Задание 1: дайте описание разговорной речи.
Разговорный стиль противопоставлен книжным. Основная форма его существования — устная, но он может быть реализован и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).
1.Сфера применения: используется в ситуации непринужденной беседы, чаще в неофициальной обстановке.
2 .Задача речи: общение, обмен впечатлениями.
3.Стилевые черты: неофициальность, непринужденность, неподготовленность и эмоциональность речи, использование мимики и жеста.
4 .Языковые средства:
на фонетическом уровне:
— бóльшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [ш ас], здравствуйте [(з)дрáс’т’ь]);
— относительно свободный порядок слов, связанный с возможностью логического выделения слов интонацией;
на уровне лексики и словообразования:
— использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);
— преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных слов и терминов;
— экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);
— частое использование фразеологизмов;
— образование авторских неологизмов;
на уровне морфологии:
— наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;
— количественное преобладание глаголов над существительными;
— редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;
— несклоняемость составных и сложных числительных;
— склоняемость аббревиатур;
— употребление частиц, междометий;
|
— частое переносное использование морфологических средств (например, использование времен и наклонений глагола в несвойственных им в книжных стилях значениях);
на синтаксическом уровне:
— употребление односоставных и неполных предложений;
— отсутствие сложных синтаксических конструкций;
— преобладание бессоюзных предложений;
— частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;
— употребление обращений.
Задание 2: дайте описание официально-деловой речи.
Официально-деловой стиль — один из книжных стилей.
1.Сфера применения: в сфере деловых отношений, деловых бумагах, то есть законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др.
2.Задача речи: сообщить информацию, дать инструкцию.
3.Стилевые черты: характеризуется точностью, однозначностью, отсутствием личного начала, стандартизированностью построения текста, долженствующе-предписывающим его характером.
4. Языковые средства:
на уровне лексики:
— употребление полных наименований, точных дат;
— использование книжной лексики (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться);
— использование слов в прямых значениях;
— отсутствие экспрессивной и оценочной лексики;
— частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование, выполнение);
— наличие стандартизированных оборотов (по истечении срока, в установленном порядке, вступать в законную силу);
— ограниченные возможности синонимической замены, частые лексические повторы;
|
на уровне морфологии
— отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2-го лица, вместо которых используются собственные имена, собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель), а также отсутствие глаголов в форме 1 и 2-го лица; на синтаксическом уровне:
— осложнение простого предложения обособленными оборотами, однородными членами;
— четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов.
Для официально-делового стиля характерны как монологические способы организации речи, так и диалог (разговор двух лиц) или полилог (разговор нескольких лиц).
Задание 3: дайте описание научной речи.
Научный стиль — один из книжных стилей.
1 .Сфера применения: используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы (в официальной обстановке).
2 .Задача речи: сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации.
3. Стилевые черты: объективность, логичность, доказательность, смысловая точность, терминологичность.
4.Языковые средства:
на уровне лексики:
— насыщенность терминами данной науки;
— использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование;
— употребление слов в прямых значениях, отсутствие средств выражения образности и эмоциональности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц);
— частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому, таким образом, итак;
|
на уровне морфологии:
— редкое использование личных местоимений я и ты и глаголов в форме 1 и 2-го л. ед. ч.;
— специальные приемы авторизации: авторское мы, неопределенно-личные и безличные предложения (Считают, что…; Известно, что…; Представляется необходимым…),— использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;
на синтаксическом уровне:
— употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений, обозначенных его частями;
— неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;
— частые цитаты, ссылки;
— использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.
Задание 4: дайте описание художественной речи.
1. Сфера применения: используется в произведениях художественной литературы и относится к книжной речи.
2. Задача речи: нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя.
3. Стилевые черты: высокая образность и главенство эстетической функции языка: в художественной речи не только (и не столько) передается определенная информация об окружающем мире — художественный текст создает свой собственный, образный мир, преодолевая автоматизм восприятия текста через использование специальных выразительных средств.
4. Этими выразительными средствами являются:
— тропы — обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;
— фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;
— ритм, рифма, используемые преимущественно в поэтическом произведении.
Задание 5: дайте описание публицистической речи.
Публицистический стиль — один из книжных стилей.
1.Сфера применения: используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.
2.Задача речи: воздействие на массовое сознание.
3.Стилевые черты: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
4.Языковые средства:
на уровне лексики:
— широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;
— использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;
— использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;
— акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;
— частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);
на уровне морфологии и синтаксиса:
— активное использование личных местоимений 1 и 2-го лица и соответствующих форм глагола;
— неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;
— употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;
— использование обращений;
— частые лексические и синтаксические повторы.