группа Лидеры работают с лабиринтом.. 1.определить словосочетание.




Заключение

В результате использования проблемного подхода активизировалась познавательная деятельность учащихся, повысилось качество знания. Ценными результатами использования технологии проблемного обучения являются:

1)осознание детьми характера своей умственной деятельности;

2)формирование у них умений творчески мыслить, выдвигать и проверять гипотезы;

3)активное вовлечение большинства учащихся в процесс решения проблем.

 

Класс:

Тема урока: «Озера России» («Голубые глаза России») 9 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология: Развития критического мышления.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Озера», физическая карта мира, атлас, маршрутные листы.

Структура урока

  1. Организационный момент, актуализация знаний
  2. Стадия Вызова

2.1. Прием ассоциация.

2.2.Прием верные - неверные утверждения.

  1. Стадия Осмысления.

3.1. Приём концептуальная таблица

3.2. Приём кластер

3.3. Приём сводная таблица +конкурс эрудитов

  1. Стадия Рефлексии
  2. Стадия Закрепления
  3. Домашнее задание.

 

Ход урока

Организационный момент.

Ход урока.

Добрый день, ребята. Посмотрели друг на друга, на наших гостей, улыбнулись. В таком хорошем доброжелательном настроении я приветствую вас на нашем уроке. Приглашаю вас присесть на свои места.

Слайд То о чем мы будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим, заповедным, историческим, источником богатства и вдохновителем для создания прекрасной музыки, местом отдыха.

Эпиграф: Как женщина усталая, оно
Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат. А. Блок:

Стадия «Вызов»

-Как вы уже догадались, тема урока связана с водой.

- Какие типы внутренних вод вы знаете? Разнообразие внутренних вод (реки, озера, болота, подземные воды)

Прием «Ассоциация»

На слайде слова ассоциации к слову - озеро: водоём, солёное, углубление, горное, сточное.

-Как вы думаете какой тип внутренних вод мы будем изучать? (Озёра).

Тема сегодняшнего урока «Озёра России», а поэтическое название «Голубые глаза России».

Выбор лидеров групп (одеваются значки

Приём «Верные неверные утверждения»

Учитель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы что….». У вас в маршрутных листах таблица. Цифрами в первой строке указан номер вопроса. Вы читаете вопросы, под номером вопроса вы ставите знак «+» если утверждение верное, знак «-» если утверждение неверное.

1.…озеро - это вода в природном углублении.

2.…вода в озёрах всегда пресная.

3…большие по площади озёра называются морями.

4.…в озёра могут впадать и вытекать реки.

5…озёра могут быть даже в кратерах вулканов.

6.…озёра являются частью Мирового океана.

7.…возраст некоторых озёр миллионы лет.

8…вода в озере течёт также как и в реке

               
               

Учитель: Есть ли вопросы, которые вызвали у вас затруднения? Ответы учащихся

А чтобы ответить на все ваши вопросы мы переходим к изучению новой темы, в конце урока мы вернёмся с вами к данной таблице, к тексту и проверим, верны ли ваши суждения.

Учитель: В 6 классе мы уже начинали изучать тему «Озёра», что то мы уже с вами знаем.

Ребята, что называют озером? (Слайд, учащиеся выбирают определение и зачитывают, слабовидящие подходят к доске зачитывают на печатной основе определение)

Озеро-это скопление воды в природном углублении…………………..

Учитель. Что ещё мы знаем о озёрах? Ответы учащихся

А что хотели бы вы узнать?

Давайте сформулируем цель нашего урока опираясь на ваши знания и на вопросы которые отвечали.

1.Выявить виды озер.

2. Узнать причины образования озерных котловин.

3. Выяснить, какое значение играют озера для человека.

Стадия Осмысления.

Учитель: такого количества и такого разнообразия озёр, как в России, нет ни в одной стране мира. В нашей стране насчитывается более 2х миллиона озёр, и о некоторых сегодня нам расскажут наши ребята. Во время их сообщения, мы слушаем и заносим в маршрутный лист №2 таблицу названия озёр.

Приём «Концептуальная таблица»

Учитель: Давайте проверим ваши записи. Зачитывают.

(Учащиеся в маршрутных листах заполняют таблицу на основе сообщений.

Время на обсуждение – 2 минуты. После этого выбирается один выступающий от группы(пары)??????????????

Происхождение котловины (название) Как образуются котловины Примеры озёр
Тектоническое Образуются в результате тектонических движений земной коры. Байкал, Телецкое
Ледниковые Котловины углублены древними ледниками. Ладожское, Онежское, Таймы
Вулканическое Образуются в кратерах вулканов Кроноцкое Курильское
Карстовое При растворении легкорастворимых горных пород (известняк, соль) образуются пустоты, которые и заполняются водой. Неджели(Якутия) Чусовское
Остаточные Образовались на месте отступивших древних морей. Каспийское

Учитель: Ребята попробуйте определить, о каких озёрах идёт речь в тексте: Эти озёра нашей страны называют морями. Возраст этих озёр – миллионы лет. Одно из них – самое большое на Земле, другое – самое глубокое. Одно из них солёное и бессточное, а другое пресное и сточное. Какое из них сточное, а какое бессточное?

Приём «Кластер» Учитель: Давайте составим кластер «Озера» используя параграф учебника стр.80Каждая группа выполняет своё задание. А лидеры группу получают своё задание.

1 группа.- Как вода поступает в озеро и как расходуется в природе?

«Озера по приходу и расходу воды»(по водному режиму)

 


По водному режиму также выделяют два типа озер - сточные и бессточные.

1. Сточные озера - это озера, в которые впадают и из которых вытекают реки (озера имеют сток). Эти озера находятся чаще всего в зоне избыточного увлажнения.

2. Бессточные - в которые реки впадают, но ни одна не вытекает (озера не имеют стока). Такие озера находятся преимущественно в зоне недостаточного увлажнения.

2.группа «Озера пресные и соленые». - Какая может быть вода в озере? (соленая и пресная).

Ребята, найдите закономерность, какие солёные озёра по типу стока: сточные или бессточные?

По солёности

 


1. Пресные озера - соленость которых не превышает 1‰ (одной промилле).

2. Соленые - с содержанием растворенных веществ в пределах 24,7-47‰. Самое соленое озеро России - озеро Баскунчак.

3.Минеральные (47‰). Эти озера бывают содовыми, сульфатными, хлоридными. В минеральных озерах соли могут выпадать в осадок. Например, самосадочные озера Эльтон, где добывается соль.

 

Причины влияющие на размещение озёр


Группа

 


В районах с влажным климатом преобладают проточные, полноводные и пресные озера. В сухом климате озер меньше и они менее полноводные, бессточные, иногда пересыхающие, соленые.

группа Лидеры работают с лабиринтом.. 1.определить словосочетание.

Физическая минутка.

Известный педагог Сухомлинский сказал:" Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и жаворонка в бездонном небе, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - Давайте сейчас на минуту ….. окунемся в чудесную музыку жизни, созданную природой. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на озере… (Звуки озера) Отдохнули? И снова в путь за знаниями…

Учитель: Мы познакомились с особенностями озёр, а теперь давайте подумаем: чем озеро отличается от других водных объектов: например от реки? Маршрутный лист задание №3 Закрепление тема Река и озеро

Приём «Сводная таблица»

Признаки для сравнения Озеро Река
1.Вода течет по руслу   +
2.Вода находится в замкнутом водоеме +  
3.Вода течет потоком   +
4.Вода медленно перемещается +  
5.Питаются дождевыми и талыми водой + +
6.Вода пресная + +
7.Вода соленая +  

С каким ещё природным объектом можно сравнить озеро? (С морем) Но море является частью океана. А озеро имеет прямую связь с Мировым океаном?(нет) Озеро находится на суше и не имеет прямой связи с Мировым океаном.

Стадия Рефлексии

Учитель: А теперь давайте вернёмся к игре «Верите ли вы, что…», которую я провела в начале урока. Давайте снова ответим на вопросы и проверим, не ошибались ли вы в своих суждениях. Во второй строке вы ставите нужный знак.и оцениваете свою работу.

Учитель: Есть ли вопросы, по которым ваше мнение изменилось?

Стадия Закрепления

«Есть два разряда путешествий.

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

-Действительно листая календарь, вот какую интересную информацию я нашла. Согласны ли вы? (на слайде).

«Озеро Байкал находится в центре Евразии. Котловина озера имеет ледниковое происхождение. Это самое большое озеро на Земле. Максимальная глубина озера 2000 метров. Воды Байкала солёные, т.к. озеро сточное. В озере обитают уникальные представители животного мира».

Ответы учащихся.

Легенда о Байкале и Ангаре (учащийся)

Учитель Давайте подумаем в чём же заключается значение озёр.

Обеспечение водой населения и отрасли хозяйства

Использование как транспортных путей

Зона отдыха

Рыболовство

НО при этом необходимо

Очищать бытовые и промышленные отходы

Соблюдать правила транспортировки грузов

Правила по ловле рыбы

Не загрязнять места отдыха

Сажать деревья по берегам

 

А какие озёра вы знаете в нашем крае и районе. Озеро Светлое

Чёрное в Усольском районе

Голубое в Гуахе

Чусовское в Чердынском районе

Стадия Оценивания

Учитель Теперь я попрошу вас сдать маршрутные листы, и оценить работу в группе ваших товарищей.

Вот и к концу пришел урок
Нам подводить пора итог.

В ходе знакомства с особенностями озер России можно сделать следующий вывод:

Слайд 16 -

На слайде) Россия - страна озер. Происхождение озер разнообразно. История страны и русского народа тесно связана с озерами. В настоящее время ухудшается состояние вод во многих озерах. Уже сейчас необходимо предпринимать меры по сохранению их.

Работая сегодня на уроке, вы рассуждали, отвечали на вопросы, устанавливали причинно-следственные связи, анализировали, делали выводы. Мы с вами вспомнили термины и определения, узнали много нового.

Все это нужно, для того чтобы вы могли применить полученные сегодня знания в различных жизненных ситуациях.

Домашнее задание

Раскрыть понятие –лимнология

Определить озёрные котловины «Вид сверху»

Нанести в к/карту – озёра

Прочитать параграф в 1-3.

Слайд Спасибо! Пусть мир ваш будет добрым, чистым, светлым!

Данный слайд помогает учащимся сохранить хорошее отношение к предмету.

Диаманта «Озера».- по желанию

Учитель:– это стихотворение из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному

 

2 -3группе работа за компьютером

- Назовите территории с наиболее высокой степенью озёрности – это северо-запад Русской равнины (Карелия), Западная Сибирь, Северо-Сибирская, Индигирская, Колымская и Лено-Вилюйская низменности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: