Религия как технология управления массой играла важную роль на каждом этапе становления человеческой цивилизации. Её изучением занимались З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, Т. Лукман и другие. Истоки религии, по мнению Фрейда, лежать в системе Табу. В книге “Тотем и табу” он употребляет термин “тотемистическая религия”[1]. Корень религии он видит в системе запретов. Действительно, все мировые религиозные системы имеют систему заповедей, которые нельзя нарушать. Религия по средству запрета стала на определённом этапе управлять сознанием человека и впоследствии массовым сознанием. Религиозный человек из-за страха наказания, или желания продолжить жизнь после смерти, соблюдает священные заповеди. Религия, как инструмент воздействует и управляет целыми массами.
Религиозное сознание выступает, одним из видов массового сознания, включающим догмы, мифы, представления о сверхъестественном, молитвы. Такое сознание проявляется на обыденном и теоретическом уровне. Обхват религиозным сознанием, может достигать масс с разных материков. В религиозном сознание, также как и в массовом, наблюдается подобие лидера или вождя, который ставится в ранг сакрального. Эта иерархия отражается в религиозных представлениях. Влияние религиозных представлений на жизнь масс хорошо обосновал М. Вебер. “Влиянию веры на повседневную нравственную практику” [2], он отводит один из главнейших трудов своей жизни. В книге “Протестантская этика и дух капитализма” он выдвигает тезис о том, что протестантское религиозное сознание является условием возникновения капитализма. Распространение идей об упорной работе, накоплению капитала и стремлению к богатству развило капитализм в Западной Европе и США. Исследования, подтверждают зависимость протестантского сознания и капиталистического общества. Самый высокий уровень ВНП приходится на протестантские общества.[3] В странах, где церковь не оделена от светской власти, господство религиозного массового сознания наблюдается, со всей степенью, масштабности. Теократическое государство, определяющееся религиозными нормами, владеет сознанием отдельно взятого человека. В своей массе они составляют общество граждан, которые на вершину своих ценностей ставят религиозные представления. Эти воззрения составляют единое целое и складываются в общее массовое сознание. Немецкий учёный К. Шлайх выделяет это, как идентификационную модель государственно-церковных отношений. Ярким примером может выступать вторая по распространённости мировая религия Ислам. В Коране есть указание на некоторые экономические принципы. Например, одобрение конкуренции и свободного предпринимательства. Аллах разрешил продажу. [4] Так религия может влиять на массовое сознание в отдельной профессиональной области. В своей статье И.А. Ратковская рассматривая модели управления персоналом пишет, что менеджер, который работает в исламской культурной среде, должен иметь глубокие знания об исламских традициях. Нужно заострять внимание на том, что религия формирует нацию, соответственно у неё складывается свой аспект массового сознания. Религия, как определяющий фактор формирования модели управления.[5] Чтобы применять эффективно технологию управления, следует внимательно изучить составляющие элементы массового сознания.
|
Ещё одной значимой технологией управления массовым сознанием является образование. Образование – это базовая сфера формирования личности индивида. Через образование происходит процесс социализации человека и общества. Система образования владеет инструментами и методами, которые способны не только сформировать сознание, но и перенаправить уже существующее. Формируя сознание детей, легко сформировать массовое сознание у целого поколения. Ярким примером выступает принцип советского образования, который гласил, что формирование личности в коллективе является ведущим принципов коммунистического воспитания. Основоположница советской педагогики Н. К. Крупская, опираясь на идеологию марксизма, выдвигала тезис о том, что главное условие становления нового человека является коллектив, а основной целью — воспитание коллективиста. Образование в XX веке становится массовым, и в большой степени национальным. В рекомендациях для педагогов выдвигает цель их деятельности. Она звучит так: воспитание "хорошего гражданина США"[6]. Происходит формирование сознания у граждан, которое приобретает характер массовости. Социальный институт образования, состоящий из дошкольных учреждений, средней и высший школы – это институт, распространения информации. Человек, попадающий в этот институт, становится продуктом. Он продукт, который подвергается ряду изменений в зависимости от изменения социальных условий жизни.[7] Личность человека отражает его массовую принадлежность.
|
Методов формирования массового сознания в образование насчитывается большое количество. Они вносят в сознание, нормы, правила, предписания общества. На основе этих идейных знаний создаётся система твёрдых взглядов и убеждений. Ярким примером связи образовательного процесса и формирования массового сознания может считаться, образование Третьего рейха. Гитлер выдвигал лозунг: “У кого в руках молодёжь, у того в руках будущее”.
|
Традиционно эти методы представлены в словесном воздействии на личность человека. Например, это может быть беседа или лекция. Беседа в учебном процессе строится на заготовленную тему с чётким структурным планом. В её основу кладутся факты, которые приближают видение общественной жизни. Этими фактами может выступать деятельность какой-то личности, литературный образ, моральные установки. Факты способны сформировать отношение к действительности. Лекции это одностороннее подача информации, представляющая систематизированное знание. Знания, которые закладываются в формирующееся сознание ребёнка. В педагогике более сложным словесным методом выступает диспут. Данный способ предполагает активное взаимодействие между учениками и педагогом. Целью диспута выступает формирование гуманистических отношений между субъектами. Н.К. Крупская в своей работе “Трудовое воспитание и политическое образование”, отводит значимую роль деятельности школы в воспитании человека с коллективистским сознанием. Анализируя роль дореволюционного образования, автор пишет, что “буржуазия стремилась при помощи школы затемнить сознание подрастающего поколения”[8]. Крупская не отвергает школу, она признаёт, что такой вид образования и в будущем будет влиять на формирования массового духа. Школа – это орудие перевоспитания. Во все времена школа формировала общественное мнение, но с одной особенностью, процесс формирования должен придавать личностный смысл для учащегося. Как отмечают психологи, в частности, А.Н. Леонтьев “личностный смысл и является «образующей» сознания”[9]. Например, чтобы мнение человека носило массовый характер, оно должно быть представлено, как объективный смыслобразующий элемент индивидуального сознания. То есть для человека важно понимать, что это его собственное, но для массы это собственное, является составляющей частью общественного. Создавая личностный смысл, происходит мотивация человеческого поведения, которое приобретает характер массовости. В человека вкладывается содержание. Как правило, это содержание определяется государственными органами, которые направляют вектор развития массового сознания. Структура школьного образования напоминает уменьшенную модель социального устройства общества. Воспроизводя эту форму у школьников, формируется тип сознания, который господствует в обществе. В системе образования существует и другие методы развития и управления массовым сознанием. Это и наказание, поощрение, упражнения, соревнования. Применяя их на практике социального института, можно вырастить индивида общества культуры массового потребления.
Еще одним видом управления массовым сознанием по праву считается цензура. Данная технология выступает, как корректор информационного пространства. Институт цензуры регулирует поток поступаемой информации. Происходит регуляция знаний, которые участвуют в поддержании массового сознания. В большой степени, цензура направлена на духовную сферу общества, которая создаёт социальные критерии и духовные ориентиры. Цензура способна сформировать толпу с заданной направленностью. Распространение деятельности этого института происходит с распространением книгопечатания, информационных технологий. С теми элементами, которые составляют базовую часть получения информации. Основной элемент цензуры, это контроль всех источников информации для создания тоталитарного пространства. При этом следует создать видимость свободной зоны. Некую “иллюзию плюрализма”[10]. Это создаётся с помощью разных информационных каналов, которые передают сведения, формирующие единые стереотипы. С одной стороны видимой информации очень много, но с другой информация носит характер ненужной. Сознание человека не способно с должной силой проводить анализ и формировать объективное мнение. Цензура – это социальный контроль, который регулирует сознание, как отдельного, так и массового индивида. Этот контроль может быть, как в лёгкой, так и в жёсткой форме. Его характер определяется государственным аппаратом. Для тоталитарной формы государственной власти – это жёсткая, карательная форма. Для либерального политического режима – это облегчённый вид цензуры. Этот вид технологии управления массовым сознанием очень важен при формировании и продвижении идей.
Со второй половины прошлого века западное общество переходит в стадию активного потребления с неустойчивой структурой. Товар становится силой, готовой оккупировать всю общественную жизнь. [11] Начинается процесс адвербиализации. В результате возникновения феномена массового сознания активно изменяется механизм регулирования общественным поведением и его мнением. Этим механизмом выступают технологии управления. Они позволяют регулировать и направлять массу. Но сейчас управление должно иметь более широкий круг инструментов и вариантов воздействия. Технологии управления прошлого, не всегда могут быть востребованы на должном уровне. Раньше массовое сознание находилось в устойчивой форме, так как картина мира была более постоянной, чем сейчас. Сегодня динамика социального развития приобрела гораздо более быстрый темп. В связи с этим процессу управления необходимо более сложные механизмы и методы. Но об актуальности технологий прошлого имеет место говорить и сейчас. Они методологически важные составляющие процесса управления.
[1] Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии / Пер. с нем. М. Вульфа. – СПб.: Издательская группа “Лениздат”, “Команда А”, 2014. – 224 с. – С. 200
[2] Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990 — 808 с. – С. 144
[3] Прохоров А.П. Перспективы развития российской модели управления // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - № 2. С.38-43.
[4] Сура 2 275 аят Коран / пер. с араб. Б.Я. Шидфар. – Москва.: УММА, 203. С. 259. – С. 21
[5] Ратковская И.А. Влияние религиозных аспектов на формирование модели управления персоналом // Вестник Новгородского государственного университета. - 2013. - № 74 Т.1. - С.84-87.
[6] ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с. – С. 68
[7] Педагогика / Под ред.Ю. К. Бабанского. – Москва: Просвещение, 1983. – 479 с.
[8] Н.К. Крупская. Трудовое воспитание и политехническое образование / Под редакцией Н.К.Гончарова, И.А.Каирова, Н.А.Константинова. - М.: Изд-во АПН, 1959. – 325 с.
[9] Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология" / А. Н. Леонтьев; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - 5-е изд., стер. - Москва: Смысл: Academia, 2010. – 509 с. – С. 103
[10] Агапова Е. А. К вопросу цензуры как способу манипуляции сознанием // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. -2014. - № 3. - С.177-181.
[11] Общество спектакля: [сборник] / Дебор Ги. – М.: Опустошитель, 2018. – 220 с.- (Серия “Extremum” (#14). – С. 41