1. Работа с единицами длины. Задание № 4 можно с учащимися оформить как задачу, записав краткое условие:
1-е звено – 250 см
2-е звено – 130 см 6 м
3-е звено –?
После этого учащиеся должны вспомнить, что 1 м = 100 см, и перевести 6 м в сантиметры (6 м = 600 см).
Затем запись решения и ответа оформляется детьми самостоятельно.
Р е ш е н и е:
1) 250 + 130 = 380 (см) – 1-е и 2-е звенья
2) 600 – 380 = 220 (см)
О т в е т: 220 см – 3-е звено.
Задания № 5 и № 6 учащиеся оформляют и записывают как примеры.
2 м 30 см = 230 см
600 см = 6 м
2. Для самостоятельной работы предложить задания № 3 и №7.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети. Мы учились вычитать столбиком трёхзначные числа с одним переходом через разряд.
Учитель. Что повторяли?
Дети. Повторяли решение задач, находили значение выражения с переменной.
Домашнее задание: с. 62, № 7.
У р о к 54. ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫСЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЕВ
С ДВУМЯ ПЕРЕХОДАМИ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД (с. 63)
Цели: познакомить учащихся с новым вычислительным приемом; закрепить умение выполнять деление с остатком, а также навык построения заданных геометрических фигур; совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. В устные упражнения следует включить задания на увеличение (уменьшение) чисел в несколько раз (на несколько единиц), разностное и кратное сравнение чисел.
Например: «На доске записаны числа 42, 63, 35, 28. Каждое из данных чисел увеличить на 8; уменьшить в 7 раз» и т. п.
2. В целях отработки навыков устных вычислений следует дать примеры из таблиц умножения и деления на 7, 8, 9, а также задание вида: «Среди данных чисел выберите и назовите числа, которые делятся без остатка на 4, на 6, на 3» (на доске записывается ряд чисел: 33, 36, 25, 32, 48, 52).
|
3. Для подготовки к решению новых примеров полезно повторить табличное сложение с переходом через десяток (можно использовать игру с элементами соревнования – «Лесенка»).
9+6 | 7+7 | |||||||||||||||||
8+8 | 9+9 | 9+6 | 4+9 | |||||||||||||||
4+7 | 6+7 | 8+5 | 6+6 | |||||||||||||||
7+8 | 7+5 | 9+3 | 5+9 | |||||||||||||||
9+2 | 8+3 | 6+8 | 8+4 |
III. Работа над новым материалом.
Новый случай сложения более трудный, чем рассмотренные ранее случаи, но в нем нет ничего принципиально нового, поэтому объяснение решения примеров (с. 63 вверху) дети могут дать самостоятельно под руководством учителя.
Начиная с этого урока объяснения могут становиться менее подробными, можно уже не называть разрядов. Особое внимание на этом уроке важно обратить на примеры вида: 89 + 78. Здесь необходимо показать детям, где подписать 1 сотню, полученную в результате сложения десятков. Для первичного закрепления выполнить с комментированием задание № 1.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Решение задач.
Задачу № 2 дети могут решить самостоятельно (с последующей проверкой).
Перед решением задачи № 3 учителю вместе с учащимися надо наметить план решения.
|
П л а н р е ш е н и я:
– Сначала узнаем, сколько всего диафильмов было, а потом ответим на главный вопрос задачи: «Сколько коробок потребовалось?».
Р е ш е н и е:
1) 58 + 32 = 90 (д.) – всего диафильмов
2) 90: 30 = 3 (к.)
О т в е т: 3 коробки потребовалось.
2. Решение примеров. Задание № 4 учащиеся выполняют самостоятельно.
В задании № 5 первые два примера можно решить с комментированием, для того чтобы дети вспомнили проверку деления с остатком, а затем все остальные примеры ученики решают самостоятельно.
№ 5:
1. 43: 7 = 6 (ост. 1)
1) 1 < 7
2) 6 · 7 + 1 = 43
2. 58: 6 = 9 (ост. 4)
1) 4 < 6
2) 9 · 6 + 4 = 58
3. Геометрический материал. Задание № 6 на построение геометрических фигур дети выполняют самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, которые в ней нуждаются.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового вы узнали на уроке?
Дети. Сегодня мы продолжали учиться выполнять сложение трёхзначных чисел столбиком, только уже с двумя переходами через разряд.
Учитель. Что повторяли на уроке?
Дети. Мы повторяли деление с остатком и его проверку, решение задач и примеров.
Домашнее задание: с. 63, № 4.
У р о к 55. ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫВЫЧИТАНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЕВ С ДВУМЯ ПЕРЕХОДАМИ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД (с. 64)
Цели: познакомить учащихся с еще одним новым приемом вычитания; закреплять изученные устные и письменные приемы вычислений, повторять решение задач и уравнений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Для устной работы на уроке взять задание № 3 и ребусы (на полях учебника), а также заполнить таблицу, где повторяется взаимосвязь между компонентами деления.
|
а | ||||||||
с | ||||||||
а: с |
Задание «Ребусы»
№ 3. Узнайте, на сколько единиц и во сколько раз одно из этих чисел больше другого:
51 и 17 95 и 19 72 и 4 60 и 15.
2. Для подготовки к рассмотрению нового случая полезно повторить десятичный состав чисел:
4 с. 5 д. – это 45 д.,
6 с. 2 д. – это 62 д.,
а также табличное вычитание с переходом через десяток (можно предложить в форме игр «Лесенка», «Молчанка»).
18–9 | |||||||||
14–6 | 13–6 | ||||||||
16–7 | 15–9 | ||||||||
13–8 | 12–7 | ||||||||
17–9 | 14–5 |