Бытовой жанр, прежде считавшийся «низким», приобрёл в Голландии XVII века чрезвычайно широкую популярность. Он изображал сцены из жизни различных слоёв общества: бюргеров, крестьян, военных, врачей, учёных. В бытовом жанре работали Ян Вермеер, Питер де Хох, Герард Терборх, Ян Стен, Адриан ван Остаде.
Ян Вермеер (1632-1675)
Практически игнорируемый в свое время, в наши дни Ян Вермеер считается одним из наиболее ярких представителей «малых голландцев» и старых мастеров. Самая известная работа - «Девушка с жемчужной сережкой» - в которой взаимодействие света на различных тканях и удивительное отражение, сияющее на этой жемчужной сережке, делают ее одним из шедевров западного искусства. Вермеер использовал в своей технике камеру-обскуру, ставшую доступной в Нидерландах в середине XVII века.
Лучшие работы Вермеера включают изображения окон, и Вермеер использовал свой новый инструмент для передачи волшебной свето-тени. Неспроста его называют волшебником света («Молочница. 1658—1660»). Что еще выделяет его на фоне коллег-малых голландцев? Удивительная любовь к желто-синей палитре. Кстати, Вермеер был одним из немногих, кто позволял себе использовать один из самых дорогих и редких пигментов - синий ультрамарин.
Ян Вермеер, Молочница. 1658—1660
Ян Вермеер, Женщина, держащая весы. 1662—1663
Питер де Хох (1629–1684)
Лучшие работы де Хоха были написаны во время его проживания в Делфте. Его мастерство в продуманном пространственном построении очень явно в работе «Хозяйка и служанка» (Эрмитаж). В ней прямоугольные формы архитектурных деталей и элементов обстановки образуют абстрактный узор, в котором фигуры складываются в удивительную гармонию и равновесие. Абсолютный порядок! «Женщина с ребёнком у кладовки». Ок. 1658.
|
«Игроки в карты» (1658 г.). Очень часто де Хоха сравнивают с Вермеером (учитывая, что оба проживали в Делфте в одно время). Стиль де Хоха отличается от техники Вермеера тем, что его свет и цвета теплее, его пространственные конструкции более сложные, а его фигурам не хватает трехмерности Вермеера. Лицам немного не хватает уверенности, внутреннего стержня, характерности. Они более слабые, словно дополняют композицию, а не определяют ее. Но все это, безусловно, не умаляет мастерства де Хоха в передаче гармонии жизни через свои полотна.
Питер де Хох, Женщина с ребёнком у кладовки. Ок. 1658
Ян Стен
Гуляки
Адриан ван Остаде.
Крестьяне за выпивкой.
Герард Терборх (1617 – 1681)
Терборх специализировался на создании миниатюрных портретов в 1640-х годах, а затем создал новый тип небольшого портрета в полный рост. Он также любил жанровые сцены. Все его работы тщательно расписаны, детализированы, особое внимание уделяется качеству костюмов, фактурам атласа и шелка. Терборх был первым голландским художником, разработавшим новый вид образов - спокойные интерьеры жилищ среднего класса, в которых обычные люди заняты своими повседневными делами.
Натюрморт в голландской живописи XVII века
Натюрморт в голландской живописи XVII века был представлен множеством разновидностей: «цветочный», «фруктовый», «рыбный», «кухонный», «роскошный», «завтрак» и т. д. Его необычайная популярность объяснялась тем, что этот жанр как нельзя лучше отражал тот культ частного быта, который был присущ голландскому бюргерству. В жанре натюрморта работали такие художники, как Виллем Клас Хеда, Виллем Калф, Питер Клас.
|
Виллем Клас Хеда
«Натюрморт с ветчиной». 1656
Питер Клас 1597-1661
Питер Клас - голландский художник, добившийся успеха в изображении поразительной простоты и атмосферности. Избегая многолюдных композиций и насыщенного маньеризма, он сосредоточился на монохромной теме (например, изображении простой трапезы, накрытой в углу стола). Натюрморты Класа - это большое разнообразие еды и напитков, курительных принадлежностей и музыкальных инструментов. Игра света на элементах натюрморта - бокал вина, нож, металлическая тарелка с рыбой или хлебом, ваза с ягодами - создает поразительный эффект при простых элементах и мягкой палитре. После 1640 года работы Питера Класа стали более декоративными и включали в себя роскошные натюрморты. Его сын, Николас Берхем, был известным пейзажистом. Инновационные композиции Класа и его уникальная способность объединять один и тот же набор предметов во множество оригинальных и убедительных аранжировок оказали влияние на художников и за пределами Голландии.