Формы организации трудового обучения в школе




 

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность на уроках технологии рассматривается как средство общего развития: становление социально-значимых качеств личности, а также формирование специальных технологических и универсальных учебных действий. Предметная область «Технология» решает конкретные задачи, сформулированные на основе личностных, метапредметных и предметных требований. Решение данных задач возможно при грамотном планировании и осуществлении различных организационных форм обучения.

Под организационной формой обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельностью школьников, а также структуру построения учебных занятий.

Другими словами, форма обучения — это определенное организационное оформление учебного процесса.

Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, характерными особенностями содержания отдельных разделов учебной программы курса «Технология», материально-техническим обеспечением школьных мастерских. Успех учебно-воспитательного процесса зависит не только от использованных методов обучения, но и от организационных форм учебной работы.

Основной формой организации учебной работы в школе является урок. Под уроком понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками.

Принципиальным отличием современного подхода к уроку является его ориентация на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности, в частности: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Многообразие современных форм организации обучения может быть классифицировано по различным основаниям:

по количеству учащихся, участвующих в процессе обучения, выделяют индивидуальные, групповые, парные;

по месту организации обучения – аудиторные (школьные) и внеаудиторные (внешкольные);

по продолжительности проведения обучения в той или иной организационной форме – классные и внеклассные (классический урок – 45 мин, спаренное занятие – 90 мин., укороченное спаренное занятие – 70-80 мин, уроки «без звонка» произвольной продолжительности).

В.И. Андреев в основу такой классификации кладет структурное взаимодействие компонентов обучения по его доминирующей цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Несколько иную классификацию форм организации обучения по данному основанию дает Т.И. Шамова:

· освоение новых знаний – школьная учебная, проблемная лекция, экскурсия, лабораторная работа, учебный трудовой практикум;

· закрепление знаний, формирование навыков и умений – практикум, лабораторная работа, семинар, консультация;

· выработка умений – семинары, диспуты, дискуссии, ролевые и учебно-деловые игры;

· обобщение единичных знаний и их систематизация– конференции, уроки-обобщения, семинары;
· определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками – урок контроля и коррекции знаний, коллоквиум, семинар-зачет, общественный смотр знаний.

В.А. Онищук подразделяет формы организации обучения по дидактическим целям на теоретические, практические, трудовые, комбинированные.

Наиболее традиционной в дидактике является классификация форм организации обучения по характеру управления учебно-познавательной деятельностью учащихся: фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М.Чередов).

При групповых формах организации обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Главными признаками такой формы организации обучения являются следующие:

· класс делится на группы для решения конкретных учебных задач (3-6 чел.);

· каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

· задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

· состав группы непостоянен, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

В зависимости от содер­жания темы и условий организации обучения графики могут иметь различную форму, однако целесообразно придержи­ваться следующих т р е б о в а н и й:

• класс разбивается на звенья с равным числом учащихся;

• длительность периода перемещения определяется программой;

• общий период, на который составляется график, равен про­изведению количества звеньев на длительность одного периода пе­ремещения;

• график должен составляться так, чтобы каждый учащийся ос­воил учебный материал в соответствии со школьной программой;

• в графиках перемещения по возможности должно учитывать­ся постепенное повышение сложности выполняемых учащимися работ;

• на определенном рабочем месте или виде оборудования в одно и то же время графиком должна быть предусмотрена работа только одной ученической бригады (или одного учащегося).

При всем многообразии вариантов составления графиков пере­мещения в принципе их можно свести к двум основным типам:

а) графики, предусматривающие перемещение всех учащихся класса (может быть, в течение всего учебного года);

б) графики, предусматривающие перемещение только части уча­щихся (например, при пропуске занятий в связи с заболеванием).

Учителю всегда непросто контролировать учебный процесс, ког­да часть класса трудится над одним заданием, а другие учащиеся проходят обучение по скользящему графику. В этих ситуациях ме­тодически оправданно и целесообразно применение письменных инструкций, которые подготавливаются для каждого звена, со­держат достаточно подробные указания и предусматривают обяза­тельный самоконтроль. Допускается использование инструкторов из числа особо успевающих учеников. Опыт показывает: взаимообмен знаниями приносит хорошие результаты.

При подготовке к занятиям, вне зависимости от их организа­ционной формы, учителю необходимо уметь четко определять цели и задачи как всего раздела учебной программы, так и отдельного занятия.

Под целью в учебном процессе подразумевают конкретную учебно- воспитательную задачу, требующую решения совместно с учащимися.

Чтобы четко определить цель, нужно уметь представить себе конечный результат, уяснить, какими знаниями, умениями и на­выками должны обогатиться ученики после урока, какие качества личности при этом формируются.

Учителю на каждом уроке приходится решать, как правило, несколько учебно-воспитательных задач. В связи с этим он обязан уметь определять частные задачи данного занятия и на их основе формулировать главные цели урока.

В планах-конспектах занятий следует указывать не узкие произ­водственные цели, а комплекс учебно-воспитательных задач, исходя из сформулированного нами принципа развития творческой личности учащегося. Среди комплекса учебно-воспитательных: дач определяют образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Образовательные задачи понимаютсякак общеинтеллектуальное развитие школьника, формирование и расширение его представлений о достижениях науки и техники, особенностях применяемых технологий и возможностях приложения общекультурных и общетехнических знаний на производстве.

Воспитательные задачи призваны формировать у школьников нравственные, личностные качества, которые могут и должны составлять стержень человеческой сущности будущего члена общества. На уроках технологии создаются особо благоприятные условия для трудового воспитания, развития умственных способностей и общей культуры. Уроки технологии позволяют развивать у школьника восприимчивость к новому, желание соучаствовать в будущем в создании небывалой техники, но одновременно дают возможность развивать экологическое мышление.

Развивающие задачи предполагают формирование у школьников профессиональных умений и навыков. Подразумевается, что атмо­сфера занятия, целенаправленная совместная деятельность учителя и Учеников образуют благоприятные условия для трудового мастерства, выработки у учеников сознательного отношения к труду.

Важно также, чтобы учитель технологии уяснил одну доминанту из богатого опыта отечественной системы трудовой подготовки.! Опыт показал: трудовое обучение дает большую педагогическую отдачу, если не сводится только к трудовой деятельности детей, а реализуется в виде комплекса различных направлений учебно-воспитательного процесса, объединенных общими целями.

Если цель — образовательная, она должна расширять представления о производственных процессах, современных технологиях, технике сегодняшнего дня, имеющим отношение к изучаемым раз­делам программы.

Если цель — воспитательная, она разумно может воздейство­вать на мировоззрение школьника, целенаправленно формируя эко­логические, экономические и другие представления и убеждения будущего члена общества.

Если цель — развивающая, она должна ориентироваться на прак­тическую направленность трудовой подготовки, это качество в решающей степени определяет ее педагогическую ценность.

Все организационные аспекты преподавания технологии, во всем многообразии их связей влияют на процесс формирования лично­сти. Начиная с того, насколько методически грамотно организо­ван труд школьников, и кончая тем, насколько целенаправленно сочетается воспитание с обучением.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: