При объяснении этого материала рекомендуется использовать наглядное пособие – карточки с разрядными числами (10, 20, …, 90, 100, 200, …, 900), в также карточки с числами от 1 до 9.
Учитель на наборном полотне показывает учащимся с помощью этих карточек, как можно заменить суммой разрядных слагаемых число:
725 = 700 + 20 + 5.
Учитель. В числе 725 – 7 сотен, 2 десятка и 5 единиц. Поэтому мы можем записать, что 725 – это 700 + 20 + 5.
Затем учитель показывает, как можно заменить суммой разрядных слагаемых число: 520 = 500 +20.
Объяснение учителя аналогично предыдущему.
Учитель обращает особое внимание детей на то, что сумма состоит из двух слагаемых, так как единицы I разряда отсутствуют.
После этого учащиеся рассматривают таблицу в учебнике (вверху) и объясняют по ней, как представлены числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Для закрепления с комментированием выполняется задание № 1.
№ 1.
425 = 400 + 20 + 5
Дети. В числе 425 содержится 4 сотни, 2 десятка и 5 единиц. Поэтому можно записать, что 425 = 400 + 20 + 5.
640 = 600 + 40
Дети. В числе 640 содержится 6 сотен и 4 десятка. Единицы отсутствуют. Поэтому сумма будет состоять из двух слагаемых: 600 + 40.
IV. Игротека.
V. Работа над пройденным материалом.
1. Задачу № 2 дети решают самостоятельно, только перед ее решением дети под руководством учителя ставят вопросы к ней:
– Сколько всего снимков сделал Саша?
– На сколько больше цветных снимков сделал Саша, чем черно-белых?
2. Примеры № 3 учащиеся выполняют самостоятельно.
VI. Итоги урока.
Учитель. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети. Мы учились представлять трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Учитель. Что закрепляли?
Дети. Мы закрепляли умение решать задачи, примеры.
Домашнее задание: с. 46, № 3.
У р о к 39. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (с. 47)
Цели: закреплять умение представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых, а также повторить порядок действий в выражениях и деление с остатком; совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Для закрепления вычислительных навыков в пределах 100 проводится арифметический диктант:
– Сумму чисел 36 и 18 разделите на 9.
– Разность чисел 66 и 48 увеличьте в 3 раза.
– Произведение чисел 12 и 6 уменьшите на частное чисел 48 и 4.
– Частное чисел 42 и 7 увеличьте на 36.
– Из числа 100 вычтите произведение чисел 9 и 7.
2. В устный счет можно включить задание № 4. Дети читают решенный пример и говорят, правильно ли он решен или нет. Если неверно, то считают и говорят правильный ответ.
3. Устно решаются также ребусы (на полях страницы).
III. Повторение пройденного материала.
1. Для закрепления разрядного состава чисел учащиеся выполняют № 1 с комментированием.
№ 1.
Рассмотрите суммы и выпишите числа, которые представлены в виде суммы разрядных слагаемых:
960 + 6 600 + 40 + 5 800 + 20
349 + 1 600 + 300 + 9 800 + 2
Решение задач.
Задачу № 5 дети решают с последующей проверкой.
3. Решение примеров. Задание № 2 учащиеся оформляют как выражение с переменной и решают самостоятельно.
24: с с · 7
с = 1 24: 1 = 24 с = 1 1 · 7 = 7
с = 3 24: 3 = 8 с = 3 3 · 7 = 21
с = 4 24: 4 = 6 с = 4 4 · 7 = 28
с = 6 24: 6 = 4 с = 6 6 · 7 = 42
с = 6 24: 8 = 3 с = 6 8 · 7 = 48
Задание № 3 ученикам предложить решить самостоятельно.
После решения примеров можно попросить детей сравнить ответы пар примеров в каждом столбике и объяснить, почему числа и действия одинаковые, а ответы получились разные.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что повторяли сегодня на уроке?
Дети. На уроке мы повторяли разрядный состав трёхзначных чисел, порядок действий в выражениях, деление с остатком, нахождение значения выражения с переменной.
Домашнее задание: с. 47, № 3.
У р о к 40. ПРИЕМЫСЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ,
ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИИ ДЕСЯТИЧНОГО СОСТАВА
ЧИСЕЛ (с. 48)
Цели: познакомить учащихся с новыми приемами сложения и вычитания; повторить разрядный состав трехзначных чисел; закрепить нахождение площади квадрата и отношение между величинами: цена, количество, стоимость.
Ход урока