Основные направления международного сотрудничества




Развитие музеев и музейной деятельности в конце XX – начале XXI вв. Расширение представлений о наследии и границ музейного мира. Возникновение, структура и основные направления деятельности Международного Совета Музеев (ICOM).

Факторы трансформации музея и музейной деятельности в постиндустриальную эпоху. Влияние информатизации и глобализации на музей и сферу наследия. Расширение представлений о наследии, возрастание интереса к памятникам градостроительства и архитектуры, археологии, науки и техники, промышленного наследия, нематериального наследия, природного наследия. Причины и условия зарождения новых видов музеев в конце 1960-х-1970-е гг. Социальная направленность и междисциплинарность как основные характеристики новых видов музеев. Музеи под открытым небом, музеи-заповедники, экомузеи и их роль в сохранении и изучении наследия. Экономузеи, учреждения музейного типа, центры наследия.

Координация усилий музейных специалистов на международном уровне. Международная музейная служба, Международный совет музеев. Национальные и международные комитеты ИКОМ. Этапы становления и развития ИКОМ. Основные направления деятельности ИКОМ на современном этапе. Проблематика генеральных конференций, всемирных дней музеев, публикации «Новостей ИКОМ».

 

Вторая половина XX столетия стала временем больших концептуальных новаций в музейном мире. Дискуссии о социальной роли музея начались еще в период между двумя мировыми войнами. Могут ли музеи сохранять качества научного учреждения и при этом обращаться к массовой аудитории? Можно ли сбалансировать научность и развлекательность? Является ли это вообще проблемой? Какое влияние может оказать музей на развитие общества и на окружающую среду? Эти и подобные им вопросы не переставали будоражить умы музейных специалистов. В поисках путей освобождения от черт элитарности, характерных для классической концепции музея предшествующего столетия, рождались новые, более доступные для восприятия способы подачи материала, разрабатывались нетрадиционные программы культурно-образовательной деятельности, создавались специальные музейные структуры и персонал, занятые вопросами образования детей и взрослых.

Одним из результатов творческих поисков в музейной сфере стало появление культурных центров, получивших достаточно широкое распространение в последней трети XX в. Музейные коллекции и экспозиции заняли в них не единственное и отнюдь не главное место. Основной акцент сделан на объединении изолированных друг от друга областей знаний, отдельных наук и мира искусства, с тем, чтобы преодолеть культурную разобщенность и сблизить людей и социальные группы. Примером учреждений такого типа может служить открывшийся в феврале 1977 г. в Париже Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. В нем присутствует все, что составляет общепринятое представление о культуре и средствах приобщения к ней людей — пластические искусства, книги, музыка, кино, театр, аудиовизуальные программы, экскурсии, лекции. Основная экспозиция и временные выставки знакомят посетителей с искусством XX в., собрание которого, насчитывающее свыше 8 тыс. картин, скульптур, рисунков, постоянно пополняется и считается самым большим в Европе. В распоряжении посетителей центра — обширная библиотека со свободным доступом к полкам. Она позволяет получить всем желающим немедленную информацию по любому вопросу, а в ее фондах помимо книг находятся ноты, слайды, магнитофонные записи, фильмы, электронные издания, для просмотра которых к услугам аудиовидеотехника и компьютеры. Огромные площади центра заняты под сменные тематические выставки, посвященные литературе, театру, кино, музыке, архитектуре, а также сценические площадки и уютные залы, где проходят встречи и беседы с писателями, поэтами, актерами. В Центре Бобур имеются Детская студия и Центр промышленного творчества, занимающийся вопросами градостроительства, архитектуры, промышленного дизайна, социального обслуживания. Созданный для специалистов по окружающей среде, работников промышленности и всех, кто интересуется искусством, он стремится донести до сознания людей идею о том, что предметы обихода, дома, улицы и весь жизненный уклад — это часть человеческой цивилизации, нужно отказаться от пассивного к ним отношения и принимать деятельное участие в их создании.

В XX в. получил распространение новый тип специализированного музея, который предназначается исключительно для детской аудитории и создается с учетом своеобразия процесса приобретения знаний ребенком. Его появление было связано с осознанием того, что поведение детей отнюдь не является неорганизованным и стихийным, а напротив, руководствуется четкими, но отличными от взрослых людей правилами. Мысль ребенка следует своей логической схеме, следовательно, для детей нужно создавать музейное пространство, в корне отличное от того, что обычно выстраивается для взрослой аудитории. Первый детский музей был создан в 1899 г. в нью-йоркском районе Бруклин. В его основу легли минералы, раковины, чучела птиц и другие экспонаты, которые Бруклинский институт искусств, переехав в новое здание, оставил вместе с домом для экспериментальной работы с детьми. Организатором нового музея стала преподавательница естественной истории Анна Галлуп, считавшая, что он должен стать тем местом, где дети могут не только рассматривать экспонаты, но и познавать мир путем опытов и экспериментов. В музее появились мастерские и образовательные клубы, со временем он пополнился библиотекой, анатомической и ботанической лабораториями, кинотеатром, художественными, историческими, техническими коллекциями. По примеру Бруклина в первые десятилетия XX в. были основаны детские музеи в Бостоне, Детройте, Индианаполисе, а позже и в других регионах страны. В настоящее время примерно 300 из существующих в мире детских музеев находятся в США.

В европейском регионе детские музеи стали активно создаваться с 1970-х гг.

Особую известность приобрели Инвенториум в Городе науки и техники Ла Виллет в Париже, Детская студия при Национальном центре искусства и культуры им. Ж. Помпиду в Париже, Детский музей в Эдинбурге, Детский музей в музейном квартале Вены, «Музеон» в Гааге.

В 1990-е гг. самостоятельные детские музеи и детские центры при традиционных музеях появились в российских городах. Это первый самостоятельный детский музей в г. Ноябрьске (Тюменская обл.), детский музей «В мире сказок» (Смоленский музей-заповедник), Детский исторический музей (Санкт-Петербург, Музей полит истории), Детский центр Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства (Москва) и многие другие.

Если поводом к созданию традиционного музея служит, как правило, собрание предметов, то причина появления детских музеев — педагогическая: помогать детям познавать окружающий мир. Это сказывается и на политике комплектования фондов, которая подчинена экспозиционным и образовательным задачам. Наряду с уникальными экспонатами в детских музеях много обычных предметов, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. Особое внимание уделяется экспонатам, которые можно брать в руки, приводить в движение, использовать в играх и творческой деятельности. В экспозициях детских музеев можно увидеть копии египетской гробницы с погребальными предметами и настоящей мумией, подлинный скелет мастодонта и реконструкции тиранозавра, африканские ритуальные маски и современную скульптуру, вигвам американских индейцев с утварью и предметами быта, модель увеличенной в 8 млрд раз молекулы алмаза, «по которой можно карабкаться», модель космического корабля «Аполлон-11» в натуральную величину. Вся экспозиционная и образовательная работа в детских музеях строится с учетом возрастных особенностей ребенка и использует разработанные музейной педагогикой методики, с тем чтобы дети учились и постигали мир в процессе игры, творчества и общения. Они могут изучать строение скелета животного с помощью головоломок из костей, решать на компьютере логические задачи, определять по каталогу образцы полезных ископаемых, собирать детали на простых конвейерах.

В начале XX в. явственно обозначилась и с каждым десятилетием набирала все большую силу тенденция к сохранению in situ исторического окружения — архитектурных памятников, ансамблей, фрагментов культурно-исторической среды. В сочетании с идеями регионального развития и поисками путей к обновлению и демократизации традиционного музея она привела к появлению нового типа музейного учреждения, получившего название «экомузеи».

Родиной феномена стала Франция, где в 1967 г. благодаря объединению усилий сельских общин, получивших финансовые средства для своего экономического и культурного развития, были созданы региональные природные парки — Мон д'Арре, Уэсан, Гранд-Ланд, Камарг, Нижняя Сена. Стараниями музеолога Жоржа Анри Ривьера они стали своеобразным воплощением на французской земле принципов скандинавских музеев под открытым небом, но в отличие от скансенов постройки не перемещались на заранее подготовленную территорию, а восстанавливались на своем исконном месте в соответствующем окружении.

Новые учреждения отличала и более широкая просветительная деятельность, направленная не только на распространение знаний о памятниках истории и культуры, но и на совершенствование отношений между человеком и его окружением. Термин «экомузеи», придуманный и данный им музеологом Югом де Барином в 1971 г., не принято расшифровывать как «экологический музей», поскольку это музей не только природы или окружающей среды. Его замысел гораздо шире и связан с комплексным пониманием среды обитания человека.

Вместе с тем происхождение названия, несомненно, связано с термином «экология», точнее, его расширенной трактовкой, когда он используется не только для обозначения раздела биологии, изучающего отношения между животными и растительными организмами и окружающей средой, но и для анализа культурных явлений. Экомузеи быстро завоевали признание во Франции, поскольку соответствовали весьма популярным в 1960—1970-е гг. идеям региональной этнографии, регионального развития и охраны окружающей среды.

Опыт французских экомузеев получил развитие и в других странах. В 1980 г. в отдаленном сельскохозяйственном районе канадской провинции Квебек состоялось торжественное открытие Музея и регионального центра интерпретации От-Бос, спустя три года получившего название Экомузей От-Бос. Он создавался канадским музеологом Пьером Мейраном при активном участии местных жителей, не пожелавших передавать в музей традиционного типа этнографическую коллекцию, составляющую важную часть наследия их общины.

В начале 1980-х гг. появились первые экомузей в Португалии; большинство из них определяются как муниципальные и носят название местности, в которой расположены. Наибольшую известность снискал Муниципальный музей Сейшала, выдвинутый в 1984 г. на приз лучшего западноевропейского музея года и охарактеризованный Югом де Барином как «экомузей в полном смысле этого слова». Отдельные принципы экомузеев в той или иной степени стали использовать в своей деятельности некоторые парки-музеи и региональные исторические музеи в Швеции.

Концепция экомузея разрабатывалась Ж.А. Ривьером на протяжении почти что десятилетия, и ее главные моменты нашли отражение в последнем варианте «Эволюционного определения экомузея», составленном в 1980 г. «Экомузей планируется, создается и используется совместно населением и местными органами власти. Последние участвуют в этой деятельности, предоставляя специалистов и все необходимое, в том числе финансовые средства. Участие индивида зависит от его запросов, уровня знаний и отношения к данной деятельности», — пишет Ж.А. Ривьер. В его представлении «экомузей — это лаборатория, поскольку он способствует изучению прошлого и настоящего местного населения и среды и помогает готовить специалистов в данных областях в сотрудничестве с другими исследовательскими центрами. Экомузей — это заповедник, т. к. он способствует сохранению и оценке местного природного и культурного наследия. Экомузей — это и школа, ибо он вовлекает местных жителей в свою деятельность по изучению и охране наследия и способствует более ясному осознанию ими своего будущего». Таким образом, экомузей не замыкается в себе, а активно взаимодействует с окружающим миром.

Ж. А. Ривьер сравнивает экомузей с зеркалом, «в котором люди могут увидеть и узнать себя, а также приобрести знания о местности, в которой они проживают, и о тех, кто жил здесь раньше, независимо от того, существовала преемственность поколений или нет. Приезжие также получают возможность взглянуть в это зеркало, лучше познакомиться с трудом, традициями местного населения и проникнуться к нему уважением».

Концепция экомузея Ж.А. Ривьера получила дальнейшее развитие в работах Юга де Барина, Ч. Энгстрема, Ф. Юбера, М. Керьена. Дискуссии о природе эко-музеев, оценке их возможностей, принципах организации и деятельности, а также воплощенные в жизнь проекты показывают, что организационная структура этих учреждений в каждом отдельном случае различна. Это может быть и парк-музей, и этнографический музей-заповедник под открытым небом, и центр промышленного наследия. Вместе с тем всем им присущи некоторые общие характеристики.

Экомузей посвящен человеку, его природному и культурному окружению. Одно из его самых существенных условий заключается в том, что он создается, поддерживается и используется совместно жителями района и местными органами власти. Формы такого участия могут быть самыми различными. Местные жители передают музею представляющие интерес и ценность предметы, сообщают сотрудникам информацию о них, участвуют в их реставрации и создании экспозиции, помогают вести исследовательскую и популяризаторскую работу.

Региональный характер является еще одной отличительной чертой экомузея. Его деятельность охватывает не отдельную административную единицу, а регион, представляющий собой единое целое в силу общности традиций, природной среды и производственной деятельности. Это может быть сельскохозяйственный район или промышленная зона, угольный бассейн или речная долина.

Экомузей — это не только конкретное здание в определенном месте. Его объекты могут быть разбросаны по всей территории и представлять собой самостоятельные разделы, соответствующие отдельным темам музея. Это дает возможность не только рассредоточить экспонаты и виды музейной деятельности, но и привлечь население к сохранению и использованию зданий и достопримечательностей, составляющих культурное наследие данной местности.

В составе экомузея могут находиться коллекции традиционного типа, то есть государственные фонды, подлежащие обычному контролю и хранению. Но все-таки основное достояние экомузея — это орудия труда и предметы обихода, вещи повседневные и серийные. Некоторые из них после изучения и инвентаризации вновь возвращаются владельцам и попадают в свое обычное окружение. Ведь деятельность экомузея состоит не только в музеефикации объектов, но и в сохранении умений, навыков, технического мастерства.

Формы деятельности экомузея могут быть самыми различными. Являясь центром исследований и обмена знаниями, он проводит семинары и коллоквиумы, открывает временные и постоянные выставки, проводит экскурсии, открывает филиалы для жителей близлежащих кварталов или селений, публикует монографии и работы краеведов. Как правило, экомузей выходит за рамки чисто познавательной деятельности. Результаты его исследований в виде информации и рекомендаций нередко предоставляются общественным организациям, профсоюзам, государственным органам, не исключено и участие в социальной борьбе. В итоге работа экомузея не только развивает интерес жителей к своему району и культуре, но и обеспечивает их участие в планировании своего будущего.

Настойчивые поиски путей обновления музея, рассматриваемого как инструмент совершенствования общества, велись в 1960 —70-е гг. специалистами всех континентов. В Латинской Америке получила развитие концепция так называемого «интегрированного музея». Ее основные положения были разработаны во время «круглого стола», организованного ЮНЕСКО в Сантьяго (Чили) в 1972 г.

Определение «интегрированный» по отношению к музею подразумевает, что он должен играть одну из ведущих ролей в познании человеком окружающей его природной и социальной среды во всех ее проявлениях. Как подчеркивали участники встречи, музеев, которые посвящены только культурному наследию, странам Латинской Америки недостаточно; им необходимы музеи, параллельно занимающиеся и проблемами развития.

Идеи «интегрированного музея» и экомузея достаточно успешно реализуются в третьем по величине городе Венесуэлы, в Музее Баркисименто. Они активно претворяются в жизнь в двух районах Рио-де-Жанейро (Бразилия) — Санта Тереза и Сао-Кристовао. Авторы концепции осуществляемой здесь программы поставили цель «содействовать развитию общественного самосознания путем вовлечения населения в непосредственный контакт с естественной и культурной средой, выявления корней, поощрения творчества и воспитания бережного отношения к традициям; способствовать сохранению этой среды в целом». На основе опыта, накопленного экомузеями, музеями общин и другими новыми типами музеев, основанными на широком участии населения в их работе, возникло и стало развиваться направление, получившее название «новая музеология». Сторонники и участники определяют его как нечто большее, нежели просто движение, призванное содействовать постоянным поискам нового в музейном деле. Оно выступает за радикальный пересмотр целей музеологии и ее социализацию, изменение психологии и взглядов музейных работников.

Организационное оформление направления началось в 1983 г. в Лондоне на Генеральной конференции ИКОМ. Затем объединившиеся в группу специалисты собрались в 1984 г. в Квебеке на Первый международный семинар «Экомузеи и новая музеология», где была выработана единая позиция по общим вопросам и принята декларация о целях и основных принципах нового движения.

Авторы Квебекской декларации, выступая за поворот музеологии к социальным и политическим проблемам, считают, что «в современном мире, который стремится использовать для своего развития все средства, музеи должны выйти за пределы традиционных задач и функций: идентификации, консервации и просвещения — и перейти к осуществлению более широких программ, которые позволят им активнее участвовать в жизни общества и полнее интегрироваться в окружающую среду».

Декларация подтвердила первостепенное значение социальной миссии музея по сравнению с его традиционными функциями, а содержащиеся в ней идеи во многом восходят к «эволюционному определению экомузея», предложенному Ж.А. Ривьером. В ноябре 1985 г. участники Второго международного семинара в Лиссабоне основали международную федерацию в поддержку новой музеологии. Предприняты и конкретные шаги — учреждены курсы «новой музеологии» и «общедоступной музеологии», созданы такие объединения, как «Новая музеология и социальный эксперимент» во Франции и Ассоциация экомузеев Квебека.

Глобализирующим фактором, имеющим позитивные последствия в музейной сфере, стало создание международных организаций, объединяющих музейных работников. Первым профессиональным объединением такого рода стала Международная музейная служба (International Museums Office– ИМО), основанная в 1925 году в структуре Лиги Наций. К числу приоритетных задач ИМО относились: «налаживание связей и контактов между музеями мира, подготовка и проведение международных форумов, выработка единых стандартов».

 

Освещая становление новых типов музеев, во второй половине XX в., следует также отметить экономузеи – сочетание действующих ремесленных мастерских и музея. Яркий пример – Музей папируса в Люксоре. Утерянный столетия назад секрет производства материала для письма из папируса был вновь открыт Хасаном Рагабом. Технология изготовления папируса была не просто воссоздана, но состоялась ее ревитализация: производство живет и процветает, и в египетском обществе сохраняется твердая установка на его поддержание. Также экономузеи существуют в Норвегии. Целью является сохранение, развитие и демонстрация традиционных ремесленных технологий и знакомство с ремесленными искусствами. Музей ремесел Экономузей отличается от обычного музея. Это действующая производственная компания, на которой, помимо производства и продажи традиционных ремесленных изделий, уделяется внимание путешествиям и досугу. Помимо обычного производства, это место предназначено для демонстрации традиций ремесленных искусств и исторического контекста изделий ручной работы.

Экономузей, музей ремесел обувной фабрики Эурланна, был открыт в июле 2009 года и стал первым объектом такого рода в Европе и в рамках организации Экономузей Северной Европы. На сегодня, помимо обувной фабрики Эурланна, насчитывается 5 норвежских объектов Экономузея (среди них – Экономузей художественного стекла. Остальные названия не удалось перевести с норвежского языка)

Идея модели Экономузея состоит в следующем:

- Показать живое мастерство и традиционные ремесла.

- Сохранить культуру и традиции.

- Объединить культуру, экономику и туризм.

- Создать культурную модель для предпринимательства.

Название «Экономузей» подчеркивает экономическую составляющую такого сотрудничества. Объекты наследия используются в качестве «источника вдохновения», новые объекты создаются на основе традиционных технологий, само ремесло сохраняется как объект нематериального культурного наследия. Термин «Э.» предложил канадский музеолог С. Симар, который сформулировал концепцию Э. Термин используется преимущественно в зарубежных странах.

В России подобного музея нет.

 

В 1946 г. по инициативе президента Американской ассоциации музеев Чонси Хэмлина в Париже учрежден Международный совет музеев (Internationa Council of Museums – ИКОМ), присоединившийся к ЮНЕСКО. Одним из ведущих направлений деятельности ЮНЕСКО стало формирование законодательной базы регулирования международных отношений по сохранению всемирного культурного наследия, результатом чего стало принятие таких документов, как «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» (1954), «Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (1970).

В целях координации усилий и повышения стандартов в сохранении культурных ценностей при содействии ЮНЕСКО в 1959 г. в Риме создан Международный научно-исследовательский центр по консервации и реставрации культурных ценностей (Римский центр). Международные организации музейных работников проводили широкомасштабные программы по защите и спасению культурного наследия в Намибии, Индонезии и других регионах.

Этапы становления ИКОМ:

1)1946-1947: ICOM РОЖДАЕТСЯ

В течение года после ее создания две встречи отметили рождение Международного Совета Музеев. Первое имело место в Париже по случаю создания ICOM по инициативе Чонси Дж. Хэмлина (США), кто стал первым президентом организации. Вторая встреча, первая Генеральная Ассамблея организации, имела место в Мексике.

2)1947-1968: ICOM РАСТЕТ

Первые семь Генеральных конференций ICOM были проведены между 1948 и 1965. В течение этих лет организация развила свою структуру, свое географическое представление, и его действия стали все более и более профессиональными и последовательными. Последние две Генеральных конференции (проводимый в Гааге в 1962 и в Нью-Йорке в 1965) выдвинули на первый план потребности и энтузиазм участников.

Три главных проблемы во время этого периода были образовательной ролью музеев, выставок, международного обращения культурных товаров и сохранения и восстановления культурных товаров.

3)1968-1977: КРИЗИС И ГОДЫПЕРЕХОДА

К 1968 долг ICOM стал хроническим. В то время как действия, проекты и расходы продолжали расти, взносы членства были неизменны в течение восьми лет. Между тем новый тип музея разворачивался, в соответствии с ролью изменения музея в обществе. В начале 1970-х, было поставлено под угрозу существование ICOM. Единственное решение состояло в том, чтобы увеличить свои собственные ресурсы (его членство и соответствующие взносы), которые положили конец этой несправедливой и устаревшей ситуации.

Уставы были пересмотрены. До той поры число активных членов было ограничено 15 за Национальный комитет.

После Генеральной конференции в Гренобле в 1971, идея была развита, что ICOM должен предоставить равный статус отдельным участникам, и реформа была принята в Копенгагене в 1974, посредством чего активные члены и ассоциированные члены сформировали единственную категорию. Демократический дух преобладал, и все члены профессии имели право голосовать и обозначать любую функцию ICOM.

4)1977-1989: ICOM GOES INTERNATIONAL

ICOM начал развивать свои действия в развивающихся странах в 1977.

Резолюция, принятая в Москве в 1977, оказала поддержку азиатским, развивающимся странам африканской и Латинской Америки для обучения штата музея и реставраторов. Это обратилось к потребности в квалифицированных экспертах по труду и разговору. Это также способствовало обращению технического оборудования для обучения сохранению.

Четыре решающих конференции в 1977, 1980, 1983 и 1986 позволили ICOM выполнить две стратегических цели:

завершение политики в отношении музеев в обслуживании общества и его развития

принятие Морального кодекса, справочного документа.

1989-1996: Эффективность и универсальность

Финансовое положение ICOM стало более здоровым, и дефицит был поглощен в 1994. Политика сбора средств прокладывала путь к многообещающему будущему.

Репутация ICOM и глобальное действие помогли увеличить свою видимость. Этим результатом была заслуженная награда в течение половины века усилий.

В то время, когда много международных организаций боролись с финансовыми и структурными проблемами, ICOM поддержал универсальность, гибкость и воображение, которое позволило ему удовлетворить требованиям профессии.

Рекомендации последних Общих Ассамблей проложили путь к культурной политике, укрепив идею, что экономическое развитие и культурные факторы были неотделимы.

5) 1996-2004: Новая эра действий

С 1996 ICOM укрепил свою борьбу с незаконным движением культурных товаров, развив Красные Списки и Сто Недостающих рядов Объектов. Действия предотвращения риска, связанные со стихийными бедствиями или рукотворными катастрофами, были ускорены с Museum Emergency Program (MEP), начатой в 2002, а также участие ICOM в Международном Совете Синего Щита (ICBS).

С этими событиями ICOM увеличил свое присутствие в глобальном сообществе музея и современном обществе.

2004 - сегодня: ICOM открывается Азии

ICOM создал новую рабочую группу в целях установления новой стратегии организации. Эта Рабочая группа представила отчет, назвал Ящик для инструментов для Ремонта ICOM. Кроме того, Управление музеем: практическое руководство было разработано для профессионалов и издано ICOM. Это стало справочным инструментом для международного сообщества музея в учебных вопросах.

ICOM продолжал развивать действия относительно защиты культурного наследия, в особенности с его активным участием в Синем Щите и управлении ID Объекта. Защита неосязаемого культурного наследия стала неотъемлемой частью действий программы ICOM. Все эти элементы способствуют установленному влиянию ICOM.

ICOM провел свою первую Генеральную конференцию в Азии в 2004 в Сеуле, Корея. Делая, таким образом, ICOM выдвинул на первый план свое желание включать азиатский континент более значительно в его организацию. Эта стратегия была укреплена в 2010 посредством присутствия ICOM в Шанхайском Мире Экспо и организация ее Генеральной конференции 2010 года в Шанхае.

Сегодня это всемирная организация, представляющая музеи и музейных профессионалов, деятельность которой направлена на охрану и популяризацию природного и культурного наследия – прошлого и будущего, материального и нематериального.

ИКОМ насчитывает приблизительно 35 000 членов в 136 странах мира.

Это уникальная сеть музейных профессионалов, работающих в различных областях, так или иначе связанных с музеями и наследием. ИКОМ обладает высшим консультативным статусом категории "А" в ЮНЕСКО и в Экономическом и социальном совете ООН.

ИКОМ финансируется, прежде всего, за счет взносов членов комитета и поддерживается ЮНЕСКО, Фондом ИКОМ и отдельными национальными комитетами.

Основные направления международного сотрудничества

В своей деятельности ИКОМ тесно связан с ЮНЕСКО и имеет консультативный статус в Экономическом и социальном совете ООН. К числу партнеров ИКОМ относятся также Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС/ WIPO), Интерпол, Международный комитет Голубого щита и Всемирная таможенная организация. Сотрудничество с этими организациями позволяет ИКОМ осуществлять свою международную миссию служения обществу, которая, в частности, включает борьбу с незаконным перемещением культурных ценностей и управление рисками в чрезвычайных ситуациях, в том числе готовность защитить мировое наследие в ситуациях стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Интеллектуальный центр

Стремление ИКОМ к популяризации культуры и знания опирается на работу международных профильных комитетов, посвященных различным областям музейной деятельности. В 30 комитетах ведутся углубленные исследования, результаты которых становятся доступны профессионалам всех континентов. ИКОМ способен мобилизовать международных экспертов по культурному наследию для решения любых проблем, которые встают сегодня перед музеями по всему миру.

Кодекс музейной этики

Основополагающий документ ИКОМ, определяющий нормативы и профессиональные стандарты музейной деятельности.

Рабочие языки ИКОМ - английский, французский, испанский.

Генеральная конференция - ключевое событие Международного совета музеев (ИКОМ) - проводится раз в три года и каждый раз посещает разные города, страны, континенты. Традиционно Генеральные конференции собирают от 2000 до 5000 музейных специалистов разных профилей.

Тема конференции 1977 в Ленинграде и Москве - «Музеи и культурный обмен. Роль музеев во взаимообогащении культур и развитии взаимопонимания между народами»; 1983 в Лондоне - «Музеи и развивающийся мир»; 1998 г. в Мельбурне (Австралия) - "Музеи и культурное разнообразие: древние культуры - новые миры", 2001 г. в Барселоне - "Изменения в менеджменте: музеи перед лицом экономических и социальных проблем". 2016 г. в Милане (3-9 июля) – «Музеи и культурный ландшафт – создавая культурное наследие». Заявленная тема включает в себя два основных вопроса: 1)До какой степени музеи обязаны брать на себя роль центра интерпретации для той территории, того сообщества к которому они относятся? 2) Как могут музеи распространять знания о культурном наследии, которое хранится как внутри, так и вне их стен?.

С 1948 г. Иком начинает выпуск журнала «Новости ИКОМ», каждый номер которого посвящен определенной проблеме. Так, например, номера 2002 г. освещали проблемы «Музеи и глобализация», «Музейная автономия», «Друзья музея»; в 2003 г. – «Музеи и нематериальное наследие», «Архитектура и дизайн», «Консервация», в 2004 г. журнал вновь обратился к проблеме «музей и нематериальное наследие», а также поднял новые вопросы: «Виртульные музеи», «Определение музея», в 2015 – «Музеи в культурном ландшафте», «Музейная архитектура», «Музеи и права человека», и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: