Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность на уроках технологии рассматривается как средство общего развития: становление социально-значимых качеств личности, а также формирование специальных технологических и универсальных учебных действий. Предметная область «Технология» решает конкретные задачи, сформулированные на основе личностных, метапредметных и предметных требований. Решение данных задач возможно при грамотном планировании и осуществлении различных организационных форм обучения.
Под организационной формой обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельностью школьников, а также структуру построения учебных занятий.
Другими словами, форма обучения — это определенное организационное оформление учебного процесса.
Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, характерными особенностями содержания отдельных разделов учебной программы курса «Технология», материально-техническим обеспечением школьных мастерских. Успех учебно-воспитательного процесса зависит не только от использованных методов обучения, но и от организационных форм учебной работы.
Основной формой организации учебной работы в школе является урок. Под уроком понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками.
Принципиальным отличием современного подхода к уроку является его ориентация на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности, в частности: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
|
Многообразие современных форм организации обучения может быть классифицировано по различным основаниям:
по количеству учащихся, участвующих в процессе обучения, выделяют индивидуальные, групповые, парные;
по месту организации обучения – аудиторные (школьные) и внеаудиторные (внешкольные);
по продолжительности проведения обучения в той или иной организационной форме – классные и внеклассные (классический урок – 45 мин, спаренное занятие – 90 мин., укороченное спаренное занятие – 70-80 мин, уроки «без звонка» произвольной продолжительности).
В.И. Андреев в основу такой классификации кладет структурное взаимодействие компонентов обучения по его доминирующей цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Несколько иную классификацию форм организации обучения по данному основанию дает Т.И. Шамова:
· освоение новых знаний – школьная учебная, проблемная лекция, экскурсия, лабораторная работа, учебный трудовой практикум;
· закрепление знаний, формирование навыков и умений – практикум, лабораторная работа, семинар, консультация;
|
· выработка умений – семинары, диспуты, дискуссии, ролевые и учебно-деловые игры;
· обобщение единичных знаний и их систематизация– конференции, уроки-обобщения, семинары;
· определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками – урок контроля и коррекции знаний, коллоквиум, семинар-зачет, общественный смотр знаний.
В.А. Онищук подразделяет формы организации обучения по дидактическим целям на теоретические, практические, трудовые, комбинированные.
Наиболее традиционной в дидактике является классификация форм организации обучения по характеру управления учебно-познавательной деятельностью учащихся: фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М.Чередов).
При групповых формах организации обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Главными признаками такой формы организации обучения являются следующие:
· класс делится на группы для решения конкретных учебных задач (3-6 чел.);
· каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
· задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
· состав группы непостоянен, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
В зависимости от содержания темы и условий организации обучения графики могут иметь различную форму, однако целесообразно придерживаться следующих т р е б о в а н и й:
|
• класс разбивается на звенья с равным числом учащихся;
• длительность периода перемещения определяется программой;
• общий период, на который составляется график, равен произведению количества звеньев на длительность одного периода перемещения;
• график должен составляться так, чтобы каждый учащийся освоил учебный материал в соответствии со школьной программой;
• в графиках перемещения по возможности должно учитываться постепенное повышение сложности выполняемых учащимися работ;
• на определенном рабочем месте или виде оборудования в одно и то же время графиком должна быть предусмотрена работа только одной ученической бригады (или одного учащегося).
При всем многообразии вариантов составления графиков перемещения в принципе их можно свести к двум основным типам:
а) графики, предусматривающие перемещение всех учащихся класса (может быть, в течение всего учебного года);
б) графики, предусматривающие перемещение только части учащихся (например, при пропуске занятий в связи с заболеванием).
Учителю всегда непросто контролировать учебный процесс, когда часть класса трудится над одним заданием, а другие учащиеся проходят обучение по скользящему графику. В этих ситуациях методически оправданно и целесообразно применение письменных инструкций, которые подготавливаются для каждого звена, содержат достаточно подробные указания и предусматривают обязательный самоконтроль. Допускается использование инструкторов из числа особо успевающих учеников. Опыт показывает: взаимообмен знаниями приносит хорошие результаты.
При подготовке к занятиям, вне зависимости от их организационной формы, учителю необходимо уметь четко определять цели и задачи как всего раздела учебной программы, так и отдельного занятия.
Под целью в учебном процессе подразумевают конкретную учебно- воспитательную задачу, требующую решения совместно с учащимися.
Чтобы четко определить цель, нужно уметь представить себе конечный результат, уяснить, какими знаниями, умениями и навыками должны обогатиться ученики после урока, какие качества личности при этом формируются.
Учителю на каждом уроке приходится решать, как правило, несколько учебно-воспитательных задач. В связи с этим он обязан уметь определять частные задачи данного занятия и на их основе формулировать главные цели урока.
В планах-конспектах занятий следует указывать не узкие производственные цели, а комплекс учебно-воспитательных задач, исходя из сформулированного нами принципа развития творческой личности учащегося. Среди комплекса учебно-воспитательных: дач определяют образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Образовательные задачи понимаютсякак общеинтеллектуальное развитие школьника, формирование и расширение его представлений о достижениях науки и техники, особенностях применяемых технологий и возможностях приложения общекультурных и общетехнических знаний на производстве.
Воспитательные задачи призваны формировать у школьников нравственные, личностные качества, которые могут и должны составлять стержень человеческой сущности будущего члена общества. На уроках технологии создаются особо благоприятные условия для трудового воспитания, развития умственных способностей и общей культуры. Уроки технологии позволяют развивать у школьника восприимчивость к новому, желание соучаствовать в будущем в создании небывалой техники, но одновременно дают возможность развивать экологическое мышление.
Развивающие задачи предполагают формирование у школьников профессиональных умений и навыков. Подразумевается, что атмосфера занятия, целенаправленная совместная деятельность учителя и Учеников образуют благоприятные условия для трудового мастерства, выработки у учеников сознательного отношения к труду.
Важно также, чтобы учитель технологии уяснил одну доминанту из богатого опыта отечественной системы трудовой подготовки.! Опыт показал: трудовое обучение дает большую педагогическую отдачу, если не сводится только к трудовой деятельности детей, а реализуется в виде комплекса различных направлений учебно-воспитательного процесса, объединенных общими целями.
Если цель — образовательная, она должна расширять представления о производственных процессах, современных технологиях, технике сегодняшнего дня, имеющим отношение к изучаемым разделам программы.
Если цель — воспитательная, она разумно может воздействовать на мировоззрение школьника, целенаправленно формируя экологические, экономические и другие представления и убеждения будущего члена общества.
Если цель — развивающая, она должна ориентироваться на практическую направленность трудовой подготовки, это качество в решающей степени определяет ее педагогическую ценность.
Все организационные аспекты преподавания технологии, во всем многообразии их связей влияют на процесс формирования личности. Начиная с того, насколько методически грамотно организован труд школьников, и кончая тем, насколько целенаправленно сочетается воспитание с обучением.