Й день Великого поста
Пятое воскресенье Великого поста (Воскресенье о Судье)
Молитва перед чтением
Премудрость Отца Иисус!
Дай мне мудрости
Мыслить, изрекать и творить добро пред Тобою ежечасно.
От злых помыслов и слов и дел спаси меня
И помилуй Твои создания и меня многогрешного
Чтение Библии
1. Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2. говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего».
4. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: «хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5. но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне».
6. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8. Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
9. Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!»
14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
|
(Св. Евангелие от Луки 18:1-14)
Разъяснения причти о Судье
Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
Тут прямо указывается цель притчи – постоянно обращаться с молитвою к Богу (/всегда молиться) и не унывать, если Бог иногда долго не исполняет молитвы. Но так как эта притча находится в связи с предшествующими изречениями Господа о втором пришествии Его то она имеет и частную цель – молиться особенно во время продолжительных бедствий и скорбей при этом пришествии Господа, и Господь в это время непременно защитит молящихся.
Судия был некий в некоем городе. Моисей предписал в своем законе (Второз. 16:18 и дал.), чтобы у евреев во всех городах были свои судьи и надзиратели, которые бы вели суд справедливый, не взирая ни на кого и ни на что, кроме правды (Исх. 20:6–9. Лев. 19:15). И во времена Христовы были такие судьи (Мат. 5:21–22). Бога не бояся и человек не стыдился. Закон требовал, чтобы судья руководствовался правдою; самые же сильные побуждения к такому образу действования, это – страх Божий и стыд пред людьми: но судья был несправедливый, не имевший ни страха Божия, ни стыда пред людьми. Почему долгое время (на долзе времени) он и не думал защитить, быть может, не раз приходившую к нему, вдову с жалобою на своего соперника (5 ст.). От соперника, – вероятно, от заимодавца.
В притче под именем судии разумеется Бог. Но так как в притчах не все уподобления, особенно же частные черты, имеют существенное отношение к тому, что изображается в них (см. 7:4) – и это особенно ясно видно из притчи о судии; – то качества взятого в притче судии должны остаться без приложения к Богу. Под именем обижаемой вдовы разумеются люди, верующие в Бога (/избранные Божии), обижаемые и своими ближними, и страдающие от разных невзгод, из которых иные, по премудрым судьбам Божиим, посылаются от Бога, и имеющие страдать от особенных бедствий во время второго пришествия Христова. Бог же не имат ли и пр. Смысл этих слов следующий: если судия неправедный, по неотступности просившей вдовы, воздвигся наконец к тому, чтобы исполнить ее просьбу – защитить ее; то не тем ли более Судия Праведнейший, Бог услышит скорее молитвы избранных Своих и защитит их среди бедствий, окажет им правосудие и милость? Избранных Своих.Таким именем названы здесь верующие в Бога и истинные ученики Христовы потому, что они избраны Богом из среды неверующих, для блаженства и жизни вечной. Так избранным народом Божиим назывался народ еврейский, как избранный из всех народов для сохранения истинной веры в Бога и приготовления к пришествию Мессии. И долго терпя о них (хотя и медлил защищать их). Бог нередко подолгу не исполняет просимого в молитве и как будто не внемлет ей, продолжает посылать на молящихся искушения и бедствия, и как будто оставляет их. Это делается Богом по Его премудрым и всеблагим целям: и чтобы усилить веру и терпение молящихся, и чтобы утвердить их в молитве и пр. Сотворит отмщение их (подаст им защиту) вскоре, – (см. далее), – вскоре, т. е. сравнительно с тем, как долго судия отказывал вдове в защите, и скорее, чем сами они будут надеяться и ожидать.
|
Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
|
Он, Христос придя вообще и в особенности при разрушении Иерусалима и конце мира, так как это разрушение служит прообразом конца мира. Обаче и пр. Эти слова значат следующее: несмотря на несомненную истину, что Бог защитит избранных Своих вскоре, найдет ли Он верных, которые имели бы такое постоянство и такую настойчивость в молитве, какая требуется? Можно скорее опасаться за то, что христиане ослабеют в своей вере, чем за то, что Бог не окажет помощи своим верным. Но в этих словах о найдет ли веру на земле не разумеется совершенное оскудение веры на земле пред вторым пришествием Спасителя: так как слово вера в Священ. Писании имеет смысл и более широкий и ограниченный – означает и вообще религию, и твердость, постоянство.
Информационное
О Шестой Заповеди