В качестве подготовительных упражнений к сложению и вычитанию с переходом через разрядную единицу учитель включает упражнения на дополнение данных чисел до ближайшего разрядного:
– дополните до 100 числа 90, 70, 40, 10;
– дополните до 300 числа 270, 250, 220.
После этого учитель сообщает, что при сложении и вычитании с переходом через разрядную единицу второе слагаемое (вычитаемое) представляют в виде суммы таких удобных слагаемых, чтобы одно из них дополняло первое слагаемое до круглых сотен (чтобы при вычитании одного из них получались круглые сотни).
80 + 60 = 80 + (20 + 40) = (80 + 20) + 40 = 140
20 40
140 – 60 = 140 – (40 + 20) = (140 – 40) – 20 = 80
40 20
Здесь удобен также приём выполнения действий над десятками:
8 дес. + 6 дес. = 14 дес., 14 дес. – 6 дес. = 8 дес., который надо тоже показать детям.
Затем учащиеся рассматривают решение примеров вверху на странице учебника, а потом решают с комментированием задание № 1.
№ 1:
380 + 60 = 380 + (20 + 40) = (380 + 20) + 40 = 400 + 40 = 440
Ученик. Представляю число 60 в виде суммы удобных слагаемых 20 и 40. Сначала к 380 удобно прибавить 20, а потом ещё 40. Получаю ответ 440.
Аналогично комментируются при решении другие примеры.
IV. Игротека.
V. Работа над пройденным материалом.
1. Решение примеров. При выполнении № 2 дети вспоминают приемы проверки, поэтому лучше всего выполнить этот номер с комментированием у доски.
№ 2:
Задание № 3 учащиеся выполняют самостоятельно (с последующей проверкой).
2. Решение задач. Задачу № 4 учащиеся решают самостоятельно. Перед решением задачи № 5 надо наметить с детьми план ее решения.
План решения задачи:
– сначала надо узнать, сколько деталей стал изготавливать рабочий в день на новом станке;
– затем ответить на главный вопрос задачи: «Во сколько раз больше деталей изготовил рабочий за день на новом станке?».
|
Учащиеся записывают решение самостоятельно.
1) 60: 2 = 30 (д.) – в день на новом станке
2) 30: 15 = 2 (раза)
О т в е т: в 2 раза больше.
Задачу № 6 надо разобрать совместно с детьми.
Условие задачи кратко записывают в таблицу:
Изгот. дет. в 1 час | Кол-во часов | Изгот. всего дет. |
? | 7 ч | 63 дет. |
? на 1 дет. б. | ? ч | 70 дет. |
После этого намечается план решения, затем 1 учащийся решает эту задачу на закрытой доске, а остальные в тетради. Потом осуществляется проверка.
П л а н р е ш е н и я:
– сначала узнаем, сколько деталей изготовлял мастер в 1 час;
– потом узнаем, сколько деталей будет изготовлять мастер;
– затем узнаем, сколько ему потребуется часов на изготовление 70 деталей.
Р е ш е н и е:
1) 63: 7 = 9 (дет.) – в 1 час
2) 9 + 1 = 10 (дет.) – будет изготовлять в 1 час
3) 70: 10 = 7 (ч)
О т в е т: 7 часов потребуется для изготовления 70 деталей.
VI. Итоги урока.
Учитель. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети. Познакомились с новыми приёмами сложения и вычитания в пределах 1000.
Учитель. Что повторяли на уроке?
Дети. Повторяли проверку сложения, вычитания, умножения и деления, выполняли деление с остатком, решали задачи.
Домашнее задание: на усмотрение учителя.
У р о к 48. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИЕМАМИ УСТНОГО
СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЕВ ВИДА:
260 + 310, 670 – 140 (с. 54)
Цели: познакомить учащихся с новыми приемами устного сложения и вычитания; закреплять нумерацию трехзначных чисел, а также изученные вычислительные приемы; совершенствовать умение решать задачи.
|
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
Для устного счета на уроке включить задания «Набери множителями число 54» (на полях учебника) и № 16 на с. 57, где повторяется взаимосвязь между компонентами сложения и вычитания.
1. Задание«Набери множителями число 54»
2. № 16: