Тема 14. Практическое занятие № 17. Лексический анализ текста.




Задания для домашней самостоятельной работы студентов:

1. Охарактеризовать лексические элементы текста по всем основным классификациям.

2. Подобрать и охарактеризовать синонимы и антонимы к одному из слов текста.

3. Подобрать и охарактеризовать омоним или омонимичное употребление к одному из слов текста.

4. Охарактеризовать любое лексическое значение слова по полной схеме.

Сонаты в шторм

На Ваших эффектных нервах звучали всю ночь сонаты,

А Вы возлежали на башне на ландышевом ковре…

Трещала, палила буря, и якорные канаты,

Как будто титаны-струи, озвучили весь корвет.

Но разве Вам было дело, что где-то рыдают и стонут,

Что бешеный гром грохочет, бросая на скалы фрегат.

Вы пили вино мятежно, Вы брали монбланную ноту!

Сверкали агаты брошек, но ярче был взоров агат!

Трещала. Палила буря. Стонала дворцовая пристань.

Кричали и гибли люди. Корабль набегал на корабль.

А, Вы, семеня гранаты, смеясь, целовали артиста…

Он сел за рояль, как гений, - окончил игру, как раб.

(И. Северянин)

Практическое занятие № 18. Итоговая контрольная работа по лексическому анализу текста.

Задание для студентов: выполните полный лексический анализ текста (тексты предлагает преподаватель (раздаточный материал)).

VII. Учебно-методическое обеспечение

Список литературы, предлагаемой для обсуждения,

аннотирования и реферирования:

1. Аврух Д.Д. Язык должен быть прост и изящен (синонимы у А.П. Чехова) // Русская речь. 2004.

2. Арапова Н.С. Из истории заимствованных слов // Русский язык в школе. 2001. № 3.

3. Варатьян Э.В. Путешествие в слово: книга для учащихся старших классов. М., 1987.

4. Виноградов В.В. (о нём): Русский язык: энциклопедия. М., 1979; Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984, С. 327-328; Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998, С. 84-85; Русская речь. 1989. № 4, 5, 6; 1995. № 1.

5. Виноградов В.В. Основные типы лексического значения слова // Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977.

6. Вольская Н.Н. О славянизмах в поэтическом языке М.И. Цветаевой // Русский язык в школе. 2002. № 4.

7. Гвоздарёв Ю.А. Рассказы о фразеологии: книга для учащихся. М., 1988.

8. Головина Э.Д. Виснет ли брань на воротах? (Как мы коверкаем фразеологизмы) // Русский язык в школе. 2003. № 5.

9. Головина Э.Д. Ту-ту-ту и на-на-на (О языке современных популярных песен) // Русская речь. 2005. № 4.

10. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка (Лексика. Фонетика). М., 1986.

11. Емельянова О.Н. О «пассивном» словарном запасе языка и устаревшей лексике // Русская речь. 2004. № 1.

12. Емельянова О.Н. Стилистические пометы в толковых словарях // Русская речь. 2002. № 5.

13. Заварзина Г.А. Неологизмы в политической сфере // Русская речь. 2004. № 6.

14. Зинин С.И. В.И. Даль (к 200-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. 2001. № 5.

15. Изюмская С.С. В.Г. Белинский об иноязычной лексике // Русская речь. 2002. № 6.

16. Калашникова Н.М. «Человек создан для счастья…» (Вставные афоризмы в прозе В. Токаревой) // Русская речь. 1990. № 1.

17. Козьякова А.Б. Фразеология молодёжного жаргона // Русская речь. 2003. № 6.

18. Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова…». СПб, 1999.

19. Копорский С.А. О культуре языка и культуре речи молодёжи // Русская речь. 1990. № 1.

20. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб, 1999.

21. Крапоткина Т.Г. О семантической и структурной трансформации фразеологизмов // Русский язык в школе. 2001. № 2.

22. Красных В.И. О лексических паронимах в современном русском языке // Русский язык в школе. 2001. № 5.

23. Крысин Л.Г. Социально-стилистический анализ лексики в работах В.В. Виноградова // Русский язык в школе. 2005. № 3.

24. Кудрявцева Л.А. Технические термины в общелитературном языке // Русская речь. 1990. № 2.

25. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1982.

26. Куркина Л.В. Макс Фасмер и его этимологический словарь // Русская речь. 1990. № 2.

27. Максимов В.И. Фразеологизмы и сопредельные с ними конструкции // Русская речь. 2003. № 4.

28. Михайловская Н.Г. К проблеме межстилевой омонимии («люди» и «животные» в литературном языке и арго // Русская речь. 2002. № 4.

29. Мурашев А.А. «Муси-пуси» как речевой код современной эстрады // Русский язык в школе. 2005. № 3.

30. Ожегов С.И. (о нём) // Русская речь. 1990. № 4.

31. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: книга для учащихся. М., 1973 и послед. издания.

32. Подольская Н.В. Дар русскому языку (о словаре С.И. Ожегова) // Русская речь. 1992. № 1.

33. Потиха З.А. Лингвистические словари и работа с ними в школе: пособие для учителя. М., 1987.

34. Савенкова Л.Б. Орать – не на дуде играть (Почему устаревают пословицы) // Русская речь. 2004. № 5.

35. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов: книга для внеклассного чтения учащихся V-VI классов. М., 1984.

36. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники: книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов средней школы. М., 1987.

37. Смолицкий В.П. Б. Пастернак – собиратель народных речений // Русская речь. 1990. № 1.

38. Соболевский А.И. Заслуги И.И. Срезневского // Русский язык в школе. 2002. № 3.

39. Солженицын А.И. Русский словарь языкового расширения // Русская речь. 1990. № 3.

40. И.И. Срезневский (о нём): Русская речь. 1987. № 1; Русская речь. 2002. № 3; Русский язык: энциклопедия. М., 1979.

41. Уфимцева А.А. Лексическое значение. М., 1986.

42. Чудинов А.П. Новые русские метафоры // Русская речь. 2003. № 1, 2.

43. Чуковский К.И. Живой как жизнь: соч.: в 2 т. М., 1990.

44. Шустов А.Н. Горячий снег, злое добро и другие «нелепицы» // Русская речь. 2003. № 6.

45. Шустов А.Н. Из истории недавних неологизмов // Русская речь. 2003. № 4.

 

Основная литература:

1. Практический курс современного русского языка: сборник упражнений: учебное пособие / под ред. П.А. Леканта. М., 2002.

2. Русский язык: энциклопедия / под ред. Ф.П. Филина. М.: Сов. энциклопедия, 1979.

3. Русский язык / под ред. Л.Л. Касаткина. М.: Академия, 2001.

4. Сборник упражнений по русскому языку / под ред. Л.Л. Касаткина, Е.Н. Ширяева. М., 1994.

5. Современный русский язык / под общ. ред. Л.А. Новикова. СПб.: Лань, 1999.

6. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2 частях. Ч. 1. / под ред. Е.И. Дибровой. М.: Академия, 2001.

7. Шанский Н.М. Современный русский язык. В 3 частях. Ч. 1. / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. М.: Просвещение, 1981 и последующие издания.

8. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая русская энциклопедия, 1998.

9. Сборник упражнений по русскому языку. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Л. Гордиевская, М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин и др. М.: Академия, 2005.

Дополнительная литература:

1. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. М., 1977.

2. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку / Г.О. Винокур. М., 1959.

3. Современный русский литературный язык / под ред. П.А. Леканта. М., 2000.

4. Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. М., 1997.

5. Солодуб Ю.П. Структура лексического значения / Ю.П. Солодуб // Филологические науки. 1997. № 2.

6. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В.Н. Телия. М., 1996.

7. Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика / Д.Н. Шмелёв. М., 1997.

 

Методическая литература:

1. Павлюченкова Т.А. Современный русский язык. Ч. 1. Материалы для самоподготовки и учебные задания для студентов 1-2 курсов заочного и очного отделений / Т.А. Павлюченкова. 2-е изд., испр. и доп. Смоленск: СГПУ, 2002. 56 с.

2. Схемы и образцы лингвистического анализа для занятий по дисциплине «Современный русский язык». Смоленск: СГПИ, 1997. 31 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: