выбрать музыкальный инструмент для обучения




Как помочь вашему ребенку

 

Нет ничего круче, чем играть на каком-нибудь музыкальном инструменте! Даже на простой гавайской укулеле! И распевать гавайские песни! А для того, чтобы играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, вам понадобятся две вещи:

1. Инструмент

2. Учитель

 

Начнем с выбора инструмента: это наиболее частый вопрос, который задают мне молодые родители – какими критериями руководствоваться, чтобы выбрать ребенку инструмент?

Все нижесказанное можно применять и к взрослым дядям и тетям, если они вдруг захотели музицировать. Такие люди есть – я вижу их каждый день.

Как выбрать музыкальный инструмент?

Итак, самый частый аргумент в пользу того или иного инструмента – нам достался по наследству, моя бабушка играла, все равно пианино стоит дома. Это очень хорошо – головной боли меньше.

Следующий аргумент по частоте – хочу и все! Вот ничего не могу с собой поделать – желаю стучать по барабану! Берем себе в списочек обязательно!

Конечно же такой фактор как наличие рядом с домом музыкальной школы, а в ней – хорошего учителя по желаемому инструменту тоже никто не отменял. А то вдруг я желаю играть на арфе, а в городе ни арфы, ни учителя по арфе. Количество денег, которое каждый родитель готов потратить на покупку/аренду инструмента – тоже у каждого индивидуально. Кстати, не покупайте ребенку первый дорогущий инструмент – а вдруг ему не понравится? Всегда можно найти в аренду в музыкальной школе, магазине, у знакомых, на сайте подержанных инструментов. За все время обучения вы как минимум еще раз или два будете менять инструмент – то ребенок вырастет из скрипки-восьмушки, то сломает трость для гобоя, то барабан порвет.

От ребенка требуется только одно: желание играть на этом инструменте.

Но, допустим, у ребенка есть желание производить звуки как можно громче и красивей, а больше ничего нет. Как тогда ориентироваться немузыкальному родителю? Ведь мы отдаем ребенка не только для того, чтобы он знал до-ре-ми-фа-соль-ля-си, мы еще хотим, чтобы он вынес из уроков музыки что-то гораздо более ценное и полезное для себя.

Пункт первый – что нравится ребенку.

Ознакомьтесь с инструментами оркестра и познакомьте с ними ребенка. Спросите у чада первые пять музыкальных инструментов, которые ему больше всего понравились и запишите. Вот он – наш списочек. По нему и пойдем. Дополните его вышеперечисленными аргументами – наличие учителя, инструмента в городе!

Пункт второй – определите тип характера вашего ребенка и определитесь, что вы хотите с этим сделать

Понаблюдайте, что ребенок делает когда слышит песенку из мультика – поет мелодию, поет что-то свое поверх мелодии, поет сопровождение, изображает руками инструмент (например, игру на гитаре), или стучит пальцами, отбивая ритм.

Поясню. Нет плохих или второстепенных инструментов. Каждый из инструментов востребован. Возможности исполнения на каждом из них безграничны в зависимости от мастерства. И для каждого написан как сольный, так и ансамблевый репертуар. И обучаясь, ребенок непременно будет солировать на инструменте и вырабатывать в себе качества и навыки солиста – яркость, артистизм, харизму. Но в оркестре-ансамбле всегда есть те, кто ведет основную мелодию и те, кто ее в данный момент поддерживает. Принято считать, что инструменты, чаще всего берущие ведущую роль в оркестре – это скрипка, флейта, кларнет, труба. Поддерживающую роль играют струнный бас (альты, виолончели, контрабасы), валторны, тромбоны, гобои, фаготы. Отдельно стоят фортепиано и гитара – они могут быть как и сопровождением, так и главной мелодией и сопровождением сразу сами себе. Так вот – если в вашем ребенке очень сильно развиты черты лидера, и вы хотите их развить и усилить, то рекомендую отдать его на такие “чаще всего ведущие” инструменты. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок-лидер больше учился работать в команде с другими, взаимодействовать с будущими коллегами, и чтобы он прислушивался к партнеру по ансамблю – отдайте его на поддерживающие инструменты. Если ваш ребенок застенчив по природе, ярко выраженный флегматик, и вы хотите, чтобы он научился вести за собой других – отдайте его на скрипку, флейту, фортепиано, кларнет.

В последнее время появилось мнение, что в ребенке надо развивать только сильные стороны, а слабые не надо. Тогда мы можем довести сильные стороны до гениальности, а слабые нам могут никогда и не понадобиться (чертовы котангенсы!!!). Уж не знаю, решайте сами, что вы хотите – растить профессионального музыканта, или просто научить ребенка любить и разбираться в музыке. Если вы нацелены на большую сцену и признание, то конечно – развивайте сильные стороны (но слабые стороны в музыке просто вычеркнуть нельзя!). Ну а если вы с помощью музыки просто хотите подкорректировать рост зрелой и уверенной личности – флаг вам в руки, вы знаете, что надо делать.

Пункт третий, но он вполне может быть и вторым, и первым – физические и возрастные особенности и возможности.

Сюда же отнесем различные возможные заболевания. Пожалуй, да, я объединю их в один пункт.

Для того, чтобы играть на музыкальном инструменте, не надо родиться высоким, как для баскетбола, и не надо всю жизнь сидеть на диете, как балерина. Вы можете быть и толстым, и худым, и высоким, и низким. Для некоторых инструментов физические возможности все-таки важны – размер рук, длина пальцев. Например, раньше на фагот брали только с большими руками, а на скрипку или фортепиано – с длинными и тонкими пальцами. Сегодня уже не так сильно давят: хочешь играть – играй. Вдруг ты превратишь свой недостаток в преимущество. Смотрите сами, если у вашего ребенка вдруг обнаружился абсолютный-преабсолютный музыкальный слух (а бывают еще и другие виды музыкального слуха) – ведите его на скрипку! А если у вас крупный и сильный мальчик – он легко справится с виолончелью! Если у ребенка гибкие кисти и надо развить мелкую моторику (которая, кстати улучшает речевую активность!)- фортепиано ждет вас! Ну а если хотите, чтобы ваш ребенок-подросток не имел проблем с друзьями и был везде заводилой вечеринки – аууу, у кого есть лишняя гитара? Ой, погодите, это не физическая особенность. Но вполне себе возрастная!

Обязательно учитывайте возраст – может надо еще подождать, пока ребенок подрастет. На фортепиано или скрипке можно начинать заниматься уже с 4 лет, а на медных духовых можно начинать играть лишь с 10-12 лет – когда у ребенка сменятся все молочные зубы. А вообще игра на духовых инструментах очень полезна при нарушениях осанки и заболеваниях дыхательных путей. А если у ребенка проблемы с опорно-двигательным аппратом или концентрацией внимания – ему будут полезны ударные инструменты. Лучше всего спросить об этом у учителя.

История знает даже музыкантов – инвалидов. Морис Равель написал фортепианный концерт для левой руки своему другу – австрийскому пианисту Паулю Витгенштейну, который на войне лишился правой руки. И сегодня этот концерт исполняют все пианисты, и он очень даже непрост для исполнения! Величайший, я повторю еще раз – ВЕЛИЧАЙШИЙ скрипач ХХ века Ицхак Перельман божественно играет на скрипке, сидя в инвалидной коляске. А какую потрясащую музыку пишут люди с синдромом Дауна – идите погуглите! Фантастика! Так что, если у вас детки с особенностями развития, или инклюзивные дети – вам надо идти на музыкальные занятия в первую очередь. Науке известны случаи, когда занятия музыкой помогали особенным детям с самовыражением, коммуникацией и даже полностью излечивали от разных недугов – например, одна девочка с отклонениями в развитии не разговаривала, но регулярно посещала занятия хора. Через два года она начала петь. Сначала мычала, потом начала произносить отдельные слоги, потом сумела спеть песню. Она могла спеть все песни, какие учили в хоре в течение двух лет. Позже она начала разговаривать нормально.

Пункт четвертый.

Учитывайте также и то, что когда ваш малыш будет переживать пубертат, он может вам высказать все, что он думает и думал по поводу музыкальной школы. Поэтому давайте присмотримся – если вдруг ребенку надоест его инструмент или классическая музыка, пусть он всегда будет иметь возможность переучиться на другой родственный инструмент или играть другую музыку. Например, пианисты могут переучиться на аккордеон (кто сказал “фууу, деревня”??? А французские шансоньетки? А аргентинское танго – сплошной аккордеон!), орган, всякие там клавесины. А если вы купите ему не старый “Красный Октябрь”, а электронное пианино, то он всегда сможет себе включить какой-нибудь бит “туц-туц-туц” и импровизировать сколько душе угодно. А кларнетисты могут легко научиться играть на саксофоне джаз – строение мундштука у этих инструментов почти одинаковое. И я лично знаю парочку виолончелистов, которые переучились на контрабас, а потом спокойно взялись за бас-гитару, и теперь работают и в симфоническом оркестре, и играют в рок-группе для удовольствия. Почти каждый академический гитарист может играть на электро-гитаре (внимание, я никогда не видела, чтобы было наоборот – с электрогитары на простую деревянную перейти никто сразу не может). Ну а про ударников я и говорить не буду – это не только лупить со всей дури в литавры и тарелки! Быть ударником – значит владеть и ксилофоном, и челестой, и виброфоном, и малым барабаном, и всякими трещотками-маракасами, и даже стучать на эстрадной установке! Которая сейчас звучит в каждой поп-песне. Это тот самый “туц-туц-туц”! Так что ваш ребенок-ударник точно-преточно раскачает любую тусовку.

По возможности и желанию начинайте с классической музыки и с инструментов классического симфонического оркестра – их осваивать сложнее, в них интеллектуальной ценности намного больше, с них можно переучиться на эстрадные инструменты, а вот обратно – очень трудно. А в жизни всякое может случиться.

Кстати, раз уж заговорили про «всякое в жизни случится»: существует еще способ. Звучит он так (недословно): «выбирайте редкий инструмент. Вряд ли вы засияете игрой на пианино, если рядом будет куча других пианистов. Даже если вы будете на своем редком инструменте играть плохо, а никто рядом не будет конкурировать с вами, вполне возможно, что вы сможете найти себе преподавательскую деятельности по этому инструменту».

Как вам? Я даже не знаю, смеяться или плакать.

Какие вообще бывают музыкальные инструменты, чтобы учиться на них играть?

· Фортепиано

· Скрипка, альт, виолончель, контрабас

· Флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон.

· Валторна, труба, тромбон, туба.

· Ударные – литавры, барабаны большой и малый, тарелки, ксилофон, виброфон, челеста, эстрадная установка и т.д.

· Арфа, цитры

· Аккордеон, баян

· Гитара, электрогитара, бас-гитара.

· Национальные инструменты – балалайка, гусли, кастаньеты, укулеле, губная гармошка, варган и т.д.

Озадачила я вас, верно? Сейчас озадачу еще больше!

Как выбрать учителя музыки?

Если вы решили обучать своего ребенка музыке, следующее, с чем вы столкнетесь после выбора инструмента – это к какому же педагогу отвести свое чадо? Конечно же к самому именитому и знаменитому!!! В какое-нибудь заведение для одаренных детей! Ведь моя деточка достойна самого лучшего! Что значит, нет мест? Что значит, у него нет слуха?

Да, увы, такое случается сплошь и рядом. Самые лучшие учителя часто не берут простых смертных учеников “с улицы”. Чтобы попасть к такому педагогу, надо быть семи пядей во лбу, ну, или сами знаете что. Хорошо, если нас возьмут. А если у нас обычные дети, но мы очень хотим музицировать? К кому пойти учиться музыке? Как найти и выбрать преподавателя? Разбираемся вместе:

· Опять же для начала определитесь: что хочет ваш ребенок, и что вы хотите от своего ребенка. Одно дело, если вы хотите просто дать ему всестороннее образование, и совсем другое, если вы возлагаете на свое чадо большие музыкальные надежды. Одно дело, если ребенок хочет тренькать на гитаре аккорды известных песен, и совсем другое, если он мечтает о большой сцене. Найдите общий знаменатель.

· Наверняка у вас есть знакомые, чьи дети посещают музыкальные занятия. Разузнайте у более “опытных” музыкальных мамочек как можно больше (о! эти всезнающие мамочки!): какие вообще педагоги существуют в городе, какие им больше нравятся, как педагог ладит с детьми, каким образом ведет урок. Может, хороший преподаватель работает в музыкальной школе, а может, дает частные уроки у себя дома. А может, это талантливый студент, который замечательно преподает детям и может прийти к вам домой. Постарайтесь собрать как можно больше информации. Можно поискать на сайтах репетиторов – там тоже случаются хорошие музыкальные преподаватели.

· Организуйте встречу с выбранным преподавателем. Какой бы учитель ни был, какой бы формат занятий вам бы не подошел, самое главное – чтобы между учителем и учеником на первом же занятии установился контакт. Внимательно проследите реакцию вашего ребенка на первый урок. Если ребенок после занятия спрашивает: “Мама, а когда мы опять на музыку пойдем?” – бинго! Этот учитель музыки наш! Даже если у него нет сотен заслуженных грамот и дипломов.

На начальном этапе музицирования личность учителя играет едва ли не важнейшую роль: ему стоит заинтересовать ребенка, научить его новым “непривычным” движениям и ощущениям, увлечь увы! рутинными, но обязательными гаммами и упражнениями. У хорошего учителя на занятии большую часть времени звучит музыка и всегда найдется время для шутки. Хороший учитель музыки ВСЕГДА следит за мышечным напряжением ученика. То есть, ваш ребенок не должен говорить: “Мама, я долго держал скрипку, у меня теперь болит шея/руки/пальцы”. Или: “Мама, у меня после фортепиано спина/попа болит”. Понятно, что без напряжения мышц мы даже стоять ровно не сможем, но за каждым моментом напряжения должен следовать момент расслабления. И если после занятия музыкой у ребенка что-то болит – это неправильно, так быть не должно.

Если занятия музыкой пойдут успешно, вы всегда можете сменить педагога на более “крутого”. Но НАЧИНАТЬ надо всегда с живого интереса к музыке со стороны ребенка. Если с самого начала между учеником и учителем случилась так называемая “химия” отношений – открывайте шампанское: успех на музыкальном поприще обеспечен! Даже если это просто треньканье аккордов на гитаре во дворе…

И это, кстати, не только к музыке относится…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: