Заключение
В результате использования проблемного подхода активизировалась познавательная деятельность учащихся, повысилось качество знания. Ценными результатами использования технологии проблемного обучения являются:
1)осознание детьми характера своей умственной деятельности;
2)формирование у них умений творчески мыслить, выдвигать и проверять гипотезы;
3)активное вовлечение большинства учащихся в процесс решения проблем.
Класс:
Тема урока: «Озера России» («Голубые глаза России») 9 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технология: Развития критического мышления.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Озера», физическая карта мира, атлас, маршрутные листы.
Структура урока
- Организационный момент, актуализация знаний
- Стадия Вызова
2.1. Прием ассоциация.
2.2.Прием верные - неверные утверждения.
- Стадия Осмысления.
3.1. Приём концептуальная таблица
3.2. Приём кластер
3.3. Приём сводная таблица +конкурс эрудитов
- Стадия Рефлексии
- Стадия Закрепления
- Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Ход урока.
Добрый день, ребята. Посмотрели друг на друга, на наших гостей, улыбнулись. В таком хорошем доброжелательном настроении я приветствую вас на нашем уроке. Приглашаю вас присесть на свои места.
Слайд То о чем мы будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим, заповедным, историческим, источником богатства и вдохновителем для создания прекрасной музыки, местом отдыха.
Эпиграф: Как женщина усталая, оно
Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат. А. Блок:
Стадия «Вызов»
-Как вы уже догадались, тема урока связана с водой.
- Какие типы внутренних вод вы знаете? Разнообразие внутренних вод (реки, озера, болота, подземные воды)
Прием «Ассоциация»
На слайде слова ассоциации к слову - озеро: водоём, солёное, углубление, горное, сточное.
-Как вы думаете какой тип внутренних вод мы будем изучать? (Озёра).
Тема сегодняшнего урока «Озёра России», а поэтическое название «Голубые глаза России».
Выбор лидеров групп (одеваются значки
Приём «Верные неверные утверждения»
Учитель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы что….». У вас в маршрутных листах таблица. Цифрами в первой строке указан номер вопроса. Вы читаете вопросы, под номером вопроса вы ставите знак «+» если утверждение верное, знак «-» если утверждение неверное.
1.…озеро - это вода в природном углублении.
2.…вода в озёрах всегда пресная.
3…большие по площади озёра называются морями.
4.…в озёра могут впадать и вытекать реки.
5…озёра могут быть даже в кратерах вулканов.
6.…озёра являются частью Мирового океана.
7.…возраст некоторых озёр миллионы лет.
8…вода в озере течёт также как и в реке
Учитель: Есть ли вопросы, которые вызвали у вас затруднения? Ответы учащихся
А чтобы ответить на все ваши вопросы мы переходим к изучению новой темы, в конце урока мы вернёмся с вами к данной таблице, к тексту и проверим, верны ли ваши суждения.
Учитель: В 6 классе мы уже начинали изучать тему «Озёра», что то мы уже с вами знаем.
Ребята, что называют озером? (Слайд, учащиеся выбирают определение и зачитывают, слабовидящие подходят к доске зачитывают на печатной основе определение)
Озеро-это скопление воды в природном углублении…………………..
Учитель. Что ещё мы знаем о озёрах? Ответы учащихся
А что хотели бы вы узнать?
Давайте сформулируем цель нашего урока опираясь на ваши знания и на вопросы которые отвечали.
1.Выявить виды озер.
2. Узнать причины образования озерных котловин.
3. Выяснить, какое значение играют озера для человека.
Стадия Осмысления.
Учитель: такого количества и такого разнообразия озёр, как в России, нет ни в одной стране мира. В нашей стране насчитывается более 2х миллиона озёр, и о некоторых сегодня нам расскажут наши ребята. Во время их сообщения, мы слушаем и заносим в маршрутный лист №2 таблицу названия озёр.
Приём «Концептуальная таблица»
Учитель: Давайте проверим ваши записи. Зачитывают.
(Учащиеся в маршрутных листах заполняют таблицу на основе сообщений.
Время на обсуждение – 2 минуты. После этого выбирается один выступающий от группы(пары)??????????????
Происхождение котловины (название) | Как образуются котловины | Примеры озёр |
Тектоническое | Образуются в результате тектонических движений земной коры. | Байкал, Телецкое |
Ледниковые | Котловины углублены древними ледниками. | Ладожское, Онежское, Таймы |
Вулканическое | Образуются в кратерах вулканов | Кроноцкое Курильское |
Карстовое | При растворении легкорастворимых горных пород (известняк, соль) образуются пустоты, которые и заполняются водой. | Неджели(Якутия) Чусовское |
Остаточные | Образовались на месте отступивших древних морей. | Каспийское |
Учитель: Ребята попробуйте определить, о каких озёрах идёт речь в тексте: Эти озёра нашей страны называют морями. Возраст этих озёр – миллионы лет. Одно из них – самое большое на Земле, другое – самое глубокое. Одно из них солёное и бессточное, а другое пресное и сточное. Какое из них сточное, а какое бессточное?
Приём «Кластер» Учитель: Давайте составим кластер «Озера» используя параграф учебника стр.80Каждая группа выполняет своё задание. А лидеры группу получают своё задание.
1 группа.- Как вода поступает в озеро и как расходуется в природе?
«Озера по приходу и расходу воды»(по водному режиму) |
По водному режиму также выделяют два типа озер - сточные и бессточные.
1. Сточные озера - это озера, в которые впадают и из которых вытекают реки (озера имеют сток). Эти озера находятся чаще всего в зоне избыточного увлажнения.
2. Бессточные - в которые реки впадают, но ни одна не вытекает (озера не имеют стока). Такие озера находятся преимущественно в зоне недостаточного увлажнения.
2.группа «Озера пресные и соленые». - Какая может быть вода в озере? (соленая и пресная).
Ребята, найдите закономерность, какие солёные озёра по типу стока: сточные или бессточные?
По солёности |
1. Пресные озера - соленость которых не превышает 1‰ (одной промилле).
2. Соленые - с содержанием растворенных веществ в пределах 24,7-47‰. Самое соленое озеро России - озеро Баскунчак.
3.Минеральные (47‰). Эти озера бывают содовыми, сульфатными, хлоридными. В минеральных озерах соли могут выпадать в осадок. Например, самосадочные озера Эльтон, где добывается соль.
Причины влияющие на размещение озёр |
Группа
В районах с влажным климатом преобладают проточные, полноводные и пресные озера. В сухом климате озер меньше и они менее полноводные, бессточные, иногда пересыхающие, соленые.
группа Лидеры работают с лабиринтом.. 1.определить словосочетание.
Физическая минутка.
Известный педагог Сухомлинский сказал:" Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и жаворонка в бездонном небе, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - Давайте сейчас на минуту ….. окунемся в чудесную музыку жизни, созданную природой. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на озере… (Звуки озера) Отдохнули? И снова в путь за знаниями…
Учитель: Мы познакомились с особенностями озёр, а теперь давайте подумаем: чем озеро отличается от других водных объектов: например от реки? Маршрутный лист задание №3 Закрепление тема Река и озеро
Приём «Сводная таблица»
Признаки для сравнения | Озеро | Река |
1.Вода течет по руслу | + | |
2.Вода находится в замкнутом водоеме | + | |
3.Вода течет потоком | + | |
4.Вода медленно перемещается | + | |
5.Питаются дождевыми и талыми водой | + | + |
6.Вода пресная | + | + |
7.Вода соленая | + |
С каким ещё природным объектом можно сравнить озеро? (С морем) Но море является частью океана. А озеро имеет прямую связь с Мировым океаном?(нет) Озеро находится на суше и не имеет прямой связи с Мировым океаном.
Стадия Рефлексии
Учитель: А теперь давайте вернёмся к игре «Верите ли вы, что…», которую я провела в начале урока. Давайте снова ответим на вопросы и проверим, не ошибались ли вы в своих суждениях. Во второй строке вы ставите нужный знак.и оцениваете свою работу.
Учитель: Есть ли вопросы, по которым ваше мнение изменилось?
Стадия Закрепления
«Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
-Действительно листая календарь, вот какую интересную информацию я нашла. Согласны ли вы? (на слайде).
«Озеро Байкал находится в центре Евразии. Котловина озера имеет ледниковое происхождение. Это самое большое озеро на Земле. Максимальная глубина озера 2000 метров. Воды Байкала солёные, т.к. озеро сточное. В озере обитают уникальные представители животного мира».
Ответы учащихся.
Легенда о Байкале и Ангаре (учащийся)
Учитель Давайте подумаем в чём же заключается значение озёр.
Обеспечение водой населения и отрасли хозяйства
Использование как транспортных путей
Зона отдыха
Рыболовство
НО при этом необходимо
Очищать бытовые и промышленные отходы
Соблюдать правила транспортировки грузов
Правила по ловле рыбы
Не загрязнять места отдыха
Сажать деревья по берегам
А какие озёра вы знаете в нашем крае и районе. Озеро Светлое
Чёрное в Усольском районе
Голубое в Гуахе
Чусовское в Чердынском районе
Стадия Оценивания
Учитель Теперь я попрошу вас сдать маршрутные листы, и оценить работу в группе ваших товарищей.
Вот и к концу пришел урок
Нам подводить пора итог.
В ходе знакомства с особенностями озер России можно сделать следующий вывод:
Слайд 16 -
На слайде) Россия - страна озер. Происхождение озер разнообразно. История страны и русского народа тесно связана с озерами. В настоящее время ухудшается состояние вод во многих озерах. Уже сейчас необходимо предпринимать меры по сохранению их.
Работая сегодня на уроке, вы рассуждали, отвечали на вопросы, устанавливали причинно-следственные связи, анализировали, делали выводы. Мы с вами вспомнили термины и определения, узнали много нового.
Все это нужно, для того чтобы вы могли применить полученные сегодня знания в различных жизненных ситуациях.
Домашнее задание
Раскрыть понятие –лимнология
Определить озёрные котловины «Вид сверху»
Нанести в к/карту – озёра
Прочитать параграф в 1-3.
Слайд Спасибо! Пусть мир ваш будет добрым, чистым, светлым!
Данный слайд помогает учащимся сохранить хорошее отношение к предмету.
Диаманта «Озера».- по желанию
Учитель:– это стихотворение из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному
2 -3группе работа за компьютером
- Назовите территории с наиболее высокой степенью озёрности – это северо-запад Русской равнины (Карелия), Западная Сибирь, Северо-Сибирская, Индигирская, Колымская и Лено-Вилюйская низменности.