652 + 265 683 – 134
363 + 498 712 – 243
548 + 152 622 – 355
У р о к 59. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Цель: закрепить пройденный материал.
На этом уроке учитель вместе с детьми анализирует результаты прошедшей контрольной работы, помогает выполнить учащимся работу над ошибками в тех заданиях, где они были допущены, подбирает похожие задания, чтобы отработать необходимые навыки и умения.
У р о к 60. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИЕМАМИ УСТНЫХ
ВЫЧИСЛЕНИЙ ДЛЯ СЛУЧАЕВ ВИДА 400 · 2, 600: 3 (с. 67)
Цели: познакомить учащихся с устными приемами умножения и деления в пределах 1000; закреплять знание нумерации трехзначных чисел; совершенствовать умение решать задачи; продолжить работу с треугольниками различных видов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Не вычитая, скажите, какое произведение больше.
7 · 8 · 9 9 · 8 · 6 8 · 9 · 10
2. Для закрепления знаний по нумерации трехзначных чисел можно включить такое задание – рассказать о заданном числе все, что дети знают.
Так, о числе 244 можно сказать, что оно состоит из 2 сотен, 4 десятков и 4 единиц; всего десятков в нем 24, а всего единиц 244; это число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых: 200 + 40 + 4; в ряду чисел оно стоит после числа 243 и перед числом 245; число 244 трехзначное; для записи его потребовалось три цифры, а различных цифр две (2, 4).
3. Во всех примерах, которые должны быть рассмотрены на этом уроке, действия выполняются над сотнями или десятками и, следовательно, сводятся к табличным случаям вычислений, поэтому начать следует с их повторения. С этой целью можно провести арифметический диктант или игры «Молчанка» и «Лесенка».
Арифметический диктант:
56: 8 42: 7 40: 5 18: 6 6 · 9
8 · 9 4 · 7 9 · 7 4 · 8 49: 7
Игра «Лесенка»
78: 6 | ||||||||
3 · 16 | 4 · 12 | |||||||
56: 4 | 84: 7 | |||||||
15 · 4 | 19 · 3 | |||||||
75: 3 | 42: 3 |
Затем выполнить упражнения, направленные на закрепление умения выяснять, сколько сотен или десятков в числе.
– Сколько сотен в числе 600? 700? 900? 200?
– Сколько десятков в числе 350? 270? 780? 810? 560?
III. Работа над новым материалом.
После таких подготовительных упражнений дети могут сами по учебнику (верх страницы) разобраться в новом материале. Учащиеся читают вводную статью и объясняют уже решенные примеры.
Для первичного закрепления дети подробно с комментированием решают примеры № 1 и № 2.
№ 1:
8: 2 = 4
800: 2 = 400, т. к. 8 сот.: 2 = 4 сот.
48: 8 = 16
480: 3 = 160, т. к. 48 д.: 3 = 16 д.
Аналогично разбираются другие примеры.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Задачу № 3 учащиеся решают с комментированием у доски, записывают краткое условие, а потом объясняют выбор действия.
Прошел 1/5 часть – 200 м
Всего –? м
200 · 5 = 1000 (м)
Задачу № 4 можно предложить учащимся выполнить самостоятельно после ее краткой записи:
На 1 плащ | Кол-во плащей | Всего м |
Дет. 2 м | 12 шт. | одинаковое |
Взрос. 4 м | ? шт. |
2. Для самостоятельной работы на уроке предложить задания № 5 и № 6. Ответы обязательно проверить, убедиться, насколько правильно дети разобрались с чертежом.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового вы узнали на уроке?
Дети. Мы познакомились с новыми приёмами умножения и деления в пределах 1000.
Учитель. Что повторяли?
Дети. Повторяли нумерацию трёхзначных чисел, табличное и внетабличное умножение и деление, решали задачи, определяли виды треугольников по чертежу.
Домашнее задание: с. 67, № 5.
У р о к 61. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИЕМАМИ УСТНЫХ
ВЫЧИСЛЕНИЙ ДЛЯ СЛУЧАЕВ ВИДА: 240 · 3, 203 · 4 (с. 68)
Цели: познакомить учащихся с новым приемом устного вычисления; повторить решение задач несколькими способами; закрепить умение находить значение выражения с переменной.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. В устном счете на уроке предложить расставить скобки в выражениях:
50 + 10: 5 = 12
40 – 12 · 3 = 84
44 – 44: 22 · 2 = 0
2. Заполнить таблицу:
а | ||||||||
с | ||||||||
а · с |
3. Задание № 2 из учебника тоже можно решить устно.
Уменьшите в 10 раз числа: 560, 690, 700.
Полученные числа увеличьте на 100.
4. Задание «Ребусы».
III. Работа над новым материалом.
Для подготовки к рассмотрению нового случая умножения полезно детям дать следующее задание:
– представьте числа 560, 320, 405, 608 в виде суммы разрядных слагаемых.
560 = 500 + 60 405 = 400 + 5
320 = 300 + 20 608 = 600 + 8
После этого еще надо будет вспомнить с учащимися, как можно разными способами умножить сумму на число.
Для этого решают примеры:
(20 + 3) · 4 (60 + 5) · 3 (70 + 2) · 5
После таких подготовительных упражнений дети могут сами по учебнику (верх страницы) разобраться в новом материале. Учащиеся читают вводную статью и объясняют уже решенные примеры.
Для закрепления дети решают с комментированием задание № 1.
303 · 2 = (300 + 3) · 2 = 300 · 2 + 3 · 2 = 600 + 6 = 606
Ученик. Представлю число 303 в виде суммы разрядных слагаемых 300 и 3. Потом умножу каждое из этих слагаемых на 2 и полученные результаты сложу. Получаю ответ 606.
Аналогично решаются и комментируются другие примеры.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а