Введение
Тема урока: Введение в экономику
1) Предмет и метод экономической науки
Термин «экономика» часто употребляется и в бытовом общении, и в СМИ, и в официальных выступлениях, и в научной литературе. Но как и для множества других широко употребляемых слов, для термина «экономика» весьма сложно сразу дать определение, объясняющее его сущность.
В настоящее время, когда говорят об экономике, чаще всегда используют это слово в одном из трёх нижеперечисленных смыслов:
1. Экономика – это наука о хозяйственной деятельности человека, ее законах и закономерностях;
2. Экономика – это хозяйство фирмы, страны, региона, мира в целом;
3. Экономика – это совокупность отношений между людьми, возникающих в процессе хозяйственной деятельности.
Цель экономики – обеспечение достаточного уровня жизни, рост благосостояния страны, фирмы, человека.
В основе экономики как совокупности отношений между людьми лежит хозяйственная деятельность, которая понимается как последовательность четырёх стадий: производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг (рис. 1).
Рисунок 1 – Схема хозяйственной деятельности
Многогранность понятия «экономика» обусловила формировании и развитие множества отраслей экономической науки, среди которых следует упомянуть следующие:
- микроэкономика, изучающая хозяйственную деятельность конкретного предприятия, фирмы, потребителя и т.п.
- макроэкономика, изучающая хозяйственную деятельность страны, региона, группы стран и т.п.
- политическая экономия, изучающая производственные отношения и их законы их развития, протекающего параллельно с развитием общества;
- экономическая теория, изучающая наиболее общие теоретические законы, закономерности, принципы,
|
- экономика промышленности, сельского хозяйства, торговли и т.п.;
- мировая (международная) экономика – наука, изучая законы и закономерности на общемировом (международном) уровне;
- менеджмент – наука об управлении;
- маркетинг – наука об исследовании рынка;
- статистика, определяющая количественные характеристики экономических процессов и явлений;
- демография, изучающая экономическую составляющую народонаселения;
- эконометрика, направленная на построение математических моделей экономических процессов и явлений.
Методы исследования экономики
- Эмпирический метод (измерение, наблюдение, описание)
- Анализ
- Синтез
- Индукция
- Дедукция
- Исторический метод
- Логический метод
- Метод научной абстракции
- Моделирование
2) Потребности людей и их виды
Потребность – нужда в чем-либо, необходимом для жизнедеятельности человека.
Рисунок 2 – Пирамида потребностей (по А. Маслоу)
Закон возвышения потребностей: потребности человека всегда изменяются только в бо́льшую сторону.
Выделяют личные и коллективные (общественные) потребности. Личные потребности присущи конкретному индивидууму (человеку), а коллективные – группе людей или обществу в целом.
Пирамида Маслоу отражает личные потребности человека.
Примерами коллективных потребностей являются потребности общества в структурах безопасности и правопорядка, в здравоохранении, органах образования, государственно управлении и т.п.
3) Блага
Благо – общее понятие, характеризующее ценность предметов и явлений.
|
Экономическое благо – товары и услуги, которые удовлетворяют потребности человека и общества.
Свободные блага – блага, потребляемые человеком бесплатно (дышать, любоваться природой, купаться в реке). Они не имеют собственника, не имеют цены, не продаются и не покупаются.
Выделяют материальные и нематериальные блага. Материальные блага предметны и осязаемы. Нематериальные блага неосязаемы и не могут быть представлены в виде предмета.
Ресурсы – все запасы и средства, необходимые для хозяйственной деятельности и создания экономических благ.
Выделяют различные виды ресурсов. Например, ресурсы могут подразделяться на производственные и непроизводственные; на сырьевые, природные, трудовые, финансовые и т.д.
Ресурсы в процессе производства (начальная стадия хозяйственной деятельности) преобразуются в товары и услуги.
Таблица 1 – Свойства товаров и услуг
Свойство | Товар | Услуга |
Удовлетворяет потребности | + | + |
Является предметом (материально) | + | - |
Может храниться | + | - |
Является результатом хозяйственной деятельности | + | - |
Является процессом хозяйственной деятельности | - | + |
Может покупаться и продаваться | + | + |
Свойства ресурсов – доступность, экономическая ограниченность.
4) Ограниченность и ее роль в экономической науки
Закон ограниченности экономических благ: для любого отдельного лица, и для всего общества в целом количество основных товаров и благ ограничено, и их никогда не хватает для удовлетворения всех существующих потребностей.
|
Ограниченность экономических благ и ресурсов относительна, поскольку определяется соотношением с потребностями человека и общества, которые постоянно возрастают.
Задача экономики – максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы, чтобы максимально удовлетворять потребности человека.
Вопросы для самоконтроля:
1. Объясните сущность понятия «экономика»;
2. Назовите и охарактеризуйте отрасли экономической науки;
3. Назовите и охарактеризуйте методы исследования экономики;
4. Что такое потребность? Какие виды потребностей вы знаете?
5. Изобразите пирамиду Маслоу и прокомментируйте её;
6. Раскройте сущность понятия «благо» в экономической науке.
7. Что такое ресурсы? Какие виды ресурсов вы знаете?
8. Составьте схему хозяйственной деятельности и прокомментируйте её;
9. Назовите черты сходства и отличия товара и услуги;
10. Что такое ограниченность и какова ее роль в экономике?
Ситуационное задание 1.1
Как вы понимаете утверждение:
«Ограниченность экономических благ и ресурсов относительна, поскольку определяется соотношением с потребностями человека и общества, которые постоянно возрастают»?
Проиллюстрируйте действие закона возрастающих потребностей примерами из реальной жизни.