Задание выполнила студентка 4 курса группы РНО-41 Чиненкова Кристина




Задание 1: дайте описание разговорной речи.

Разговорный стиль противопоставлен книжным. Основная форма его существования — устная, но он может быть реализован и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).

1.Сфера применения: используется в ситуации непринужденной беседы, чаще в неофициальной обстановке.

2 .Задача речи: общение, обмен впечатлениями.

3.Стилевые черты: неофициальность, непринужденность, неподготовленность и эмоциональность речи, использование мимики и жеста.

4 .Языковые средства:

на фонетическом уровне:

— бóльшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [ш ас], здравствуйте [(з)дрáс’т’ь]);

— относительно свободный порядок слов, связанный с возможностью логического выделения слов интонацией;

на уровне лексики и словообразования:

— использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);

— преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных слов и терминов;

— экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);

— частое использование фразеологизмов;

— образование авторских неологизмов;

на уровне морфологии:

— наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;

— количественное преобладание глаголов над существительными;

— редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;

— несклоняемость составных и сложных числительных;

— склоняемость аббревиатур;

— употребление частиц, междометий;

— частое переносное использование морфологических средств (например, использование времен и наклонений глагола в несвойственных им в книжных стилях значениях);

на синтаксическом уровне:

— употребление односоставных и неполных предложений;

— отсутствие сложных синтаксических конструкций;

— преобладание бессоюзных предложений;

— частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;

— употребление обращений.

 

Задание 2: дайте описание официально-деловой речи.

Официально-деловой стиль — один из книжных стилей.

1.Сфера применения: в сфере деловых отношений, деловых бумагах, то есть законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др.

2.Задача речи: сообщить информацию, дать инструкцию.

3.Стилевые черты: характеризуется точностью, однозначностью, отсутствием личного начала, стандартизированностью построения текста, долженствующе-предписывающим его характером.

4. Языковые средства:

на уровне лексики:

— употребление полных наименований, точных дат;

— использование книжной лексики (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться);

— использование слов в прямых значениях;

— отсутствие экспрессивной и оценочной лексики;

— частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование, выполнение);

— наличие стандартизированных оборотов (по истечении срока, в установленном порядке, вступать в законную силу);

— ограниченные возможности синонимической замены, частые лексические повторы;

на уровне морфологии

— отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2-го лица, вместо которых используются собственные имена, собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель), а также отсутствие глаголов в форме 1 и 2-го лица; на синтаксическом уровне:

— осложнение простого предложения обособленными оборотами, однородными членами;

— четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов.

Для официально-делового стиля характерны как монологические способы организации речи, так и диалог (разговор двух лиц) или полилог (разговор нескольких лиц).

 

Задание 3: дайте описание научной речи.

Научный стиль — один из книжных стилей.

1 .Сфера применения: используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы (в официальной обстановке).

2 .Задача речи: сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации.

3. Стилевые черты: объективность, логичность, доказательность, смысловая точность, терминологичность.

4.Языковые средства:

на уровне лексики:

— насыщенность терминами данной науки;

— использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование;

— употребление слов в прямых значениях, отсутствие средств выражения образности и эмоциональности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц);

— частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому, таким образом, итак;

на уровне морфологии:

— редкое использование личных местоимений я и ты и глаголов в форме 1 и 2-го л. ед. ч.;

— специальные приемы авторизации: авторское мы, неопределенно-личные и безличные предложения (Считают, что…; Известно, что…; Представляется необходимым…),— использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;

на синтаксическом уровне:

— употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений, обозначенных его частями;

— неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;

— частые цитаты, ссылки;

— использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.

 

Задание 4: дайте описание художественной речи.

1. Сфера применения: используется в произведениях художественной литературы и относится к книжной речи.

2. Задача речи: нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя.

3. Стилевые черты: высокая образность и главенство эстетической функции языка: в художественной речи не только (и не столько) передается определенная информация об окружающем мире — художественный текст создает свой собственный, образный мир, преодолевая автоматизм восприятия текста через использование специальных выразительных средств.

4. Этими выразительными средствами являются:

— тропы — обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;

— фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;

— ритм, рифма, используемые преимущественно в поэтическом произведении.

 

Задание 5: дайте описание публицистической речи.

Публицистический стиль — один из книжных стилей.

1.Сфера применения: используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.

2.Задача речи: воздействие на массовое сознание.

3.Стилевые черты: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

4.Языковые средства:

на уровне лексики:

— широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;

— использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;

— использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;

— акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;

— частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);

на уровне морфологии и синтаксиса:

— активное использование личных местоимений 1 и 2-го лица и соответствующих форм глагола;

— неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;

— употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;

— использование обращений;

— частые лексические и синтаксические повторы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: