Оригами» на тему: «Рыбка»
Цель: развивать конструктивные способности, воспитывать аккуратность, закрепить название рыб, обитающих в Волге.
ü Изготовление книжек-малышек (дети + родители)
«Животные Самарского края»
«Птицы Самарского края »
«Лекарственные растения Самарского края »
«Народы Самарского края»
«Деревья Самарского края»
ü Изготовление экологических знаков (дети + родители), презентация.
Цель: воспитание чувства ответственности, внимательного отношения к окружающему миру.
Цель: создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительное отношение к разным народам нашей страны.
ü Викторина «Край родной – люби и знай»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края.
ü Беседа «Помогите птицам»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
ü Беседа «Елкины иголки»
Цель: расширять представление детей о деревьях. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованное дополнение; логически мыслить, четко формулировать свои ответы; составлять сложносочиненные предложения.
ü Беседа «Кто в лесу вредный, а кто полезный?»
Цель: формировать понятие, что в природе нет ничего лишнего.
ü Беседа: «Красная Книга».
Цель: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.
ü Беседа: «Вода – это жизнь»
Цель: дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов.
ü Беседа об охране природы.
Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.
Дидактические игры:
ü Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
Цель: закрепить знания Детей о насекомых.
ü Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Цель: закрепить знания, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
ü Дидактическая игра: «Ходят капельки по кругу»
Цель: закрепить знания о круговороте воды в природе.
Дидактическая игра: «Назови растение».
Цель: уточнить знания о комнатных растениях.
ü Дидактическая игра: «Кто где живет»
Цель: закрепить знания о животных и местах их обитания.
ü Дидактическая игра: «Живое – неживое»
Цель: закрепить знания о живой и неживой природе.
Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.
Чтение художественной литературы.
Заключительный этап
Презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом.