Отражение социальных представлений в художественной литературе (Майн Рид)




Вопрос о фронтирных территориях Америки нашёл отражение во многих сферах искусства. Этот необыкновенный регион синтезировал в себе культуру и традиции европейского, индейского и африканских народов. Всё это многообразие основало огромные «просторы» для деятелей искусства. Во многом, получившаяся «культурная смесь» нашла отражение в художественной литературе XIX в. В этом докладе мы рассмотрим творчество писателя, известного своими романами о Диком Западе, Майн Рида.

Цель данного доклада – рассмотреть, каким представляется читателю мир Дикого Запада в романах Майн Рида

Задачи:

- определить основные черты фронтирной территории в произведениях Майн Рида

- выделить основные черты главного героя – заблудшей души

- охарактеризовать взаимоотношения этнических групп (европейцев, индейцев, негров), описанных в романах

За основу доклада мы взяли три произведения данного автора: «Оцеола, вождь семинолов» и «Всадник без головы»

Томас Майн Рид (4 апреля 1818, Баллирони, Великобритания — 22 октября 1883, Лондон) – писатель шотландского происхождения. Автор романов приключенческого жанра о Диком Западе. Часто его произведениям дают характеристику авантюрно-приключенческий роман.

Он родился в деревне Баллирони (Северная Ирландия) в семье пресвитерианского пастора, Томаса Майна Рида и дочери священника. И отец, и мать писателя по происхождению были шотландцами.

Рид получил образование в Белфасте. В сентябре 1834 года мальчик поступил в Королевский академический институт Белфаста. Там он проучился четыре года, но так и не нашёл в себе сил завершить образование.[7] Не окончив школы, в декабре 1839 года Майн сел на корабль в Дамфрисе, а двумя месяцами позже причалил в Новом Орлеане, штат Луизиана. Работал торговым агентом, актёром, учителем, с 1842 года — журналистом и, возможно, разносчиком газет. Много путешествовал по Южным Штатам и Мексике. Поездка в Америку была продиктована исключительно любопытством юного писателя. Хотя он учился на отлично и любил языкознание, спортивные предметы, риторику, но его неуемная фантазия звала его на поиски новых знаний и открытий.

Именно посещение Америки сыграло огромную роль в жизни будущего писателя. Он был поражён жизнью этого необычного региона: его укладом жизни, бытом, этническим многообразием. Всё это было отражено в его произведениях.

«Оцеола, вождь семинолов»

Первое произведение, которое было взято мной на рассмотрение, стало «Оциола, вождь семинолов». Книга была издана в 1858 году. Это известный историко-приключенческий роман, рассказывающий о борьбе индейского племени семинолов против американских колонизаторов. Майн Рид изобразил мужественное сопротивление семинолов, сумел глубоко прочувствовать трагедию индейских народов Америки.

Действие происходит во Флориде в начале 1830-х гг., перед началом и во время так называемой второй семинольской войны. Главный герой Джордж Рэндольф — сын обедневшего плантатора, переселившегося из Виргинии во Флориду. В его жилах есть примесь индейской крови, что считается в Америке предметом гордости.

В центре романа – любовь главного героя, и сестры его товарища, Миюми. Параллельно этому, в книге идет повествование о семинольской войне, где главный герой занимает сторону молодого вождя индейского племени Оциолы.

Важными для моего доклада моментами являются взаимоотношения героев. Здесь прослеживаются несколько сюжетных линий:

- линия помещиков-плантаторов, семьи Рэндольф, Пауэлл, Ринггольд. Каждая из этих семей стареется сохранить своё поместье любыми способами, а что касается Ринггольдов, они старались свои земли приумножить. И главным инструментом тут считается долговые обязательства и брак. В романе показывается, как Ринггольфы обманом, обманом, с помощью долговых обязательств, отбирают поместье и плантации у семьи Пауэлл. Так же отец семейства Пауэлл, связанный долговыми обязательствами, решается отдать свою дочь Миюми в жёны Ринггольду-младшему.

- линия рабов. В самом начале повествования мы знакомимся с рабами Жёлтым Джеком и Чёрным Джеком, мулат и негр, Мулат описывается как существо мрачное, злобное, жестокое и мстительное — качества, которые главный герой, считает психологической особенностью мулатов: «Мулаты гордятся своей жёлтой кожей и ставят себя „выше“ негров как в умственном, так и в физическом отношении, а потому более остро ощущают своё униженное положение». О неграх автор говорит так: «Они редко бывают бесчувственными дикарями <…>, везде им приходится страдать, но в их душах нет мстительности и жестокости». В романе Жёлтый Джек(мулат), представляется нам жестоким человеком, действующим из собственной выгоды. Но главным его стимулом выступает месть. Ему хочется отомстить Черному Джеку и семье Рэндольф за то, что те помешали ему добиться его возлюбленной Виоллы и пытались привлечь его к физическому наказанию. В противовес ему ставится Черный Джек- преданный семье Рэндольф раб, влюбленный в Виоллу. Он обладает такими качествами как смелость, ответственность и преданность. Но по сравнению с Желтым Джеком, он абсолютно решён свободы. Он даже не имеет право быть с Виоллой без согласия своего хозяина.

-линия семинолов. Среди индейских вождей нет единства по вопросу переселения: некоторые готовы согласиться на условия белых, другие предпочитают сразиться с войсками. Среди них вождь Оциола, который оказывается пропавшим братом Миюми Пауэлл, европеец. В этом случае сам человек выступает фронтирным объектом. Он сочетает в себе культуру европейского народа, против которого он воюет, и индейского, с которым по крови он не имеет ничего общего. Он призирает алчных помещиков-плантаторов, которые переживают лишь за собственные владения и искренне сочувствует индейскому племени. Судьба юного вождя очень печальна. В конце романа, он добровольно сдаётся властям и через какое-то время погибает от полученных в бою ран.

Таким образом, автор представляет нам мир Дикого Запада, в центре которого восстание семинолов. И в этом случае, автор и его герой встают на сторону индейцев, землю которых отобрали, а их порабощают. И соединяющим эти два противоборствующих лагеря является вождь Оциола, который относится и к тому и другому лагерю.

«Всадник без головы»

Следующим произведением, которое я выбрала для рассмотрения, стало «Всадник без головы». Роман был написан в 1865 году. Действие романа происходит в пятидесятых годах XIX века в приграничных районах штата Техас. Плантатор Вудли Пойндекстер со своей семьёй, состоящей из сына, дочери и племянника, переезжает из штата Луизиана в свой новый дом, Каса-дель-Корво. В начале романа перед нами предстает сцена, где семья разорившегося плантатора Вудли Пойндекстера, вместе со своими родными, сыном Генри, дочерью Луизой и племянником, отставным капитаном Кассием Колхауном, приезжают в Техас. Они теряют колесо, и им на помощь приходит Морис Джеральд, охотник за дикими лошадьми.

Стоит более подробно остановиться на образе Мориса Джеральда. Его короткое имя Морис-мустангер. Основным его занятием является охота на диких лошадей и организация такой охоты богатым плантаторам. Пример такой охоты приводится в произведении. В ходе такого «пикника», лошадь главной героини, Луизы, уносит ее в прерию. На помощь ей приходит Морис. Очень важный для нас момент представления жилища мустангера героине. Он удивлена тому, что в хижине есть книги и чертежи, т.к. это совершенно не вяжется с образом Мориса.

Именно Морис Джеральд выступает здесь в виде человека-фронтира. В последствие раскручивания сюжета, Джеральд оказывается богатым наследником из Ирландии. И тут, как и в первом романе, нам представляется человек, в котором сочетается мир индейца и мир европейца. Он живет по индейским традициям (в романе упоминается обряд примирения, который заключается в обмене накидками), но при этом не забывает свои корни (читает европейские книги). Таким образом, мы получаем культурный синтез, сосредоточенный в одном человеке.

Как и в прошлом романе, центральная сюжетная линия – любовная история Мориса Джеральда и Луизы Пойндекстер. И так же, помещики-плонтаторы, или, если быть более точными, конкретно европейцы, предстают нам не в лучшем свете. Антиподом Мориса здесь выступает Кассий Колхаун. Им так же движет алчность. Он пытается присвоить себе поместье Каса-дель-Корво. И инструментом здесь тоже выступает брак. Кассий пытается жениться Луизе, выставив не в лучшем свете Мориса. Именно из-за корыстных планов этого героя и появляется история с всадником без головы, которым был брат Луизы, Генри.

Ещё одна сюжетная линия, которую хотелось бы рассмотреть, это взаимоотношения с индейцами. В этом романе мы не найдем конкретных представителей данной этнокультурной группы, но при этом есть упоминание, что племя команчи, которые представляли определенную угрозу плантаторам, совершая периодические набеги. Сюжета со стороны индейцев не ведется.

В данном произведении большее внимание уделяется конкретно обществу плантаторов, в котором появляется «чужой среди своих», Морис-мустангер. Сначала он смотрит на них как невинный зритель, а в последствие чуть не был осужден за преступление одного из них.

В заключение хотелось бы отметить, что Майн Рид в своих авантюрно-приключенческих романах создал уникального персонажа. Его нельзя отнести ни к одной этнической группе, которые представлены в этих произведениях. Герой выступает фронтиром, синтезом этнических культур Дикого Запада.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: