Экономика и менеджмент средств массовой информации (курс лекций)




1. Редакция СМИ как предприятие.Редакция выступает как предприятие, она должна регистрироваться, подчиняясьвсем нормам хозяйственного права. Регистрация в качестве субъектахозяйствования предполагает обращение редакции в регистрирующий орган:районные, городские, областные администрации -- в них существуют приуправлениях экономики отделы регистрации, которые и принимают необходимыедокументы. Кроме того, предприятия приводят свой статус в соответствие сновым Гражданским Кодексом Беларуси. Формы предприятий. Традиционно всоветской время это были государственные предприятия, соучредителямикоторых могли быть как одна, так и несколько организаций. Например: газета"Правда" -- орган ЦК КПСС. Или газета "Звязда" -- орган ЦК КПБ. В годыперестройки права соучредителей получили трудовые коллективы редакций.(Закон о печати, СССР, 1990). Тогда же стали образовываться первые частныеи кооперативные издания, издания местных советов и общественных движений. После определенной правовой неразберихи переходного этапа,Гражданский кодекс ныне установил две формы собственности --государственную и частную. А вот формы предприятий, или формыхозяйствования могут быть разными. Если собственник один -- частное лицоили государство -- то речь идет об унитарном предприятии. Распространенаформа общества (в России -- товарищество). Есть общества с ограниченнойответственностью (несколько учредителей отвечают по обязательствам своегопредприятия в соответствии с оговоренной ограниченной долей, как правило,не больше уставного фонда). Общество с дополнительной ответственностью --? Учредители могут объединиться в кооператив (соединение паев участников сколлективным управлением). Распространена форма акционерного общества, какоткрытого, так и закрытого типа. Выпускаются ценные бумаги -- акции,которые распространяются по подписке и продаются открыто (Открытое АО) илисреди ограниченного круга будущих учредителей (Закрытое АО). Определившисьс формой предприятия, его учредители сами или с помощью юристов готовятпакет документов (Устав, заявка на регистрацию, и др.), регистрируются вналоговой инспекции, получают печать, открывают счет в банке, получаютнеобходимые лицензии и приступают к работе. Ликвидация компании происходитпо инициативе учредителей или в результате банкротства по инициативекредиторов, что происходит как правило по решению хозяйственного суда. ВБеларуси прецедентов такого банкротства СМИ еще не было, как правило,учредители сами закрывали финансово несостоятельную редакцию. Мининформациив соответствии с Законом о печати также может ликвидировать СМИ, если емувыносились предупреждения о нарушении закона о печати. Пример -- судебныйпроцесс против "Нашай Нiвы". Ликвидация "Навин", "Свабоды". Но эти случаикасаются политических оценок творческой деятельности редакций и содержаниягазет. 2. Формы медиа-объединений Концентрация и монополизация СМИ.Несколько государственных предприятий могут объединиться в производственноеобъединение. Есть также такая форма как концерн -- группа экономическисамостоятельных предприятий, в которой централизованы вопросы стратегии,технической политики. Добровольно договорившись или подчиняясь решениюсобственника, участники концерна отчисляют определенные средства нареализацию этой общей политики.Чаще всего в медиа-объединениях централизованы и являются общими и моментыполитического и идейного направления. В то же время в государственнойсистеме явно заметны оттенки, которые диктуются суъбъективной позициейредакторов и коллективов.Xолдинг, холдинговая компания -- группа предприятий, контрольные пакетыакций которых принадлежат одному учредителю. Руководство холдинга, какправило, оперирует финансовым резервом. Выстраивается стратегияскоординированного развития всех предприятий, входящих в систему холдинга.Xолдинг "Медиа-мост" (банковская группа "Мост" Владимира Гусинского,телекомпания НТВ, Издательский дом "Сегодня", "Новая газета", газета"Сегодня" и журналы "Итоги" и "Семь дней", радио "Эхо Москвы").С 1997 года "Профмедиа" -- медиа-холдинг финансово-промышленной группы"Интерросс" (Ониэксим-банк, финансовая компания "МДФ-Ренессанс", газета"Известия", "Комсомольская правда", "Антенна", "Экспресс-газета" деловойжурнал "Эксперт" издательский дом "Комсомольская правда" --массаприложений, в т.ч. минские "КП в Беларуси" и "Ва-банк", и этому холдингуподконтрольна "Белорусская газета"). В структуре этого холдинга суммарныйтираж газет и журналов достигает 10 млн. экземпляров. Всего в России уже 12медиа-холдингов. Некоторые не выдержали испытание кризисом, как медиа-холдинг банка "Менатеп" (там были газеты "Культура", "Литертурная газета","Капитал", "Москоу Таймс", журналы "Люди", "Космополитен").Медиа-объединения связаны с финансово-промышленными группами. ФПГ вырастаютза счет концентрации капитала и предприятий вокруг одного центра -- банкаили фирмы, происходит слияние финансового, торгового и промышленногокапитала, который диверсифицирует свою деятельность и ищет приложения вразных отраслях, в том числе и в СМИ. Такое приложение капиталов можетпроисходить как ради извлечения прибыли, так и в целях политического иидеологического влияния на общество и власть, создания комфортных условийдля ведения основного бизнеса, поддержания бизнес-среды. Практически те же цели преследует государство, проводя своюинформационную политику через группу подконтрольных СМИ. Решается проблемаподдержания власти и обеспечения ее поддержки в обществе. Государство вРоссии создало свой медиа-холдинг: в июле 1998 года региональныетелекомпании имущество которых было федеральной собственностью сталидочерними предприятиями холдинга, которым руководит ВГТРК, объединяющаяканалы РТР и "Культура". В Беларуси все электронные СМИ достаточно подконтрольныГостелерадиокомпании и техническим передающим службам. БТ, региональныетелестудии -- в руках государства, частные телекомпании только занятыпроизводством и продажей ему отдельных программ. Радиостанции -- перваяпрограмма радио, Радио-2, радио "Столица", местные радио и иновещание тожев госсобственности. Существует ряд коммерческих ФМ-станций, созданная приСНГ телерадиокомпания "Мир" с ФМ-радио "Мир", а также принадлежащаяГоскоммолодежи и БПСМ "Радио Стиль". Они арендуют частоты у государства. Вруках государства или местных органов власти находятся практически всеежедневные газеты кроме "Народнай воли" и "Вечернего Минска". В последнеевремя шли разговоры о создании медиа-холдинга на базе "СоветскойБелоруссии", "Народной газеты", БТ или БТ-2, Республиканского радио и однойиз FM-станций, агентств БелТА и Интерфакс-Запад. Но они остаютсяразговорами. Практически в руках белорусского государства -- все командныевысоты в СМИ и мы имеем дело с крупным государственным медиа-объединением. Иногда объединения включающие несколько печатных изданий именуютсяиздательский дом. Это та же группа компаний, завязанных на одного ведущегособственника, но в специализированной сфере. Издательский дом включаетежедневную газету и ее дочерние издания, еженедельник, один или несколькожурналов, издательство, часто имеет свои полиграфические предприятия.Пример -- Издательский дом "Коммерсант" (ежедневная газета "Коммерсант",еженедельники "Коммерсант Власть" и "Коммерсант Деньги", журналы "Домовой"и "Автопилот"). В Беларуси зарегистрирован издательский дом "Вечерний Минск". Кромеежедневной вечерней газеты и ее издания в Интернете -- журнал "Здоровье иуспех", газета "Международный клуб", издательская и рекламно-коммерческаядеятельность. Еще один редкий пример успешного частного бизнеса в прессе --частная компания "Мэджик", которая кроме типографского бизнеса вела изданиебюллетеня по ценам. Не удалось развернуть медиа-объединения на базе бизнес-изданий, хотяпредпосылки были: еженедельник "Белорусский рынок" выпускал отдельноприложения для специалистов "Де юре"(хозяйственное право), "Белорусскаяделовая газета" выходила в сопровождении еженедельной газеты "Имя", журнал"Дело" выпускает бюллетени-спутники основного издания на немецком ипольском языках. Трест достаточно редкое объединение в медиа-бизнесе. Поскольку трестозначает централизацию сбыта, а это уже связано с антимонопольнойполитикой. Газетные тресты присущи Великобритании и США. В XIX веке в СШАони монополизировали сбыт массовых газет также как нефтяной трест Морганамонополизировал сбыт керосина. Но затем были приняты антимонопольныезаконы, и тресты сменили форму. 3. «Экономика» и «менеджмент» применительно к СМИ. Рынок -- не только совокупность существующих или потенциальныхпокупателей товара или услуги, не только площадка для торга; совокупностьсоциально-экономических отношений в сфере обмена. Посредством этихотношений происходит реализация товаров. Рынок существует тогда, когда онполноценен, то есть включает рынок средств производства, рынокпотребительских товаров, рынок интеллектуальных продуктов или инноваций(открытия, изобретения, технологии, ноу-хау), финансовый рынок, рынокрабочей силы. Вообще неолиберальная традиция рассматривает рынок, по Xайеку, каксистему свободного сотрудничества и конкуренции индивидов. Макс Веберсчитал рынок механизмом самоорганизации общества. В более традиционномпонимании, скажем в классической политэкономии, в концепции марксизма, вкейнсианстве, а также в радикально либеральных концепциях (Айн Рэнд) рынокпрочно увязывается с капитализмом как способом организации производства,основанным на частной инициативе предпринимателя. По мнению марксистов,предприниматель эксплуатирует трудящихся, которые создают богатствообщества в виде прибавочной стоимости. По мнению классического либерализмаон организует и делает возможным сам факт производства этого богатства. Заэто он вправе получить плату, к тому же он противостоит попыткамгосударства подчинить себе экономику. В метафорическом плане часто говорято "рынке идей", о "политическом рынке", на котором политические деятелинабивают себе цену перед выборами. Изучением и анализом конкретных рынков, стратегией продвижения товара занимается маркетинг, организацией и управлением предприятием в системерыночного хозяйства -- менеджмент. Но есть и более общее понятие, котороеохватывает всю совокупность отношений в этой сфере. Мы говорим обэкономике, в частности, об экономике журналистики. Говорить об этомзаставляет жизнь, поскольку все чаще идеологические проблемы уступают местопроблемам экономическим. Известно, что термин "экономика" вообще (от греч. oikonomia -- умениевести дом, управлять домом), имеет два значения. Во-первых, это всенародное хозяйство страны, оно включает в себя все отрасли и все видыпроизводства и обмена. Во-вторых, это исторически определенная совокупностьпроизводственных отношений, некий уклад производства. С точки зрениямарксизма этот уклад выступает как экономический базис общества. С точкизрения либерализма он определяется моральными нормами и идеямигосподствующими в обществе и становится результатом развития общественнойморали, продуктом своеобразного общественного договора. Но все согласны, что экономика -- "это важнейшая область общественныхотношений по поводу производства, распределения, обмена и потреблениярезультатов человеческой деятельности, а также эффективного использованияимеющихся ресурсов" (Политэкономический словарь под ред О.Ожерельева,А.Улюкаева, И.Фаминского, М.,1990, с. 570). В изложении современных зарубежных экономистов, экономика -- этонаука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношения междуего целями и ограниченными средствами, причем допускается альтернатива виспользовании этих средств. (Р.Коуз.) Или --это исследование поведениялюдей в процессе производства, распределения и потребления материальныхблаг и услуг в мире ограниченных ресурсов (Кемпбелл Р.Макконнел, СтенлиЛ.Брю.Экономикс.) Обычно говорят об экономической системе как о системе взаимосвязанныхпринципов, форм, методов, организационно-правовых институтов веденияхозяйства. В основе плановой государственной экономики лежит административно-командный механизм координации экономической деятельности. Рыночнаяэкономика -- это экономическая система, основанная на рыночном механизмекоординации экономической деятельности. В рыночной системе товарно-денежныеотношения широко развиты и носят всеобщий характер, преобладает частнаясобственность, согласование между производством и потреблением происходитчерез механизм ценообразования, свободная динамика цен зависит отсоотношения спроса и предложения, существуют условия для конкуренции междутоваропоизводителями, действуют противозатратный механизм и механизмсанации (оздоровления, в том числе через банкротство предприятий). Важно,что государство в этой системе не отвечает по долгами предприятий, аденежно-кредитная политика независима от правительства и стемится кподдержанию финансовой стабильности в экономике. В административно-командной системе все наоборот и директиваглавенствует над экономической целесообразностью. Все экономические функциии управление процессом стремятся к максимальной централизации, а сфератоварно-денежных отношений сужается и подменяется административнымраспределением. При этом главенствует государственная собственность иногдалицемерно называемая общественной (как в СССР). Довольно распространены экономические системы переходного исмешанного типа, которые сочетают разные экономические уклады, гдекоммерциализация и рынок причудливо переплетаются с административнымиусилиями государства. В ряде случаев это именно переходная экономика --страны СНГ и Центральной Европы, Монголия, в какой-то мере Китай и Вьетнам.Иногда это многоукладная экономика развивающихся стран Азии и Африки, гдекапитализм и социалистические элементы соседствуют с феодальным, а то и спервобытнообщинным укладом. Наконец для большинства стран Европы типичносоциальное рыночное хозяйство (по Людвигу Эрхарду), где главенство рыночныхпринципов дополняется мощной социальной ролью государства в сфересоциальной защиты и распределения. Особенно это характерно для таких странкак Германия, Франция, Швеция, Дания, Австрия.Примером чисто рыночных экономических систем могут служить США, Япония,Тайвань, Гонконг, страны Юго-Восточной Азии. В странах Латинской Америки сформировался особый тип олигархическогокапитализма (велика роль буржуазной и военной олигархии, которая срастаетсяс государственной бюрократией, велико имущественное расслоение в обществе).По мнению ряда экономистов, такой капитализм формируется сейчас в России,на Украине, в странах Закавказья и Средней Азии. В научном плане различают макроэкономику -- науку об экономике какедином целом и микроэкономику -- науку об отдельных рынках и экономическихаспектах, которая исследует деятельность отрасли, фирмы, такие частныенаправления как ценообразование или товарные услуги, или структура затрат,или налоговый режим в отношении данной отрасли, или бизнес-среда, то естьусловия для функционирования рынка.Если говорить о рынке масс-медиа, как о рынке, на котором реализуетсяспецифический товар -- информация, продукция средства массовой информации,будь то печатные издания или теле и радио передачи, то следует сказать обусловиях, о бизнес-среде для этого рынка. Несомненно в чисто плановойсоветской экономике, где все СМИ были в руках государства, а подписка ираспространение подчинялись скорее административному распределению, рынкакак такового не было. В постсоветской ситуации в странах СНГ и Восточной Европы существуютгде более, а где и менее благоприятные условия для становления рынка масс-медиа. Они зависят от политического режима в стране, от удельного весагосударства в экономики, от степени либерализации экономики в целом, отуровня коммерциализации предприятий. Немаловажно, какие условия созданы дляразвития частной собственности и для приватизации, каково состояниенациональной валюты, есть ли желающие инвестировать деньги в СМИ, или этоостается монополией государства, какое налогообложение СМИ. Наконец,большую роль играет менталитет населения, его отношение к рыночнойэкономике, наличие образованных кадров, готовых работать в условиях рынка. Если мы рассмотрим с этой точки зрения Беларусь, то мы увидим, что вполитическом плане у нашего государства есть проблемы в отношениях сразвитыми странами Запада. Мы увидим, что основные печатные СМИ находятся вруках государства, а телевидение и радио -- полностью национализированные.При этом приватизация СМИ и полиграфических предприятий запрещена.Государство сохраняет высокий удельный вес в экономике, хотя и пытаетсястабилизировать и либерализовать финансовый рынок. Уровень коммерциализациипредприятий низок, а уровень административного вмешательства велик как намакро- так и на микроуровне. Налогообложение более жесткое, чем в России,где СМИ имеют льготы по налогу на прибыль и по НДС. У нас льготы имеюттолько государственные белорусско-язычные издания, и только гос. изданияполучают дотации из бюджета. В общем, придерживаясь терминологии международных рыночных агентств,бизнес-среду для рынка масс-медиа в Беларуси можно было бы определить какумеренно плохую. Бывает хуже. Но у многих соседей -- в России, Польше,странах Балтии этот рынок фактически уже сформирован. У нас же есть лишьего ростки, не всегда пробившиеся через нормативные решеткигосударственного регулирования. Однако парадокс в том, что и гос.изданиявынуждены коммерциализироваться и в большой мере воспринять рыночныеправила. Xотя страховочная подкладка для них в виде дотаций и другойгосподдержки остается. Любую редакцию или телерадиокомпанию можно рассматривать во-первых,как субъект социальной системы СМИ. И согласно Закону о печати и других СМИона подлежит государственной регистрации именно в этом качестве. Печатныепериодические издания регистрируются в Госкомпечати, издательства тамполучают лицензии на издательскую деятельность. Телерадиокомпаниирегистрируются в госорганах и получают лицензии на вещание в Гостелерадио ичастотные каналы в Министерства связи. Но с другой стороны, редакцию можно рассматривать как коммерческоепредприятие. Это самостоятельный, с правами юридического лица, со своимсчетом в банке субъект хозяйствования, действующий в условияхсамофинансирования и стремящийся получить прибыль, реализуя товар. Товарспецифический, необычный -- интеллектуальный, если хотите идеологический.Он стал продуктом творчества журналистов и воплощен на конкретных носителях-- средствах массовой коммуникации. На печатном листе газеты или журнала, впередаваемых в эфир радио и теле передачах, в электронной версии СМИ,которые размещаются в Интернет, наконец.Значит, как и любое коммерческое предприятие редакция встроена в рыночнуюэкономическую систему.Исходя из этого петербургский исследователь Валентин Ворошилов в своемсвеженьком учебнике дает такое определение: "современная экономикажурналистики -- это совокупность общественных отношений в областипроизводства, распределения, обмена и потребления результатов журналистскойдеятельности на основе рыночного механизма хозяйствования". А рынокпредполагает прежде всего конкуренцию. Цель редакции - чтобы этот рынок --как совокупность существующих и потенциальных покупателей информации --позитивно принял продукт ее творчества и производства, чтобы интесивнее былобмен, росла прибыль от него, чтобы увеличилась активная доля рынка за счетпривлечения потенциальных читателей, слушателей, зрителей. 4. Основные и оборотные средства Материальное обеспечение производства СМИ прежде всего предполагаетналичие капитала. Как и в других отраслях экономики, как и в любом иномпредприятии речь идет об основном капитале (основных фондах) и оборотномкапитале (оборотные средства). В нашем случае, в отрасли СМИ к основномукапиталу будут относиться недвижимость (помещения) и средства производства(станки, машины, компьютеры и программное обеспечение, оргтехника,типографское оборудование, транспортные средства, технические средстварадио и видеозаписи, устройства обрабатывающие и передающие радио и телесигнал). Уставной фонд предприятия -это сумма основных и оборотных средств дляобеспечения производственной деятельности. Величина УФ отражается в балансепредприятия и зависит от наличия производственных основных фондов и товарно-материальных ценностей, которые вовлечены в производство.Бухгалтеры анализируют экономические показатели с помощью балансов.Баланс предприятия – система показателей, характеризующих соотношение илиравновесие в разных составляющих капитала (фондов). Бухгалтерский балансважен так как это форма отчетности, отражающая размещение средств, каксобственных, так и заемных и их источников на определенную дату. Балансподводится в денежном выражении. Он составляется в виде двустороннейтаблицы: средства предприятия по составу и размещению -- актив баланса,источники средств -- пассив баланса. Актив -- основные, оборотные средства,денежные средства и прочие активы, средства на капитальное строительство,затраты на формирование основных фондов. Активы могут быть какматериальными, так и нематериальными. Актив -- часть баланса, котораяотражает все принадлежащие предприятию материальные ценности, деньги и егодолговые обязательства. Пассив -- источники собственных и приравненных к ним средств, кредитыбанка под оборотные фонды, разные кредиты банка, расчеты и прочие пассивы,источники средств для капитального строительства, финансирование затрат наосновные фонды. Средства предприятия находятся в постоянном движении,изменяется картина как в активе, так и в пассиве. Когда бухгалтеры ведутучет, запись каждой хозяйственной операции ведется дважды: выбыли фонды илинаоборот куплен новый компьютер -- запись делается в активе и в пассиве.Баланс подразумевает равенство этих двух частей. Для наблюдения и учета покаждой статье баланса ведутся бухгалтерские счета, где отражаются всеизменения. Данные баланса используются для оценки финансового состояния иплатежеспособности предприятия, для оценки при кредитовании. Термины"дебет" и "кредит" означают лишь левую и правую стороны таблички призаписи методом двойной бухгалтерии. Значение же у них может быть самоеразное в зависимости от того, какой счет ведется. Основные фонды постепенно изнашиваются. Они переносят свою стоимостьна вновь созданный продукт. Есть нормы амортизации исходя из которыхопределяется и начисляется износ фондов, который отражается в учете. Еслипроисходит научно-технический прогресс и стоимость фондов уменьшается притех же свойствах, если создаются и внедряются новые, более совершенные иэкономичные средства труда, то происходит моральный износ основных фондов.Их применение становится экономически невыгодно. Они утрачивают стоимость,хотя физические, технико-производственные характеристики не меняются. Вотвозникли настольные типографии, пошла компьютеризация и традиционноетипографское оборудование для набора морально устарело -- линотипы,монтажные верстаки и т.п. Появились фотоаппараты пленочные, савтоматическими затворами -- устарели старые "лейки" с фотопластинками.Прогресс компакт-дисков привел к моральному старению грампластинок навиниле. Цифровая запись звука и изображения постепенно вытесняеттрадиционные магнитофоны и видеокамеры. Вопросы морального износа наиболее остро стоят в электронных СМИ, гдепрогресс видеосистем и звукозаписи идет ускоренными темпами. Эти СМИ болеезависимы от техники, позволяющей выходить в эфир и производитьаудиовизуальную продукцию. Эти СМИ имеют более весомые основные фонды,неудивительно, что они поглощают больше инвестиций учредителей. Госбюджеттратит больше денег на БТ и радио уже потому, что это дорогое удовольствие.Редакция газеты может обойтись настольной типографией для производстваоригинал-макета, который затем сдается в большую типографию для печатитиража. Радиостанции и телестанции необходима студия, звукозаписывающая иобрабатывающая звуки изображение техника, аренда частот, передатчики. Дляоперативной работы радио и телевидения важны мобильные средства передачизвука и изображения. Передвижные теле вещательные комплексы, которыеказались достижением 20 лет назад в год Московской Олимпиады сегодня ужепроизводят впечатление устаревших громоздких монстров. Репортеры ведущихтелестанций работают со спутниковыми передатчиками, которые позволяют вестирепортажи. У нас же теле журналисты должны или вернуться на свою станцию,или воспользоваться на областном телецентре возможностью перегнать сюжет,чтобы попасть в эфир. Радиорепортаж можно передать по телефону, новозникает вопрос качества звука и качества сетей связи. К оборотным фондам относится часть производственных фондов, которыеполностью потребляются в течение производственного цикла. В их составвходят предметы труда, незавершенное производство, малоценные ибыстроизнашивающиеся средства труда и инструменты.Оборотные средства -- это денежные средства, которое предприятие используетдля финансирования производства -- на создание запасов сырья, материалов,топлива, тары, на поддержание запаса готовой продукции, сюда относятсясредства в незавершенных платежах, на расчетных счетах в банке и в кассепредприятия. Предприятия могут устанавливать нормативы оборотных средств --сколько необходимо на само производство, на сырье, на запасы и т.п. А вотлимит кассы скажем нормируется нормами бухгалтерского учета в государстве.Итак, это постоянно возобновляемые ресурсы производства -- сырье иматериалы, денежные фонды, идущие на оплату аренды и услуг, на выплатузаработной платы, на внутриредакционные расходы. Эти средства циркулируют вкаждом цикле оборота, затрачиваясь и вновь возобновляясь, пополняясь засчет прибыли самой редакции или внешнего финансирования от учредителей илиинвесторов. То есть по источникам формирования оборотные средства делятсяна собственные и заемные. Если предприятие работает в условияхкоммерческого расчета (то оборотные средства у него не изымаются). Однакоэкономические условия могу сложиться так, что в ходе оборота предприятиетеряет эти средства, идет вымывание оборотных -- оно не может возобновить,восстановить их из-за высокого уровня налоговых изъятий, из-занеблагоприятной ситуации на рынке, реже -- из-за собственных просчетов).Важное значение имеет скорость оборота. Ускорив оборачиваемость оборотныхсредств можно увеличить выпуск продукции с той же их суммой, или дажеуменьшить потребность в оборотных. Денежные средства, отгруженная и сданнаяно еще неоплаченная продукция, вся дебиторская задолженность --ненормируемые оборотные средства. Источник их образования и покрытия какправило заемные средства -- краткосрочные ссуды банков и привлеченныесредства -- кредиторская задолженность. Отметим, что редакция может не иметь своего помещения и чаще его неимеет, а арендует у местных властей или у издательства, или скажем, убелорусского "Дома прессы". В Беларуси большинство редакций также не имеютсобственных типографий, что в странах Европы и США является обычнойпрактикой. Эта особенность связана с высокой степенью концентрации игосмонополией на типографское дело, которая сохранялась в советское времяи фактически сохраняется сегодня. В России часть медиа-холдингов и крупныхгазет сумели приватизировать издательства центральных печатных СМИ, а такжесоздавали свои типографии или размещали заказы на печать за рубежом(особенно "глянцевые" журналы). 5. Источники финансирования Все начинается с поиска источников финансирования, исходногокапитала, который предстоит привлечь и вложить в дело. Это могут бытьвнутренние источники -- собственные средства учредителя, а при дальнейшемразвитии -- средства из чистой прибыли редакции, если таковая будет иметьместо. Это может быть внешнее финансирование как возвратное так ибезвозмездное -- кредиты, гранты, дотации (субсидии и субвенции),инвестиционные вложения. Рассмотрим их по порядку. Кредит есть ссуда, товар или деньги предоставленные в долг. Онбезусловно возвратен, более того, за пользование им приходится платитьпроцент. Кредитование осуществляют как правило банки, впрочем могут быть ибюджетные ссуды. Предприятие получает деньги на хозяйственные цели собязательным возвратом в установленные сроки. Кредит в зависимости от срокаможет быть кратко- и долгосрочным. Долгосрочное кредитование как правилосвязано с проектами расширения и восстановления основных фондов на срокболее года. Краткосрочные ссуды выдаются на срок до года и идут наоборотные средства. Выдача кредита часто обуславливается гарантиями банку:это может быть кредит под какие-то ликвидные активы, под залог недвижимостиили других основных фондов, или под гарантию какого-либо поручителя --скажем, правительства или облисполкома. Как раз технико-экономическимобоснованием для получения кредита чаще всего и становится бизнес-планпредприятия. Выдав кредит, банк становится кредитором предприятия, а долги,сумма кредита плюс процент образуют кредиторскую задолженность, также как исуммы, неуплаченные предприятием по другим расчетам. Важна процентнаяставка за кредит, и тут надо следить за уровнем процентных ставок вбанковской системе, как рублевых так и валютных. Инвестиции или капитальные вложения -- это финансовые средства,направляемые на простое и расширенное воспроизводство основных фондов.Предприятие может найти стороннего инвестора, который осуществив инвестициистановится собственником, соучредителем предприятия. Выпуск ценных бумаг --эмиссия акций и облигаций, то же направлен на привлечение инвестиций,которые позволят расширить производство или поддержать его. Инвесторрассчитывает получить доход от своего вложения и он либо оговариваетсяфиксированным процентом по облигациям и привилегированным акциям, либоявляется предметом предпринимательского риска, если речь идет об обычныхакциях или о иных правах собственности, которые инвестор получает впредприятии. Отмечу, что крайне высокая степень монополизации игосударственного участия в нашей отрасли, а также неразвитость инеприбыльность рынка СМИ Беларуси делают его непривлекательным для прямыхвнешних инвестиций в газеты радио и телекомпании. Xотя число частныхтипографий постоянно растет в последние г 6. Бизнес-план редакцииНовые условия жизни. Учиться управлять издаваемыми СМИ не только кактворческими коллективами, но и как предприятиями. Сегодня в штатномрасписании редакций многих газет и журналов заложены такие должности какдиректор издания, или финансовый директор, коммерческий директор,заместитель редактора по экономике и производству и т.п. Но как правило ихквалификация недостаточна, чтобы обеспечить выживаемость редакции.Исторически отечественные СМИ были идеологическим оружием партии. Онивсегда были отсечены от экономической составляющей своей деятельности. Ниодин Вуз огромной страны не готовил управленцев средствами массовойинформации даже в рамках социалистической экономики. Кризис российских СМИспециалисты считают, прежде всего, исторически обусловленный кризисменеджмента СМИ, кризис "наркобюджетов", подкачиваемых за счет внешнихвливаний из госбюджета и олигархов, за счет освобождения от части налогов,за счет разовых политических кампаний. Менеджментом СМИ не были применены за прошедшие, относительноблагоприятные в финансовом отношении годы технологии накопления капитала иего страхования. Тем не менее, такие технологии существуют и применяются нетолько в мире, но в России, в Беларуси прежде всего средним и крупнымбизнесом. Ядро управления предприятием -- бизнес-план. Бизнес-план какинструмент внутрифирменного управления. Вокруг бизнес-планирования сегодняочень и очень много разговоров.Свойства и типология бизнес-планов.Традиционно бизнес-план подают как инструмент инвестиционной политики. Какспособ привлечь дополнительные средства от каких-то сторонних инвесторов.Так учили десять лет подряд многочисленные консультанты по ведению бизнеса,которые хлынули на просторы СНГ с приходом рыночных правил игры. Жизньдиктует несколько иной расклад и роль бизнес-плана в наших условиях требуетотдельного уточнения. Связано это с вопросом: а может ли бизнес-план бытьинструментом инвестиционной политики, если он не стал инструментомуправления внутри фирмы?Бизнес-план -- это продукт внутренней управленческой деятельности.Потребителем его, помимо команды предприятия могут стать инвесторы,кредиторы, деловые партнеры. но только при условии вашего личногопервоначального успеха, закрепленного во времени, подтвержденногоэкономически и психологически.В традиционной экономической науке бизнес-планом называют целевойпрограммный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описаниемер и действий, направленных на реализацию основной целипредпринимательства -- на получение максимальной прибыли. Этот документсистемный и структурированный по разделам. Выделяют разные типы бизнес-планов.Бизнес-план компании -- документ, разрабатываемый перед началом финансовогогода в качестве законодательной основы текущей деятельности и развитиякомпании на предстоящий год.Бизнес-план структурного подразделения -- документ, разрабатываемый передначалом финансового года в качестве законодательной основы текущейдеятельности и развития структурного подразделения компании на предстоящийгод. Как правило, это приложение и составная часть бизнес-плана всейкомпании.Но бизнес-план может составляться и как заявка на кредит. Тогда этокомпилятивный документ, являющийся кратким пересказом бизнес-плана компанииили структурного подразделения, на уровне технико-эклономическогообоснования для получения кредита.Бизнес-план заявка на грант. Этот документ как правило жестко привязан ктребованиям организации, выдающей грант. А такие организации диктуют своиправила их создания. Есть определенные международные нормы, но как правило,такой бизнес-план мало чем отличается от грамотного бизнес-плана компании.Бизнес-план инвестиционного проекта -- Этот документ предполагает внешнеефинансирование и включает, следовательно, изложение для потенциальногопартнера, инвестора, результатов маркетингового исследования, обоснованиестратегии освоения рынка, предполагаемые финансовые результаты проекта итак далее. Обычно это часть общего бизнес-плана компании.Существует и такая вещь, как концепт бизнес-плана инвестиционного проекта.Это компиляция такого бизнес-плана, которая становится основой дляпрезентации проекта, для переговоров с потенциальным партнером, чтобывыяснить степень его заинтересованности.Действительно, бизнес-план -- это попытка формализовать и описать вопределенных стандартах идею и мечту руководителя. Изучить и глубокопознать собственный бизнес можно только через накопление опыта. В неменьшеймере это относится и к журналистике. Но когда речь идет о ведении бизнеса,о работе предприятия, то инструментом такого накопления опыта становитсясоздание и исполнение бизнес-плана. Вводить план в свою жизнь и вткань работы редакции не следует путем революции. Помните, что вы всеголишь преобразуете достаточно виртуальную форму понимания своего бизнеса вформу текстовую.Когда пишется бизнес-план, можно помечтать о многом, но помня о своихреальных ресурсах, лучше использовать объективно пессимистический сценарийразвития событий.Когда речь идет о контроле за исполнением бизнес-плана, применим принципскользящего планирования. План надо корректировать, если реальные событиявдруг или невдруг пошли по иному, нежели предполагалось сценарию.Бимзнес-план становится главным механизмом анализа происходящих в редакц


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: